Родоначальником немецкой мистики XVII века считают Якоба Беме, разработавшего учение о возможности непосредственного общения человека с Богом, о внутреннем источнике истины. И, наконец, последним этапом в становлении немецкого барокко была так называемая вторая силезкая школа. Ее центр находился в Бреславе, экономической и культурной столицы Силезии. Школа была представлена двумя крупными поэтами – Лоэнштейном и Гофмансвальдау.
Гриммельсгаузен противостоял эстетике прециозной литературы. Он не только пародирует принципы словесного портрета барокко – репрезентативность и маринистическую красочность, но и сталкивает их с реальной действительностью.
4. В основе «Симплициссимуса» заложена идея испытания, но она трактуется иначе, чем в придворно-историческом романе. Симплиций — один из «малых сил», которых носит вихрь войны и которые хотят найти хоть какую-нибудь точку опоры в этом неустойчивом мире. Судьба героя становится философской притчей о жизни человеческой. «Я — меч преходящего счастья, образ изменчивости и зеркало непостоянства жизни человеческой»[56],— говорит Симплиций о себе, но он является также примером нерушимой внутренней ценности человека. Весь жизненный путь Симплициссимуса складывается в символическую картину или, если угодно, - эмблему земного пути человека с его главной задачей и проблемой понимания и истолкования мира, то есть - через мир - познания того, чего от человека хочет Бог и способен ли человек в этой жизни прийти к своему божественному предназначению.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
I.Художественные тексты:
1.Гриммельсгаузен Г. Симплициссимус. М., 1967.
II.Научно – критическая литература:
2.Бахтин М.М. Человек в мире слова. М., 1995.
3.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Издание 2-е. М., 1994.
4.Виппер Ю. Б. Творческие судьбы и история. (О западноевропейских литературах XVI - первой половины XIX века). М.,1990.
5.Виппер Ю.Б. Влияние общественного кризиса 1640-х годов на развитие западноевропейских литератур XVII века // Историко-филологические исследования. М., 1947. С. 147-158.
6.Гильманов В. Х. Симон Дах и тайна барокко. Калининград, 2007.
7.Гухман М.М., Семенюк Н.Н., Бабенко Н.С. История немецкого литературного языка XVI-XVIII вв. М., 1984.
8.Диалектова А. Воспитательный роман в немецкой литературе. М.,1972.
9.Жирмунский, В.М. Очерки по истории классической немецкой литературы. Л., 1972.
10.Йонкис Грете "Симплициссимус" - первый великий немецкий роман. // Интернет-ресурс// http: // www.nord-inform.de
11.Лукач Д. Теория романа. Пер. с нем. Г. Бергельсо. // Новое литературное обозрение. М., 1994. №9. С. 69-75
12.Михайловский Н.К. Литературно-критические статьи. М.,1957.
13.Морозов А. А. «Симплициссимус» и его автор. Л., 1984.
14.Морозов А.А. "Симплициссимус" для нас // Мастерство перевода. М., 1976.
15.Морозов А.А. «Затейливый Симплициссимус» и его литературная судьба. // Гриммельсгаузен. Симплициссимус. М., 1976.
16.Морозов А.А. «Маньеризм» и «барокко» как термины литературоведения // Русская литература. 1966. № 3. С.28 – 44.
17.Морозов А.А. Проблемы европейского барокко // Вопросы литературы. 1968. № 12. С. 111-127.
18.Мотрошилова Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии. М., 1990.
19.Пастушенко Л. И. Идейно-художественное своеобразие немецкой романной пасторали XVII века. // Филологические науки. 1990. № 5. С. 39 – 50.
20.Пахсарьян Н.Т. Немецкая литература XVII века // Пахсарьян Н.Т. История зарубежной литературы XVII - XVIII веков: Учебно-методическое пособие. М., 1996.
21.Пашигорев В.Н. Роман воспитания в немецкой литературе XVII-XX веков. Саратов, 1993.
