Лирический субъект цикла И. Лиснянской «В пригороде Содома»
№ | Стихотворение | Лирический субъект | Окружающие люди | ||||
Мир эмоций | Роль | ||||||
1 | Птичья почта | «за что мне такое счастье»,«серафический слышится мне глагол»,«мне страшен вечности произвол»,«больше от следствий не жду никаких причин»,«воспеваю только наглядный день» | (не указана прямо) поэт, творец | ||||
2 | При содомских воротах | «про Содом тот многогрешный, тот, который так люблю»,«Никак я не спалю память бедную мою», «над ангелом вилась», «пред дьяволом стелилась», «не спалилась, а спаслась»,«одинокая тоска хуже камня у виска»,«я разумом больна от навязчивого сна» | «Там была я при воротах виноградною лозой» | «не минуй мои ворота,заходи, я накормлю, даже водкой напою, даже песенку спою»,«нет, минуй мои ворота» | |||
3 | Театр одного актера | «живу я по привычке»,«вышибает из глаз твоих раскосых/не слезу уже, а едкий натр»,«не схожу ни с ритма, ни с ума» | «живу я…, наподобие часов»,«неужели я – сторонний зритель», | «кто имущий здесь, а кто убогий с жуткой былью на устах»,«бард безногий в тамбуре был на своих ногах»,«кто проситель здесь и кто даритель», | |||
4 | Карнавал | «Веселись, народ, веселись,Что еще остается нам» | Человек толпы (содомского народа, обнищалого люда) | «веселись, обнищалый люд,/ скоморошьи маски надень»,«В паре с бабой баба идет,/А мужик идет с мужиком» | |||
5 | «Где стена крепостная…» | «Я греховней супруги Лотовой в тыщу раз,/Но вопросы мои заметут» | Современная женщина | Разве лучше содомских грядущие горожане? | |||
6 | Дым | «И ушла из дому без оглядки»,«Я же, вылезшая из дерьма»,«Не сошла ни с тропки, ни с ума»,«Да, я уходила без оглядки»,«Я на город свой не оглянулась,Я содомских грешников грешней» | «Я была служанкой в доме Лота» | «На людские вопли, что надсаднейТреска бревен и кирпичной кладки» | |||
7 | В пригороде Содома | «давно мне не спится —Ужасы снятся»,«Чтобы твой ужас не шел на убыль»,«Бог увидал, что пожар — не в науку,И заменил Он мгновенную мукуТрепетом вечным» | Страдающий поэт | ||||
8 | Последний сон | «сплю я бредовым сном»,«Нет, не голубь — я умерла, нет, не вестник, а я мертва!» | Поэт, преодолевающий небытие | «Кем-то брошен на мой порог умирающий голубок» | |||
9 | Короткая переписка | «Более факта, ты полностью прав,Меня привлекает миф» | Поэт | ||||
10 | Кукловод | «Простите меня, простите меня, простите! — …Мне легче живется, чем вам, —В руках у меня от кукол молящихся нити»,«Простите меняЗа остывшие угли молитв —Что взять с кукловода? И все-таки знайте —Что не было дня,Когда бы куклы моиЗа вас не молились...» | «Я тот кукловод,Кто, дергая нити строк,Свою заглушает боль, печаль избывает» | «И те, кто в пути,И те, кто сидят по домам»,«кукол молящихся нити» | |||
11 | Имена | «Я пишу лишь о том, о чем я вслух не рискну,В моем горле слова — словно дрожь по коже»,«мне каждое слово, что имя Божье»,«Но какой с меня спрос? — жизнь моя — тополиный пух,Тень малиновки, пыль с кукловодных ниток» | «жизнь моя — …обветшалой жалости свиток» | ||||
12 | «Пусть не на что мне опереться… | «Пусть не на что мне опереться,Но разве не чудно, скажи,Смеяться от чистого сердцаИ плакать от всей души?» | Современная женщина |
Приложение 5
Система мотивов в лирическом цикле И. Лиснянской «В пригороде Содома»
№ | Стихотворение | Тема | Идея | Мотивы | |||
1 | Птичья почта | Осмысление истоков поэтического творчества | Счастье – когда на творчество поэт вдохновлён природой – посредником между человеком и Богом | Птицы («певчие страсти»,«птиц перелетных снасти», «птичья почта»);время (вечность, «в прошлое влюблен», «прошлому верен», «по истории экзамен»), память («памяти опыт печален», «вкруг памятных мест») | |||
