Другим важным направлением в теории романа в начале 19 века была теория Гегеля. По его мнению, современный тип романа представляло собой произведение Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера».
Первый теоретический труд в отечественном литературоведении посвящен исследованию жанра романа воспитания. Он принадлежит М. Бахтину, который создает собственную классификацию романов воспитания. Так, М. М. Бахтин в книге «Вопросы литературы и эстетики» рассматривает проблематику романа воспитания. Исследователь сопоставляет «роман испытания» и «роман воспитания», подчеркивая, что первый «исходит из готового человека и подвергает его испытанию с точки зрения также готового уже идеала», тогда как роман воспитания «противопоставляет ему становление человека... Жизнь с ее событиями служит уже не пробным камнем и средством испытания готового героя... Теперь жизнь с ее событиями, освещенная идеей становления, раскрывается как опыт героя, школа, среда, впервые формирующие характер героя и его мировоззрение»[11]. Таким образом, по мысли М. М. Бахтина, роман воспитания - это художественная структура, основным организующим центром которой является идея становления. При этом автор правомерно отмечает зыбкость границ, отделяющих роман испытания от романа воспитания, поскольку основополагающие идеи обеих родственных разновидностей взаимосвязаны.
В монографии «Эстетика словесного творчества» М. М. Бахтин прослеживает эволюцию нескольких романных разновидностей: роман странствий, роман испытания героя, роман биографический и автобиографический, роман воспитания. Ученый подчеркивает, что в романе странствий, «временные категории разработаны крайне слабо», «становления, развития человека роман не знает»[12], в романе испытания «герой дан всегда как готовый и неизменный. Все качества его даны с самого начала и на протяжении романа лишь проверяются и испытываются», однако в этом типе романа «дается развитый и сложный образ человека, имевший громадное влияние на последующую историю романа».[13] Важной особенностью романа испытания, по мнению М. Бахтина, является разработка категории времени - «психологическое время». Но все же «между героем и миром нет подлинного взаимодействия; мир не способен изменить героя», «проблема взаимодействия субъекта и объекта, человека и мира в романе испытания не поставлена». [14]
В «биографическом романе» отсутствует принцип становления, развития. «Меняется, строится жизнь героя, его судьба, но сам герой остается, неизменным». Бахтин выявляет понятие «биографического времени». По мнению ученого «события формируют не человека, а его судьбу (хотя бы и творческую)»[15].
Наконец, роман воспитания дает «динамическое единство образа героя»[16], но сам герой, его характер - это переменная величина в формуле этого романа. Изменение самого героя приобретает «сюжетное значение», «время вносится вовнутрь человека, входит в самый образ его», «становление человека совершается в реальном историческом времени с его необходимостью, с его полнотой, с его будущим, с его глубокой хронотопичностью»[17].
М. М Бахтин показывает, что роман воспитания - роман синтетический, подготовленный развитием романа странствий, романа испытания, биографического романа. Этот роман дает образ становящегося человека. В нем впервые появляется «подлинный хронотоп», времяпространство. Формирование личности героя, динамический тип становления и развития героя, хронотоп - важнейшие открытия романа воспитания. В дальнейшем эти понятия оказали большое значение для всего развития романа.
Исследуя роман Гриммельсгаузена, Вальтер Буш приходит к следующему заключению, что «путь развития героя можно разделить на четыре основных момента»[18]. И каждый из этих периодов жизни Симплициссимуса характеризуется книгами и интересами, которые и влияют на жизнь героя в целом.
В работе В.Н. Пашигорева представлен анализ романов «Агатон» Виланда, «Годы учения Вильгельма Мейстера» И.В. Гете, «Генрих фон Офтердинген» Новалиса, «Зеленый Генрих» Г. Келлера и другие. По мнению В.Н. Пашигорева, роман воспитания - это роман «о формировании мировоззренческой позиции героя в результате уроков жизни, практического опыта, о многотрудных и мучительных поисках смысла бытия, общественного идеала, положительной программы»[19].
