Смекни!
smekni.com

Литература Древнего Египта в период Древнего Царства (стр. 8 из 8)

Я слышал слова Имхотепа и Джедефгора,

Слова, которые все повторяют.

А что с их гробницами?

Стены обрушились,

Не сохранилось даже место, где они стояли.

(Перевод А. Ахматовой) [10; C. 42]

Египетская литература — древнейшее свидетельство художественного творчества человека. В завещанных нам произведениях современников строителей пирамид и их потомков впервые встречаются многие литературные приемы, в том числе и довольно сложные, которые применяются и поныне во всех литературах мира. Наконец, многие сюжеты, разрабатываемые повсеместно в фольклоре, получили изначальное оформление в древнеегипетских сказках. Так, сказка о Рампсините и хитром воре имеет параллели в сказках немецких, английских, датских, русских, кипрских, тибетских, индийских, китайских, осетинских, арабских, чешских, бретонских, сицилийских и т. д. Сказка, условно озаглавленная "Правда и Кривда", близка русской сказке с аналогичным названием. Как мы видели, "Сказка о потерпевшем кораблекрушение" перекликается с одной из сказок о Синдбаде-мореходе, а басня "Лев и мышь" почти аналогична басне Эзопа.

Десятки столетий отделяют нас от мира древних египтян, но достижения их культуры, в частности литературы, унаследованы почти всем человечеством. Вот почему мы с полным основанием имеем право повторить вслед за безымянным автором "Прославления писцов...":

Они ушли,

Имена их исчезли вместе с ними,

Но писания заставляют

Вспомнить их.

(Перевод А. Ахматовой) [10; C. 42]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Египетское общество в древние времена жило напряженной, богатой и многосторонней духовной жизнью. Египетская культура в целом является одним из истоков культуры всемирной. Египетская литература, представляющая собой одно из самых ярких и художественно ценных проявлений этой культуры, самобытна и глубоко человечна. Она неразрывно связана с жизнью общества и его идеологией. А так как в эпоху ее развития в идеологии преобладающую роль играла религия, не удивительно, что египетская литература испытала на себе существенное влияние религии, и нередко в ее произведениях мы обнаруживаем религиозное мироощущение в различных его проявлениях. Однако отсюда вовсе не следует, что египетская литература в основном литература религиозная пли богословская. Наоборот, она представлена самыми разнообразными жанрами. Наряду с переработанным и записанным в виде сказок фольклором — сказки папируса Весткар, "Два брата", "Обреченный царевич" — есть повести о реальных событиях: "Рассказ Ун-Амуна", надписи царей и вельмож исторического содержания; наряду с религиозными текстам – (гимны Амону, Атону, Хапи и др.) — произведения скептического содержания, например, "Спор разочарованного со своей душой"; наряду с мифологическими сказками (сказка о Хоре и Сете) — басни и любовная лирика. (Известны ли были египтянам стихотворения в нашем понимании этого термина — ничего определенного сказать нельзя, так как огласовка египетских текстов вплоть до наших дней является проблематичной.) Египтянам не чужды были и театральные представления, причем не только мистерии, но и в какой-то мере светская драма.