22.Пашигорев В.Н. Философские и литературные предпосылки немецкого романа воспитания // Филологические науки. 1990. № 2. С. 36- 43.
23.Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1976.
24.Пуришев Б.И. Немецкая литература // История всемирной литературы. М., 1987. Т. 4.
25.Пуришев Б.И. Очерки немецкой литературы XV-XVII веков. М.,1986.
26.Тронская М.Л. Немецкая сатира эпохи Просвещения. Л.,1962.
27.Ханмурзаев К. Г. Немецкий романтический роман и проблемы его исследования. // Вестник. 1989. №2, С. 5 – 25.
28.Чупракова Е.И. Роман Э.Т. А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра» в контексте немецкого романа воспитания XVIIIвека. // Автореферат. Калининград: Изд-во КГУ, 2003.
29. Шаулов С.М. Мистицизм поэзии и поэзия мистики. Якоб Беме и рождение немецкой поэзии: Концепция человека и мира. Уфа, 2007.
30.Borchert Hans Heinrich. Der Deutsche Bildungsroman // Zur Geschichte des Deutschen Bildungsromans. Hrsg. von Rolf Selbmann. Darmstadt, 1988. С.182 – 239.
31.Busch Walter. Hans Jakob Christoffel von Grimmelshausen. Frankfurt am Main, 1988.
32.Deutsche Literatur Geschichte. Von den Anfängen bis zur Gegenwart. Stuttgart, 1992. Band 1. S. 114 – 120.
33.Dilthey W. Der Bildungsroman // Zur Geschichte des Deutschen Bildungsromans. Hrsg. von Rolf Selbmann. Darmstadt, 1988. S. 120 – 123.
34.Frenzel E. und H. A.:Daten deutscher Dichtung. Chronologischer Abriss der deutschen Literaturgeschichte. Band 1. Von den Anfängen bis zum Jungen Deutschland. Köln, 1953.
35.Morgenstern Karl. Zur Geschichte des Bildungsromans. // Zur Geschichte des Deutschen Bildungsromans. Hrsg. von Rolf Selbmann. Darmstadt, 1988. С. 73 -100.
36.Saariluoma Liisa. Die Erzahlstruktur des Frühen Deutschen Bildungsromans: Wielands «Geschichte des Agathon», Goethes «Wilhelm Meisters Lehrjahre». Helsinki, 1985.
37. Zur Geschichte des Deutschen Bildungsromans. Hrsg. von Rolf Selbmann. Darmstadt, 1988.
[1] Zur Geschichte des Deutschen Bildungsromans. // Zur Geschichte des Deutschen Bildungsromans. Hrsg. von Rolf Selbmann. Darmstadt, 1988. S. 1.
[2] Ebenda. S 2.
[3] Ebenda, S. 13.
[4]Morgenstern Karl. Über das Wesen des Bildungsroman. // Zur Geschichte des Deutschen Bildungsromans. Hrsg. von Rolf Selbmann. Darmstadt, 1988. S. 56-57.
[5]Dilthey Wilhelm. Der Bildungsroman . // Zur Geschichte des Deutschen Bildungsromans. Hrsg. von Rolf Selbmann. Darmstadt, 1988.S. 120.
[6]Ebenda, S. 120 – 121.
[7] Ebenda, S. 121.
[8] Чупракова Е.И. Роман Э.Т. А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра» в контексте немецкого романа воспитания XVIII века. //Автореферат. Калининград: Изд-воКГУ, 2003.стр. 9-10.
[9]Hans Heinrich Borchert. Der Deutsche Bildungsroman . // Zur Geschichte des Deutschen Bildungsromans. Hrsg. von Rolf Selbmann. Darmstadt, 1988. S.182 – 238.
[10]Saariluoma Liisa. Die Erzahlstruktur des Frühen Deutschen Bildungsromans: Wielands «Geschichte des Agathon», Goethes «Wilhelm Meisters Lehrjahre». Helsinki, 1985. S. 8.
[11] Бахтин М.М. Человек в мире слова. М., 1995. С. 56.
