В нашей работе мы будем опираться на определение М.М.Бахтина, так как оно кажется нам наиболее полным, четким, конкретным и объективным.
Основная часть
Для того чтобы исследовать образ города Аткарска, нам надо проанализировать несколько стихотворений, посвященных этому городу. Первым мы проанализируем стихотворение «Город на реке».
В этом стихотворении Аткарск представлен как город – крепость, который пережил «нападок с чужого двора», «тревожный век – грозы носитель», «бусурманов, татар, нагайцев , прочих сил», «борьбу с невежеством за светлость». Аткарск показан здесь величественным и растущим городом, он «мужает с гением Петра», становится больше и сильнее. Автор гордится своим городом, особенно это чувствуется в строчках:
Сам Петр царь с колымским ханом
Аюкой дружбу заключил.
Аткарск показан сильным, стойким городом, которому пришлось многое пережить, но его история ещё не закончена, это читается в последних строчках:
…Страниц истории печали
Всегда хватало через край…
Чем встретят будущие дали
В те времена Аткарский край?
Стихотворение не случайно носит название «Город на реке». В нем описано, как появлялся и рос Аткарск. Первыми поселениями были «солдатские слободки», которые появлялись на речках:
Нашел бесценные находки
По рекам, чистым как слеза…
Растут солдатские слободки:
Гремячка, Лох и Еткара.
Река Аткара – неотъемлемая часть образа Аткарска. Она прошла через всю жизнь и творчество поэта. Ей он посвятил много своих стихотворений. Одно из них – «Смотрю на Аткару», написанное в декабре 1995 г. Представляет собой наиболее четкое описание образа Аткары.
Взгляд на реку с «высокого бугра» позволяет увидеть поэту весь пейзаж вокруг реки, рассмотреть его. Здесь описывается то, что не менялось долгое врямя: деревянные дома, каток на реке:
Дома в убранствах скромных и простых,
Деревянные, все с крашеным фасадом.
Участки огородов возле них,
Хлева, сараи, бани – тоже рядом…
А вдоль реки, по трассе ледяной
В хоккей играет стайка ребятишек.
А рядом с ними – справа под горой –
Друг к другу тесно жмутся пять домишек.
Но в последних строчках чувствуется боль автора, потому что он видит, как уходит милая сердцу старина:
А если к горизонту посмотреть,
Там на холме хоромы «новых русских».
Меняется картина, к которой он привык с детства. И в этой круговерти перемен, неизменной остается только река Аткара. Стремление удержать её от изменений чувствуется в стихотворении «Аткара».
Начинается новый век и мир меняется. Меняются город и люди в нем. Только Аткара пока что не изменилась. В этом стихотворении она показана «вечно молодой», дающей жизнь рекой. Показать Аткару, как реку – кормилицу очень важно автору, потому что без этого образ получился бы незавершенным. Река играет большую роль в жизни всех аткарчан. На ней стоят мельницы и из неё берут воду, на ней отдыхают, а также, что не маловажно, она является неким украшением города. Автор часто использует эпитеты, для того, чтобы нарисовать волшебную картину. Это показано в последней строфе:
А зимой, как бархатным сафьяном,
Разукрашен правый бережок…
И на грудь волнующим туманом
Тихо опускается снежок.
Основной идеей поэта было показать, как дорога эта река такой, какой она была ещё в детстве. Среди стихов Ю.П.Анненкова часто встречаются воспоминания из детства, среди них есть стихотворения посвященные Аткаре. Например, стихотворение «Детство на Аткаре».
Аткара в творчестве Ю. Анненкова, как Енисей в творчестве В.Астафьева. Она также прошла полосой через всю его жизнь. Самые светлые и радостные воспоминания об этой реке идут из детства. Счастливое и беспечное оно проходило на берегах этой реки. В этом стихотворении показана беспечность юности и образ Аткары, как колыбели, которая вырастила этих детей. Стихи, посвященные Аткаре метафоричны.
Аткара в творчестве Ю.П.Анненкова – образ многозначный. Это не просто река, это артерия города, на которой он зарождался, которая питает его и является украшением.
Исследовав образ реки Аткары, мы переходим к исследованию образов оврагов. Их много в ландшафте местности и поэтому автор посвящает им много стихотворений. Некоторые из них мы проанализируем.
