ëëë
Самое вместительное в мире – сердце.
Всех людей себе усыновило сердце.
Понесло все тяжести и гири милых.
И немилое для сердца стало в милых.
Господи, там, в самой сердцевине, нежность.
В самой сердцевине к милым детям нежность.
Подарила мне покров свой синий Матерь,
Чтоб была и я на этом свете матерь.
Клермон-Ферран
В этом стихотворение основная идея – это материнская любовь ко всем людям. Любовь, которая по слову апостола Павла, не ищет своего. Она жертвенна. Она рада отдавать, а не принимать. И это любовь настолько велика, что готова принять всех людей на свете.
Самое вместительное в мире – сердце.
Всех людей себе усыновило сердце.
Мы знаем, что, когда Елизавета Юрьевна приняла проживала заграницей, то помогала многим людям избежать ареста, укрывала от преследований евреев и делала много таких дел, которые являлись спасением для тех, ради кого они совершались. И в этом стихотворении мы видим эту безграничную любовь матери Марии ко всем без исключения людям.
Она называет всех людей своими детьми.
В самой сердцевине к милым детям нежность.
Став монахиней и приняв к своему новому имени обращение матушка (мать), Кузьмина-Караваева стала по-настоящему матерью для всех нуждающихся и обремененных тяготами того времени.
Подарила мне покров свой синий Матерь…
Матерь с большой буквы – это, конечно, Богородица, которая, как написано в богословских книгах, находясь при кресте своего истерзанного Сына и взяв в пример Его безграничную любовь к роду человеческому, усыновила весь Адамов род. Синий покров Божией Матери можно встретить и на иконах. Например, на иконе именуемой Взыскание погибших, которая имеет особую благодатную силу подавать укрепление в вере заблудшим людям и тем, кто находится в смертельной опасности. Покров – это символ того, что Пресвятая Богородица укрывает, покрывает всех, обращающихся к ней от всех бед, всегда помогает им, если они искренне молятся ей.
ëëë
Моих грехов не отпускай
И благодать не даруй даром –
Всё взвесь, всё смеряй, всё карай,
Смотри, каким тлетворным паром
Клубится память о былом.
Сокрушена душа пожаром.
Я предавала Отчий дом,
И благодать всю расточала,
И призывала гнев и гром.
Вот слушай. Дней моих начало.
И солнца южного ладья
Меня в лазурности качала.
Пуста была грехов бадья,
Тяжеловесна – благодати,
И милостив Твой взор, Судья.
Ты посылал небесных ратей
В закатном небе алый полк.
И я не ведала о плате.
Как накопился тёмный долг,
И стал скитаться дух средь ночи,
Затравленный, голодный волк?
Ты слышишь, - дни мои пророчат,
Пророчат гнев, пророчат суд.
И сроки с каждым днём короче.
И смерть, и кровь, разгул и блуд.
Разнузданность страстей несытых
Они как знак в себе несут.
Кто перечислит всех убитых?
Растлённых всех кто соберёт?
Кто вспомнит мёртвых незарытых?
Но и не в этом тёмный гнёт, -
Всё это знак иной измены.
И всё вменяю я в умёт.
Я захотела жизни тленной
И гибель в сердце приняла,
И приняла я знаки плена,
И почести я воздала –
Не смыслу – божеские. Вот
Закон, свершивший все дела.
Сзывай же Свой святой народ,
И распластай меня на плахе,
И перечисли каждый год,
Так, чтоб душа смешалась в страхе,
Чтоб кнут твой жилы обнажил.
В посконной буду я рубахе,
В натуге почерневших жил,
Со взором, что от муки
Всё кается, как дух мой жил.
С ударом каждым кнут Твой крепнет.
О, суд Твой милостив и свят.
Такой конец мой – благолепный.
Пусть будет только тёмный ад,
Пусть будет скорбно и тоскливо,
Не будет пусть пути назад, -
Всё Ты решаешь справедливо.
Дата написания этого стихотворения неизвестна, но мы знаем, что это стихотворение было опубликовано после смерти матери Марии. Это стихотворение – исповедь грешного человека, осознающего всю тяжесть совершённых проступков. Это лирическое стихотворение несёт покаянный характер. Здесь мы видим искренние чувства самой поэтессы, которая претерпела немало искушений на своём жизненном пути. Поэтому мы можем сказать, что это стихотворение не просто литературное произведение, но исповедь самой Кузьминой-Караваевой.
С первых строк стихотворения мы ощущаем твёрдость и решительность, с которыми Елизавета Юрьевна обращается к Богу.
Моих грехов не отпускай
И благодать не даруй даром –
Всё взвесь, всё смеряй, всё карай,
Она не просит о милости, даже наоборот, взывает к справедливому решения Бога, которого называют Милостивым и Всепрощающим. Но откуда же такая жёсткость к себе?
