Смекни!
smekni.com

"Симплициссимус" Г. Гриммельсгаузена как роман воспитания (стр. 6 из 7)

Симплициссимус не хочет возвращаться в мир пороков. Он остается на острове и ради вразумления людей описывает свою превратную жизнь на пальмовых листьях. Сознание Симплициссимуса таково, что он «видит в островной жизни черты первых людей в Золотом веке и читает свой остров как книгу мира. Прибегая к метафоре книги, Гриммельсгаузен оказывается в русле богатейшей и древнейшей ментально - образной традиции и сознает это вполне»[52]. Его Симплициссимус читал "об одном святом муже, который сказал, что весь необъятный мир для него великая книга, по коей он познает великие творения Бога". Едва ли речь здесь идет о каком - то конкретном "святом" человеке, который к тому же в памяти героя выступает как персонаж некоего повествования, а не как автор текста.

Картина, создаваемая художником, кажется вполне жизнеподобной и, вместе с тем, вплоть до мелочей насыщена значащими деталями, выстраивающими ее интеллектуальный подтекст. Например, у спасшегося до времени вместе с Симплициссимусом плотника оказались с собой тридцать дукатов, и в дальнейшем, подстрекаемый стряпухой, он замышляет гнусное предательство в отношении Симплициссимуса. Евангельская аллюзия, спрятанная таким образом в подтекст, новым - сакральным - светом окрашивает и образ главного героя, вступившего в заключительную фазу своего посвящения.

В романе нет психологического развития личности героя, поскольку особенности барочного романа этого не требовали. Но Симплициссимус «не лишен душевных движений».[53]

Несмотря на все неудачи и ошибки, герой не теряет веру в жизнь. Он убеждается в переменчивости судьбы и превратности бытия. Но в сумятице войны Симплициссимусу удается сохранить представления о добре и справедливости, сохранить понятие о чести, необходимости держать данное слово; он прямодушен с друзьями и откровенен с врагом. Симплициссимус щедр и незлопамятен. Он сохраняет в «душе искру наивности».[54]

Между тем за героем водится немало грешков: так, скромность – не его главное качество. Он любит прихвастнуть, с восторгом повествует о своей доблести, красоте, находчивости, остроумии. Герой осознает свою изменчивость и непостоянство: «Ты завтра будешь не тот, что сегодня… Нынче ты одержим целомудрием, а назавтра воспламенишься похотью». [55] Он не раз в своей жизни искренне кается и намеривается жить по - новому, да слабость человеческой природы и коварная обольстительность мира сего мешают осуществить намерения.

Симплициссимус не отвергает жизнь и ее земное начало. Его отшельничество, «уход в пустыню» - проявление протеста против неприемлемого социального устройства, насилия и угнетения. Отрекшись от мира и поселившись на необитаемом острове, Симплициссимус не умерщвляет свою плоть, а возделывает землю. Его подвижничество носит земной характер.

Отличительной чертой Симплициссимуса является юмор, не покидавший героя ни в какой ситуации. Барочный юмор не бывает одноплановым и самодостаточным: сквозь мех всегда сквозят слезы, вызванные сознанием высшего, - такова грустная насмешка над собой в поздних автопортретах Рембранта, таково и в романе Гриммельсгаузена явление завшивевшего бога Юпитера, строящего планы национального обустройства Германии. Симплициссимус и сам - фигура столь комическая, сколь и трагическая: без остатка погруженный в хаотическую и бессмысленную череду смешных низостей, бедствий, утрат и сомнительных авантюр, он вполне всерьез ищет и обретает выход из него в отшельничестве. В отличии от пикаро, Симплициссимус ищет моральное оправдание своего существования, он не равнодушен к страданиям людей, хотя иногда обманывает и хитрит. Впервые герой в произведении, тесно связанном с жанром плутовского романа, подумал о крестьянах, с которыми редко, неохотно и без малейшего сочувствия сталкивается пикаро.

Это проявляется и в его неизменном сочувствии крестьянству, наиболее притесняемому сословию немецкого общества XVII столетия. В начале романа мальчик Симплиций распевает песню, услышанную им от своих родителей. Эта подлинная народная песня XVI в., включенная писателем в роман, является гимном крестьянскому созидательному труду и всему крестьянскому сословию:

Презрен от всех мужицкий род;

Однако ж кормит весь народ…

Весь свет давным-давно б поник,

Когда б не жил на нем мужик.

Пустыней стала бы земля,

Когда бы не рука твоя.