Овраг в стихотворении показан могучим, гордым, таящим в себе загадки. Он притягивал детей своей таинственностью и величественностью, став для автора одним из ярких воспоминаний, вставая в один ряд с таким местом, как Кавказ. Он был одновременно и пугающим и притягивающим местом. Так же овраг в какой-то степени помогает городу, так как «с округи собирает воду, как дань для речки Аткары».
Такой же своеобразный и старинный образ оврага представлен в стихотворении «Овраг дегтярный». Овраг некогда приносил пользу людям. В нем гнали деготь, потом там были родники, а теперь всё это разрушено и испорчено людьми. В последних строчках чувствуется боль за новое поколение, не берегущее природное богатство, а в том, что овраг являлся природным богатством, не остается сомнений, так как автор в стихотворении показывает, какую роль сыграл овраг в жизни людей. А сейчас это просто овраг, носящий по старой памяти название «дегтярный». В нём больше нет родников и берез, он грязный и глинистый.
В своих стихах Ю.П.Анненков пишет о разных оврагах, что бы из этих разных образов составить полную картину. Одно из таких стихотворений – «Длинный овраг».
Из стихотворений, посвященных оврагам, мы видим, что каждый овраг имеет свою историю. И «Длинный» овраг, не имеющий никакой особой истории, получает легенду о том, что торон в нем барин насадил.
Каждый овраг имеет свою тайну. Эта таинственность оврагов изображается при помощи эпитетов: суров, могуч и так далее. Это делает город по-своему особенным и дополняет его образ.
Многие стихотворения автор посвящает описанию природы Аткарского края. В основном лесам и паркам, из которых каждый имеет историю происхождения. Например, стихотворение «История соснового бора».
Аткарский край переживал тяжелый послевоенные годы. И сосновый лес создавался в это время. Война не убила в людях человечность, её в них убило время. Сейчас о посадках никто не заботится, люди стремятся только выживать, их не беспокоит то, что они в своем стремлении к собственному комфорту уничтожают природные богатства и культурное наследие края.
В стихотворении рассказывается создание соснового бора в городе Аткарске. Люди сажали его не жалея своих сил и времени, потому что тогда им было важно, что будет с их родиной, а современному поколению это не важно, поэтому оно «посадку леса вовсе не ведет, а рубит беспощадно, чтобы выжить». Сам автор относится к природе с любовью, это мы видим из строк: «С реки на бор сосновый чудный вид».
Практически в каждом стихотворении описывается природа. Она – неотъемлемая часть образа города. Она постоянно сравнивается автором с человеческой жизнью, или сравнивается отношение человека к природе в прошлом и сейчас. То как было и как стало. Это противопоставление является одной из особенностей стиля поэта.
Он сопоставляет общество и природу в стихотворении «Просека».
Как в просеке деревья лежат беспорядочно, так и в обществе – люди так же беспорядочны, только они находятся в постоянном движении, работе, зачастую не приносящей пользы. Создание этой просеки – вырубка десятков деревьев, но люди это делают, так как это их работа и не более. Остальные люди просто смотрят и молчат. Они не могут ничего сказать против вырубки, общество бездушно. Мир, в котором живет общество, «рутинный, голодный и душный», вырубая леса, люди усиливают эти качества в своем мире, это «жуткое дело», но обществу уже неважно, оно делает это «на автомате», потому что им так сказали, потому что так надо. Общество уничтожает природу, губит её. Тема общества и природы звучит ещё во многих стихотворениях Ю.П.Анненкова.
«Судьба аткарского госпитомника» - стихотворение, в котором автор снова обращается к теме человека и природы. Аткарский госпитомник показан автором, «как рай в божественном саду». Он был известен на всю страну, но люди
Постройки дико разломали,
Круша и руша кирпичи,
Посадки все разворовали,
А земли взяли богачи.
Некогда знаменитый питомник является частью образа города. Питомник напоминает о его былом величии.
В систему образов города входит городской парк. Ему автор посвящает несколько стихотворений. Начинает он с истории создания парка, которая рассказывается в стихотворении «Создание Аткарского парка». В этом стихотворении сам город показан «большой деревней», а вместо парка были кустарники, трава, елки, пырей. Сад там создали французы, в этих строках чувствуется гордость автора за свой город, ведь в его создании не раз принимали участие иностранцы. Это добавляет особенность городу, и вносит в его образ нечто необычное, интересное. Простой провинциальный город сразу становится примечательнее.