2 | При содомских воротах | Осмысление места человека в современном мире | Страдания, боль, тоска «втоптанного в грязь» человека позволяют спастись от огня в «новом (современном) Содоме» | Память («Никак я не спалю память бедную мою»,Огонь («Но Господнею грозою не спалилась, а спаслась», «гневный огонь», «сгорела вся родня») | |||
3 | Театр одного актера | Осмысление места человека в современном мире | Поэт не должен позволять себе оставаться только «сторонним зрителем», наблюдающим трагедию «нового Содома» | Птицы («меж птичьих голосов пролетает голос электрички»,«меж птиц, поющих задарма,/ не схожу ни с ритма, ни с ума»),Огонь («играет времени излом, / где горит без пламени Содом», «табачный прах») | |||
4 | Карнавал | Осмысление места человека в современном мире | Безысходность веселья обречённых – внешнее проявление трагедии «нового Содома» | Огонь («За спиною полыхало мореИ земля пожаром нефтяным —Тенью от него стелился дым») | |||
5 | «Где стена крепостная…» | Осмысление своего места в современном мире | Содом не остался в прошлом, современные люди грешней жителей Содома,«Я греховней супруги Лотовой в тыщу раз» | Память(«Оглянувшись на прошлое»,«То ли городу памятник»,«Между тем, что прошло, и тем, что проходит мимоМежду тем, что проходит, и тем, что еще грядет»,«грядущие горожане») | |||
6 | Дым | Осмысление своего места в современном мире | Современный человек грешней жителей Содома. Потому что пытаются «бегством» отстраниться от разворачивающейся на их глазах трагедии;«Я на город свой не оглянулась,Я содомских грешников грешней» | Огонь («За спиною полыхало мореИ земля пожаром нефтяным —Тенью от него стелился дым»,«Дым один шел впереди меня»,«Только дым, отброшенный пожаром,Тенью стал и совестью моей» | |||
7 | В пригороде Содома | Осмысление истоков поэтического творчества | Наказанием, более страшным, чем пожар Содома, для поэта становится «трепет вечный» - осмысление греховности современного мира и ожидание страшной кары | Огонь(«Память — горящая спичка в соломе»,«обратил ты в уголь»,«А серафим с обгорелой ключицей»,«пожар — не в науку»)Птицы(«Звездные мне отвечают просторыГолосом птицы»,«серафим с обгорелой ключицей») | |||
8 | Последний сон | Осмысление истоков поэтического творчества | Поэт и за чертой небытия («я мертва») остается живым своим предощущением спасения, своей чуткостью к вести о спасенье | Птицы(«умирающий голубок»,«из-под крыла кровеносный мерцает ток»,«Нет, не голубь — я умерла»)Дождь(«В мелкий дождик»,«Дождь идет»,«Бьет и дождик в колокола»,«Даже дождик наискосок») | |||
9 | Короткая переписка | Осмысление роли поэта в современном мире | Поэт в современном мире не пророк, но открывающий ворота пророку, ожидающий от пророка спасительной вести | Пророк(«Пускай отдохнет пророк»,«Пусть он забудется вещим сном»,«И Воскресенье предрек») | |||
10 | Кукловод | Осмысление своей поэтической миссии | Поэту в современном мире легче, потому что он (кукловод) связан незримыми «нитями строк» с самыми лучшими из людей (с «куклами молящимися») | Куклы(«кукол молящихся нити»,«куклы мои», «остывшие угли молитв»,«нити строк») | |||
11 | Имена | Осмысление своей поэтической миссии | Современный поэт недостоин того, чтобы прикоснуться к истинному слову (имени Божьему), поэтому он всего лишь «кукловод», его творчество - «жалости свиток» | Слова, имена(«Певчих птиц имена»,«В моем горле слова»,«Мой язык в нерешительности»,«мне каждое слово, что имя Божье»,«много земных имен»,«как же можно такое кому-то высказать вслух»,«Нарекать Божьим именем здешних имен избыток»,«Но какой с меня спрос? — жизнь моя —… обветшалой жалости свиток» | |||
12 | «Пусть не на что мне опереться… | Постижение смыла жизни | Великое чудо дарит человеку жизнь – обретение счастья, которое не вечно, и горя, которое дарит бессмертье душе | Чудо(«разве не чудно»,«Смеяться от чистого сердцаИ плакать от всей души»,«эта жизнь хороша»,«счастье, как сердце, не вечноИ горем бессмертна душа». |
Приложение 6