(Пер. А. Морозова)

Отношение писателя к крестьянству, понимание его положения и значения в обществе становится очевидным в символической картине «Древа сословий», которое видит во сне герой. «На каждой вершине» этого дерева «сидело по кавалеру, а сучья, заместо листьев, убраны были молодцами всякого званья… Корень же был из незначащих людишек, ремесленников, поденщиков, а большей частью крестьян и подобных таких, кои тем не менее сообщали тому древу силу… ибо вся тяжесть того древа покоилась на корнях и давила их такою мерою, что вытягивала из кошельков все золото, будь оно хоть за семью печатями».

Для Гриммельсгаузена крестьянин, труженик и кормилец, — основа всей жизни, символ ее неистребимости. В этом отношении важен образ «батьки», приемного отца Симплиция. «Батька» всего дважды появляется на страницах романа: в самом начале, когда читатель становится свидетелем жуткой картины разорения крестьянской усадьбы и пыток, учиненных над крестьянами ландскнехтами, а также в конце романа. Несмотря на перенесенные пытки и потерю всего имущества, «батька» остается на своем клочке земли, который он возделывает в поте лица своего.

Симплициссимусу чужд дух бродяжничества, которым обуреваем герой плутовского романа, по натуре своей он не авантюрист. По мнению

А. Морозова, Симплициссимус – условный литературный образ, который приобретает в романе сатирико-аллегорическую функцию. Вместе с тем он остается человеком из народа, прошедшим через трудности войны и мирной жизни. Герой стремится обрести и отстоять свою личность. Он принимает на себя роль шута, который «смеясь, говорит правду».

Видя несовершенство мира, Симплициссимус не воюет с ветряными мельницами. Видя безуспешность своих попыток усовестить людей, герой обретает чувство реальности. Ему не чужд путь компромисса, часто герой не против поводить других за нос. Но он чист сердцем и искренне желает утвердить на земле справедливость.

Таким образом, Гриммельсгаузен не раскрывает развитие личности, но обнаруживает к ней интерес, свойственный культуре барокко. Герой выступает не как гармоничный человек Ренессанса, скорее воображаемый, чем реальный, а как обуреваемая внутренними противоречиями неповторимая личность.

Выбор, по мнению Шаулова, к которому Гриммельсгаузен ведет своего героя - повествователя, во многом представляющее авторское alterego, несмотря на все особенности комического романа, - этот выбор предопределен глубочайшим разочарованием в ценностях земной жизни. Собственно, и весь сюжет романа с самого начала построен и протекает так, чтобы убедить героя, и читателя в тщетности и суетности бесконечной погони за ценностями мира.

Увы, погруженный в плотный и неудержимый поток жизни, человек Гриммельсгаузена не в состоянии по собственной воле ни покинуть мир, ни противиться ему, ни изменить свою жизнь. Лишь фантастическое и, конечно, провиденциальное стечение обстоятельств вырывает Симплициссимуса из цепких объятий мира. Когда же автору вновь является нужда в его герое, и он придумывает не менее фантастичный способ извлечь его с острова (его пленяют дикари- людоеды, от которых его спасают португальские моряки), - героя захватывает, в сущности, прежняя жизнь.

Заключение

В ходе исследовательской работы по изучению романа Г. Гриммельсгаузена «Симплициссимус» как романа воспитания нам удалось решить поставленные задачи.

1. Впервые термин «Bildungsroman» стал употреблять в своих работах дерптский профессор эстетики Карл Моргенштерн в 20-е годы XIX века. Роман воспитания - это художественная структура, основным организующим центром которой является идея становления. Роман воспитания показывает разногласие центрального героя с различными сферами мира. Господствующий интерес сосредоточен на процессе развития индивида, направленном на сближение с внешним миром, и самопознания.

Этот роман изображает формирование героя от начала жизни до определенной ступени зрелости.

2. Немецкое барокко сложилось в XVII веке в Гамбурге по окончании Тридцатилетней войны. Бюргерство Гамбурга к 1640 году стало самым мощным в Германии. Именно с бюргерской культурой связано возникновение и развитие барокко в Германии. Вторым центром барочной литературы XVII Германии века был Нюрнберг, который, хотя и сильно пострадал в Тридцатилетней войне, пришел в упадок не сразу, а сохранял связи с севером Германии и с Австрией. Целью эстетики нюрнбергского барокко (как и барокко, вообще) было создать зрелище, иллюзию, противоположную реальности. Другое направление немецкой поэзии барокко связано с иррационализмом и мистикой, порожденными страхом перед реальностью, разрывом между сознанием и бытием, между идеалом и жизнью.