Гуманистическая идея, выражавшая интерес общества к человеку, и неразрывно связанное с этим интересом человеколюбивое отношение к нему пронизывают литературу древнего Египта. Отдельные ученые рассматривают Египет как единственную родину многих жанров и литературных сюжетов, проникших впоследствии в другие древние литературы. Это — преувеличение, но никак нельзя отвергать серьезное влияние египетской литературы на другие литературы древности. Отметим прежде всего, что египетская литература оказала влияние на Библию. Хотя определение объема этого влияния вызывает противоречивые мнения, однако факты такого воздействия несомненны. Рассказ Библии об исходе евреев из Египта содержит следующий эпизод: Моисей "разделил" воды Красного моря, и по суше, то есть дну моря, провел весь еврейский народ с одного берега на другой. В папирусе Весткар египетский жрец также "разделяет" воды пруда. Библейская книга "Притчи Соломоновы" по своей структуре и стилю напоминает египетские поучения. В "Поучении Аменемопе" мы читаем: "Дай уши твои, внимай словам, сказанным мной, обрати сердце свое к пониманию их". [7; C. 65] В "Притчах Соломоновых": "Приклони ухо свое, внимай словам моим и обрати сердце свое к пониманию их". [7; C. 65] Такое совпадение, конечно, не случайность, египетский текст является в данном случае первоисточником. Бросается в глаза близость библейских псалмов 104, 110 и некоторых других к египетским текстам, и т. д. Исследование ряда библейских сюжетов, например, "Пребывание Иосифа в Египте" ("Книга Бытия") и др. показывало, что они навеяны египетским бытом и литературой. Египетские мотивы через Библию, а затем и через коптскую литературу проникли в Европу. Восхваление римского полководца Стилихона латинским поэтом IV в. н.э. Клавдианом содержит совершенно явные следы религиозных и мифологических представлений древних египтян. Надо отметить и выявленную исследователями связь между египетской и античной любовной лирикой. Так называемый параклауситрон, то есть любовная песнь у закрытых дверей любимой (Плавт, Катулл, Пропорций), традиционно рассматривался как исконно античный жанр. Оказалось, однако, что задолго до античных авторов египтяне знали этот литературный прием. Приведенные факты достаточно убедительны, хотя далеко не представляют собой систематического или исчерпывающего обзора литературных связей между Египтом и античным миром.

В целом древнеегипетская литература была в большей мере дающей, а не берущей, влияющей, а не подвергающейся влиянию. Конечно, исключать всякое влияние на египетскую литературу было бы неверно. В демотической литературе существует цикл сказании о фараоне Петубасте. В этих сказаниях имеются неегипетские литературные моменты, и можно допустить здесь влияние "Илиады" Тот факт, что знакомство с "Илиадой" наложило какой-то отпечаток на цикл о Петубасте, свидетельствует вместе с тем, что впечатление от Илиады" было воспринято по-египетски, как всегда бывает при взаимовлиянии двух больших литератур. Египетская культура и литература, воспринимавшие иноземные элементы, адаптировали их к себе, не теряя при этом своего самобытного облика.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Белов А. Петровский В. Страна Большого Хапи. - Л., 1973.

2. Виноградов И.В. Раннее и Древнее царства Египта./История Древнего мира. Ранняя Древность.- М.:Знание, 1983 - с.140-160.

3. Виппер Ю. Б. Вступительные замечания. История всемирной литературы: В 9 т. М., 1983. Т. 1

4. Дворецкий И. Х. Латинскорусский словарь / 2е изд., перераб. и доп. М., 1976.

5. Кацнельсон И.С. Художественная литература // Культура Древнего Египта. М., 1976. С. 315–365.

6. Коростовцев М.А. Гуманизм в литературе древнего Египта // Идеи гуманизма в литературах Востока. М., 1967. С. 3–15.

7. Коростовцев М.А. Древнеегипетская литература: вступительная статья (С. 23–32), переводы (С. 33–73), примечания (С. 653–659) // Поэзия и проза Древнего Востока (Библиотека всемирной литературы, серия I, том I). М., 1973.

8. Коростовцев М.А. Египетская литература (древняя) // Краткая литературная энциклопедия. Т. 2. М., 1964. С. 868–871.

9. Коростовцев М.А. Литература древнего Египта // История всемирной литературы. Т. I. М., 1983, С. 54–82.

10. Лирика древнего Египта (Пер. А. Ахматовой и В. Потаповой). М., 1965.

11. Лирическая поэзия древнего Востока (Сост. И.М. Дьяконов). М., 1984.

12. Луков Вл. А. Литература: теоретические основания исследования // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 2. С. 136-140.

13. Матье М.Э. Что читали египтяне 4000 лет тому назад. Л., 1934, 1936.

14. Н. И. Конрад, "История всемирной литературы", т. I, М., 1967.

15. Поэзия и проза древнего Востока. Библиотека всемирной литературы. Т. 1. М., 1973. С. 23–112 (Древнеегипетская литература).

16. Рубинштейн Р.И. Древнеегипетская литература // Сказки и повести Древнего Египта.Л., 1979; М., 2005. С. 145–174.

17. Тураев Б.А. Египетская литература. Т. I. Исторический очерк древнеегипетской литературы. М., 1920. СПб, 2000.