[12] Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М.:, 1986. С. 189.
[13]Там же. С. 204.
[14] Там же. С. 197.
[15] Там же. С. 196-198.
[16] Там же. С. 199.
[17]Тамже. С. 202.
[18]BuschWalter. HansJakobChristoffelvonGrimmelshausen. FrankfurtamMain. 1988. S. 38.
[19] Пашигорев В.Н. Философские и литературные предпосылки немецкого романа воспитания // Филологические науки. 1990. № 2. С. 36.
[20] Там же, С. 40.
[21]Диалектова А. Воспитательный роман в немецкой литературе. М., 1972. С.36.
[22]Бахтин М.М.Эстетика словесного творчества. М., С.201.
[23]Бахтин М.М.Эстетика словесного творчества. М., С.203.
[24] История немецкой литературы IX-XVII вв. (под общ. ред. Н. И. Балашова). Изд-во АН СССР. 1962. Т.1. С.392.
[25] Там же, C. 392.
[26] Там же, С. 392.
[27] Там же, С. 395.
[28] Там же, С. 395.
[29] Гильманов В. Х. Симон Дах и тайна барокко. Калининград, 2007. С. 28.
[30] История немецкой литературы. IX-XVIIвв. (под общ. ред. Н. И. Балашова). Изд-во АН СССР. 1962. Т.1. С. 398.
[31] Там же, С. 399.
[32] Там же, С. 400.
[33] Там же, С. 403.
[34]Frenzel E. und H.A.: Daten deutscher Dichtung. Chronologischer Abriss der deutschen Literaturgeschichte. Band 1. Von den Anfängen bis zum Jungen Deutschland. Köln. 1953. S. 70.
[35] Мотрошилова Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии. М., 1990. С.103.
[36] Виппер Ю.Б. Влияние общественного кризиса 1640-х годов на развитие западноевропейских литератур XVII века // Историко-филологические исследования. М., 1947. С.61.
[37] Теория литературных стилей. Современные аспекты изучения. М., 1982. С. 120.
[38]Busch Walter. Hans Jakob Christoffel von Grimmelshausen. Frankfurt am Main. 1988. S. 50.
[39]Теория литературных стилей. Современные аспекты изучения. М., 1982 , С. 124.
[40] Морозов А. «Симплициссимус» и его автор. С.82.
[40]Там же, С.83.
[41]Морозов А. «Симплициссимус» и его автор. С. 85.
[42] Пуришев Б. Очерки немецкой литературы XV – XVIIвв. С. 344.
[43] Пурищев Б. Очерки немецкой литературы XV – XVII вв. С. 344.
[44] Гриммельсгаузен Г.Я.К. Симплициссимус. М., 1976. С. 67.
[45] Там же, С.75.
[46]. Шаулов С.М. Мистицизм поэзии и поэзия мистики. Якоб Беме и рождение немецкой поэзии: Концепция человека и мира. Уфа, 2007. С.199.
[47] Йонкис Грете. Симплициссимус» – первый великий немецкий роман. // http:// www.nord-inform.de
[48] ГриммельсгаузенГ.Я.К. Симплициссимус. М., 1976. (V, 1). С. 328.
[49] Там же, (VI, 23). С. 471.
[50] Шаулов С.М. Мистицизм поэзии и поэзия мистики. Якоб Беме и рождение немецкой поэзии: Концепция человека и мира. Уфа, 2007. С.200.
[51] ГриммельсгаузенГ.Я.К. Симплициссимус. М., 1976. (V, 27).С. 480.
[52]Шаулов С.М. Мистицизм поэзии и поэзия мистики. Якоб Беме и рождение немецкой поэзии: Концепция человека и мира. Уфа, 2007. С. 212.
[53] Там же, С. 146.
[54] Там же, С. 146.
[55] Гриммельсгаузен Г.Я.К. Симплициссимус. М., 1976. (V, 19). С. 378.
[56] ГриммельсгаузенГ.Я.К. Симплициссимус. М., 1967.