Любовь в жизни и творчестве Ф.И. Тютчева
(к 205–летию со дня рождения поэта)
Вечер – композиция
(10 класс)
Цели вечера:
- познакомить учащихся с биографией и любовной поэзией Фёдора Ивановича Тютчева;
- показать роль женщин в жизни и творчестве Тютчева;
- воспитывать эстетические чувства, любовь к русской поэзии;
- развивать устную речь, умение общаться.
Предварительные задания учащимся (творческая группа – 6 человек):
1)подготовить сообщения о предках поэта; о родителях;
2)об отношениях Тютчева с Амалией Крюденер, Элеонорой Петерсон, Эрнестиной Дернберг, Еленой Денисьевой;
3)выучить наизусть стихи поэта, посвящённые каждой из названных женщин.
Эпиграф:
Если б в сердце тебя я не грел, не ласкал,
Ни за что б я тебе этих слов не сказал.
А. А. Фет
ХОД ВЕЧЕРА
Вступительное слово учителя.
Сегодня наша встреча, наша беседа посвящены прекрасному русскому поэту второй половины XIX века – Фёдору Ивановичу Тютчеву, которому в этом году 5 декабря исполняется 205 лет.
Обратим внимание на портрет Тютчева.
«Стройного, худощавого сложения, небольшого роста, с редкими, рано поседевшими волосами, небрежно осенявшими высокий, обнажённый, не-обыкновенной красоты лоб, всегда оттенённый глубокой думой; с рассеянием во взоре, с лёгким намёком иронии на устах, - хилый, немощный и по наружному виду, он казался влачившим тяжкое бремя собственных дарований, страдавшим от нестерпимого блеска своей собственной неугомонной мысли», - так, по воспоминаниям И. Аксакова, выглядел Тютчев – поэт, о котором Лев Толстой сказал: «Без него нельзя жить».
Перед вами также копии портретов четырёх женщин: Амалии Крюнденер, Элеоноры Петерсон, Эрнестины Дернберг и Елены Александровны Денисьевой.
Благодаря общению с этими женщинами Тютчев создал изумительные стихи. Какую роль в судьбе и творчестве Тютчева сыграла каждая из них, мы узнаем из ваших выступлений. (Звучит запись пьесы «К Элизе» Бетховена, под её звуки читается стихотворение.)
Ученик 1 (сидит в кресле):
Сижу задумчив и один,
На потухающий камин
Сквозь слёз гляжу…
С тоскою мыслю о былом
И слов в унынии моём
Не нахожу.
(Остаётся сидеть в кресле, задумавшись.)
Ученик 2.
Род Тютчевых восходит к «хитрому мужу» Захарию Тутчеву. Это был выдающийся дипломат, посланец великого князя Дмитрия Донского к хану Мамаю в Золотую Орду накануне Куликовской битвы. Возмущённый унизительным ответом татарского Мирзы русскому князю, Тутчев разорвал, возвращаясь в Москву, его грамоту и послал её клочки обратно в Орду. Весть эта быстро разошлась по Руси, и «русский посол Захарий Тутрин» даже стал одним из героев народной сказки «Про Мамая безбожного». И кто знает, может быть, Фёдор Тютчев, избирая профессию дипломата, вспоминал о предке, который так много сделал на этом поприще.
Ученица 1.
Дед поэта секунд-майор Николай Андреевич Тютчев был далеко незаурядной личностью: умён, красив, статен, отличался силою и добрым нравом. Мать поэта, Екатерина Львовна Толстая, приходилась племянницей генералу Римскому-Корсакову, сподвижнику А. Суворова. Лишившись матери в 12-летнем возрасте, Екатерина Львовна пошла на воспитание к тётке по отцу, Анне Васильевне Остерман, муж которой служил московским генерал-губернатором, был богат, имел дома в Москве и Петербурге.
В дом на окраине Белого города начал в те годы часто захаживать в гости скромный симпатичный гвардии поручик Иван Николаевич Тютчев, вскоре сделавший предложение племяннице Анны Васильевны Остерман, Екатерине Толстой. Согласие на брак было получено, и в 1798 году состоялась свадьба, после которой молодые уехали в родовое имение Ивана Николаевича Овстуг, что на Брянщине. Здесь у них в 1801 году родился сын Николай, а 23 ноября (по старому стилю) 1803 года и будущий поэт Фёдор. Екатерине Львовне не очень нравилась деревенская усадьба мужа, поэтому она была рада переехать в Москву после смерти своего дяди Фёдора Андреевича Остермана. В Москве у Тютчевых родился третий сын – Сергей, через год – дочь Дарья и в 1809 году – сын Дмитрий. В живых остались только Николай, Фёдор и Дарья.
Отец поэта, Иван Николаевич, получил образование в Петербурге в основанном Екатериной Второй греческом корпусе, а затем служил в гвардии. Дослужившись до чина поручика, он подал в отставку, т.к. был довольно мягкого характера и считал себя неспособным для армейской службы. Женившись на Екатерине Львовне Толстой, он был вполне счастлив в семейной жизни и боготворил жену. В их семье всегда царила спокойная и благожелательная атмосфера.
Ученица 2.