Сокрушена душа пожаром.
Это мы узнаём из последующих строк.
Я предавала Отчий дом,
И благодать всю расточала,
И призывала гнев и гром.
Отчий дом здесь написано с большой буквы. И поэтому мы понимаем, что речь здесь идёт вовсе не о простом родительском доме или семейном очаге. Речь здесь идёт о доме Всеобщего Отца – Господа Бога. А предать Отчий дом означает, отвергнув милость Божию, уйти в греховность, избрать для себя путь мимолётных плотских наслаждений.
Вот слушай. Дней моих начало.
Начинает свою исповедь кающаяся.
И солнца южного ладья
Меня в лазурности качала.
Пуста была грехов бадья,
Тяжеловесна – благодати,
И милостив Твой взор, Судья.
Ты посылал небесных ратей
В закатном небе алый полк.
И я не ведала о плате.
Эти строки говорят о лёгкой юности Кузьминой-Караваевой, когда она была чиста и непорочна, когда благодать, дарованная ей Богом, была в целости и сохранности. Счастливо и беззаботно протекали те дни, тогда Елизавета Юрьевна ещё не задумывалась о том, что надо хранить свою душу и тело от греховного, того, что разрушает нашу внешнюю и внутреннюю жизнь.
Как накопился тёмный долг,
И стал скитаться дух средь ночи,
Затравленный, голодный волк?
В этих строках мы уже видим появление озабоченности о своей душе матери Марии. Её дух стал томиться и искать покоя. Она сравнивает свою душу с затравленным, голодным волком. Почему затравленным? Наверное, будет правильным предположить, что затравленной душа является тогда, когда все её страсти и грехи взяли такую силу над ней, что душа уже становится их пленницей. Почему голодный? Голод духовный может быть только в одном случае – при отсутствии богообщения. Когда человек перестаёт посылать душе её ежедневную пищу (молитвы, чтение Священного Писания и духовных книг, разговоры о божественном и т. д.), душа начинает испытывать духовный голод, она начинает тосковать по своему небесному отечеству.
Ты слышишь, - дни мои пророчат,
Пророчат гнев, пророчат суд.
И сроки с каждым днём короче.
Теперь уже ощущается приближение расплаты за совершённые грехи. Страшный суд предстоит пережить всем людям – мать Мария понимала это так, как никто другой, и здесь мы видим его ожидание.
И сроки с каждым днём короче.
И смерть, и кровь, разгул и блуд.
Разнузданность страстей несытых
Они как знак в себе несут.
В этих строках мы видим, что нет спокойного ожидания суда, потому что есть, за что ждать кары.
Я захотела жизни тленной
И гибель в сердце приняла…
А дальше мы видим призыв к своей каре. Только подумайте, каким великим покаянием надо обладать, что просить наказания, а не помилования!
Сзывай же Свой святой народ,
И распластай меня на плахе,
И перечисли каждый год,
Так, чтоб душа смешалась в страхе,
Чтоб кнут твой жилы обнажил.
Святой народ – это, можно предполагать, не только святые, которым уготовано быть судьями грешников, как о том сказано в Евангелие от Матфея: "Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых" (глава 19, стих 28). Но и Ангелы небесные, которые называются небесными жителями в святоотеческой литературе.
В посконной буду я рубахе,
В натуге почерневших жил…
Посконная рубаха уже определяет в каком состоянии будет находится грешная душа на суде. Посконная одежда - это одежда самая простая, дешёвая, достоинство её самое низкое. Таким образом, даже через своё одеяние поэтесса определяет себя как великую грешницу, недостойную иной одежды. А мы знаем, что одеяние в духовном значении имеет свой определённый смысл. В Евангелие от Матфея мы видим следующую притчу, в которой говорится о должном одеянии праведников, когда они входят в райские обители: "Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных". В этой притче говорится о том, что человек должен быть всегда готов к отшествию в мир иной и в должен творить достойные дела, чтобы, быв призванным в Царство Небесное, явится в достойном одеянии из своих добрых дел. Таким образом, мы можем сделать вывод, что брачная одежда – это вовсе не те вещи из нашего гардероба, которые мы каждый день одеваем, здесь подразумеваются другие одежды – духовные, сотканные из наших поступков, мыслей, желаний, дел, слов. И, если человек достойно прожил свою жизнь, то и одежда его соткана из светлых дел его, она лучится добрыми делами человека, она достойна сына Божия, а если человек, не думая о Небесном Отечестве, жил, предаваясь земным удовольствиям, был нечестен, не почитал Бога – в общем, вёл греховную жизнь, то и одежды его будут состоять из его тёмных дел, которые отнюдь, конечно же, не будут его украшать, а наоборот обличать человека в его злых делах.