Моноцентричность в построении романа воспитания выражается, по мнению В.Н. Пашигорева, в биографизме и субъективно-лирическом начале. Второстепенные персонажи романа группируются вокруг главного героя и выступают в роли своеобразных катализаторов его воспитательного процесса. Подчеркивается роль наставников, учителей жизни, способствующих духовному развитию героя. «Немецкий роман воспитания показывает историю созидания личности изнутри, путь ее постепенного оформления и становления на протяжении сравнительно большого отрезка времени и пространства - от юных лет героя до наступления духовной и физической зрелости - и через это созидание дает историю формирования целого общества, человеческого рода - филогенез через онтогенез»[20],- пишет В.Н. Пашигорев. Он классифицирует романы воспитания по трем основаниям: концепция личности, характер конфликта романа, жизненная (итоговая) программа героя. Герои просветительских романов воспитания в своем развитии становятся полезными членами общества («Агатон» Виланда), приходят к осознанию необходимости практической деятельности. Их «воспитание» завершается в основном в сфере полезного общественного труда («Годы учения Вильгельма Мейстера» Гете). Романтический герой может быть правильно понят лишь в его бесконечной устремленности к идеалу, в постоянной незавершенности его характера. У него в процессе воспитания наблюдается отчуждение от жизни; оно имеет двойственный характер: с одной стороны, это отчуждение обусловлено неприятием практицизма, а с другой - таит в себе опасность абсолютного отрыва от конкретной реальности и стремления к «мирам иным».
А.В. Диалектова анализирует романы воспитания в литературе Германии середины XVIII века (И.В. Гете «Вильгельм Мейстер», К.М. Виланда «Агатон», Новалиса «Генрих фон Офтердинген», Жан Поля «Титан»). Автор дает определение данной жанровой разновидности: «Под термином воспитательный роман, прежде всего, подразумевается произведение, доминантой построения сюжета которого является процесс воспитания героя: жизнь для героя становится школой, а не ареной борьбы, как это было в приключенческом романе».[21]
Исследовательница выделяет целую систему признаков, характеризующих специфику романа воспитания. Это внутреннее развитие героя; уроки жизни, которые герой получает в результате эволюции; изображение становления характера главного героя с детства до физической и духовной зрелости; активная деятельность центрального персонажа, направленная на установление гармонии и справедливости; стремление к идеалу, гармонически сочетающему физическое и духовное совершенство; принцип моноцентрической композиции, и ее стереотипность; движение героя от крайнего индивидуализма к обществу и др. При этом автор с самого начала оговаривает невозможность точного определения Bildungsroman, поскольку он, как и все виды и жанры, находится в процессе непрестанного изменения и развития. Автор отмечает особую трудность определения жанра. Она считает, что можно говорить только о целой системе признаков воспитательного романа, которая, к сожалению, не дает четкого представления о жанровой специфике романа воспитания.
Таким образом, в отечественном литературоведении очень мало работ, посвященных теории романа воспитания. В основном проводился анализ отдельных произведений в их соотнесенности с романом воспитания.
Разновидности романа воспитания.
Для жанра романа воспитания, в частности, характерен образ становящегося человека. Автор изображает героя как переменную величину, которая зависит от внешних обстоятельств - пространства и времени. В зависимости от характера освоения реального пространства и времени выделяется несколько разновидностей романа воспитания. В ограниченном пространстве родной земли со всеми ее уголками, полями, лесами, реками, с родным домом путь человека - это путь от рождения к смерти, от юности к зрелости и старости. Автор показывает, как с изменением возраста совершаются изменения в характере героя. Такой тип становления М.Бахтин назвал идиллическим. Для идиллического романа воспитания характерно единство места, преобладание родового над индивидуальным (жизнь по завету отцов). Важнейшие события в романе этого типа - любовь, брак, рождение детей, смерть, труд. Эти события находятся в тесной связи с жизнью природы. Для другой разновидности романа воспитания характерно изображение жизни "как опыта, как школы, через которую должен пройти всякий человек..."[22].
В результате он должен приобрести трезвое, правильное или закономерное знание о самой жизни, о людях. Начальной точкой в движении героя является обычно юношеский идеализм, восторженная мечтательность, а конечной - житейская мудрость в той или иной разновидности (скептицизм, приспособленчество, трезвое приятие жизни). Основные события в романе этой разновидности - столкновения героя с определенным укладом жизни, с "реальностью". В третьей разновидности романа воспитания становление героя происходит в изменяющемся мире: "он становится вместе с миром, отражает в себе историческое становление самого мира". "Меняются устои мира, и человеку приходится меняться вместе с ними. Понятно, что в таком романе становления встают проблемы действительности и возможности человека, свободы и необходимости и проблема творческой инициативности"[23]. К этой разновидности романа воспитания можно отнести "Симплициссимус" Гриммельсгаузена. Во всех разновидностях романа воспитания автор по отношению к герою выступает как "историк", хроникер его жизни и комментатор его слов и поступков.