Тринадцати лет Тютчев становится вольнослушателем Московского университета. В это время он уже много переводит и сам пишет стихи. В начале 1818 года (четырнадцати лет) Тютчев был принят в Общество любителей русской словесности. В следующем году его стихи были впервые напечатаны, тогда же он стал студентом словесного отделения университета. Вскоре, после окончания университета в 1822 году Тютчев был причислен к русской дипломатической миссии в Мюнхене, и последующие двадцать с лишним лет его жизни прошли в западно-европейских странах. В России он жил только во время немногочисленных отпусков и возвратился на родину в 1844 году.
(Звучит вальс «Сказки Венского леса» Штрауса.)
Учитель.
Под звуки вальса Штрауса перенесёмся в Мюнхен, 1832 год, на бал при дворе. Графиня Амалия Лерхенфельд.
Ученица 3.
Они познакомились во второй половине 1823 года. Двадцатилетний Фёдор Тютчев уже освоил свои немногочисленные служебные обязанности и стал чаще появляться в свете. Графиня Амалия Максимилиановна Лерхенфельд была пятью годами моложе его. Отец Амалии, дипломат граф Лерхенфельд, был в 30-х годах баварским посланником в Петербурге. Несмотря на разное положение в обществе, молодые люди почувствовали симпатию друг к другу. Пятнадцатилетняя красавица взяла под своё «покровительство» превосходство воспитанного, чуть застенчивого русского дипломата. Фёдор и Амалия совершали частые прогулки по зелёным полным древних памятников улицам Мюнхена, к прекрасному Дунаю. Памятью о тех временах навеяно стихотворение:
Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.
<…>
И ты с весёлостью беспечной
Счастливый провожала день;
И сладко жизни быстротечной
Над нами пролетела тень.
Ученик 2.
Тютчев был настолько очарован своей юной избранницей, что стал всерьёз подумывать о женитьбе. Графиня выглядела очаровательной, у неё было много поклонников. Но Фёдор Иванович решился просить руки Амалии. Однако русский дворянин показался её родителям не такой уж выгодной партией для их дочери, и они предпочли ему барона Александра Крюденера, секретаря посольства, товарища Тютчева. По настоянию родителей Амалия, несмотря на нежные чувства, которые она питала к Тютчеву, дала согласие на брак с Крюденером. Юный дипломат был убит горем. Его настроение нашло отражение в стихотворении «К Н.»
Твой милый взор, невинной страсти полный,
Златой рассвет небесных чувств твоих
Не мог – увы! – умилостивить их –
Он служит им укорою безмолвной.
Неизвестно, пожалела ли потом Амалии Максимилиановна о своём замужестве, но дружеские чувства к поэту сохранила и при каждом удобном случае оказывала Фёдору Ивановичу любую, хоть маленькую услугу.
Ученица 1.
Уже после отъезда Крюденеров Тютчев пишет в письме к родителям: «Видите ли вы иногда г-жу Крюденер? Я имею основание предполагать, что она не так счастлива в своём блестящем положении, как бы я того для неё желал. Милая, прелестная женщина, но какая несчастливая! Она никогда не будет так счастлива, как она того заслуживает. Спросите её, когда вы её увидите, помнит ли она ещё о моём существовании. Мюнхен очень изменился со времени её отъезда».
Время покажет, что ни она, ни он не забудут своей юной привязанности. В течение долгой жизни они встречались не часто. Но эти редкие встречи радовали обоих. Например, в июле 1840 года они встретились в Тагернзее – живописной местности недалеко от Мюнхена, где Тютчевы и Крюденеры жили семьями. Описывая в письме родителям свой отдых, Тютчев с радостью и в то же время с грустью сообщает им: «Вы знаете мою привязанность к госпоже Крюденер и можете легко себе представить, какую радость доставило мне свидание с нею. После России это моя самая давняя любовь. Ей было четырнадцать лет, когда я увидел её впервые. А сегодня, 14 июля, четырнадцать лет исполнилось её старшему сыну. Она всё ещё очень хороша собой, и наша дружба, к счастью, изменилась не более, чем её внешность».
Дружен был Фёдор Иванович и с мужем Амалии Максимилиановны А.С. Крюденером. Александр Сергеевич даже шафером на свадьбе поэта. С годами Тютчев и Амалия Максимилиановна встречались всё реже и реже. Ещё в 1842 году барон Крюденер был назначен военным атташе при русской миссии в Швецию. В 1852 году он скончался. Через некоторое время Амалия Максимилиановна вышла замуж за графа Н.В. Адлерберга, генерал-майора (впоследствии финляндский генерал-губернатор). У Тютчева же были свои заботы – увеличение семьи, служба, которая так и осталась ему в тягость… и всё-таки судьба ещё дважды подарила им дружеские свидания, ставшие достойным эпилогом их многолетней привязанности. В июле 1870 года Фёдор Иванович лечился в Карлсбаде. В это время года на целебные воды съезжалась европейская и русская знать, многие были знакомы Тютчеву. Но самой радостной для него стала встреча с Амалией Максимилиановной, которая с мужем также приехала на лечение. Прогулки с пожилой, но всё ещё сохранившей привлекательность графини вдохновили поэта на одно из самых прекрасных его стихотворений. 26 июля, возвратившись в гостиницу после прогулки, он написал своё стихотворное признание.
(Звучит романс на слова Тютчева.)
Я встретил вас – и всё былое