Шло время, и парк переживал изменения. То, как он изменился, описывается в стихотворении Аткарский парк. Его немного изменил Павлюков и в парке помимо растительности появились танцплощадки, павильоны. Он стал не только место для прогулок и отдыха, но и развлечением. Уходили люди для того, чтобы посмотреть на пассажиров. Поэт дает парку такие характеристики, как «райский сад», «дивный сад». Он является украшением города. Деревья и растения усиливают впечатления от него, как особого места в городе, где всё наполнено стариной и традициями.
Парк является живым образом в стихотворении. Он как будто живет своей собственной жизнью, отдельно от людей. Он меняется, процветает, не замечает присутствия людей, ему они не нужны. Целью автора было показать парк как самостоятельный образ, так как парк, хоть и принадлежит городу, но живет собственной жизнью.
Ю.П.Анненков не редко обращается к образу старого Аткарска.
В начале века Аткарск был провинциальным городком, «большой деревней», как говорит о нем автор в стихотворении «Создание аткарского парка». Жизнь в нем была более замкнутая и спокойная, чем сейчас:
Здесь в целом замкнуто все жили,
Не принимая ад и рай…
Зимой следы от зайцев были,
А тишину будит лишь лай.
Аткарск представлен местом тихим, спокойным. Жизнь аткарчане вели религиозную, любили «праздники святые» и «слушать церкви перезвон». Эти описания рисуют нам картину чего-то умиротворенного. Образ Аткарска здесь показан очень спокойным, можно сказать, что город находится во «вселенском спокойствии». Жизнь в нем течет медленно и невозмутимо.
Много места в своем творчестве автор уделяет природе Аткарского края, особенно яркий образ мы видим в стихотворении «Природа аткарского края».
Наш край в долинах и степях,
С рельефом впрямь холмисто ровным,
Всегда влекущее в полях –
В хлебах колышущие волны…
При прочтении этих строчек, мы представляем себе картину провинциального города, находящегося в степях и окутанного дымкой загадочности. Поля, покрытые хлебами и волны ветра на них, усиливают это впечатление. Автору очень дорог и близок этот пейзаж, он говорит «наш край», тем самым подтверждая и свою принадлежность к нему, это гордость автора за свой край. Природа здесь описывается очень красиво и необычно, добавляя образу города загадочности и таинственности. Дальше идут строчки: «Любил смотреть я в детстве днем». Детские воспоминания о городе помогают нам углубиться в образ города. Аткарск, с виду, ничем не примечательный провинциальный городок, но автор видит в нем много такого, что сразу и не заметно, нам это увидеть помогают воспоминания из детства. В них раскрывается весь образ города. Он предстает перед нами наполненный жизнью, незаметной, если не вглядываться, а если присмотреться, то можно заметить её, увидеть, насколько она интересна, своеобразна.
В своих стихах Ю.П.Анненков часто берет вроде бы совершенно незначительные места в городе и обращается к их легендам. Например в стихотворении «Аткарский ипподром» автор обращается к истории создания иппорома, но в конце пишет:
Но так ли было в самом деле
В аткарской праведной глуши?
Из этих строк мы видим, что это, наверное, всего лишь легенда. Окутанный легендами, тайнами и загадками Аткарск выглядит нестандартным и фантастическим для провинциального городка.
Но сразу же в стихотворении «Рассвет на реке Аткаре» можно увидеть несколько типичную, обыденную, но красивую картину. Описывается спокойствие раннего утра, его тишина, но тишина не мертвая и тяжелая, когда не слышно ни звука, а живая, слышно пение птиц, журчание воды и так далее. Перед нами предстает умиротворенная картина тихого городка, это стихотворение вносит в образ города новую деталь – близость к природе. В отличие от больших городов, в этом городке природа является неотъемлемой его частью. В стихотворении автор сравнивает кувшинки с мячами. В реке часто купались дети, играли и загорали, их мячи можно сравнить с кувшинками. Из этого можно сделать вывод, что река близка людям.
Город любим автором и поэтому странно читать строки: «Несчастный край, беднейший город», которые звучат в стихотворении «Гибнущие шедевры города Аткарска». В этом стихотворении описывается то, как город терял свои архитектурные шедевры. Город, имеющий памятники архитектуры выглядит намного величественней, чем обычный город, где нет ничего примечательного. Автор с болью говорит о том, что памятники разрушены, что люди не смогли уберечь их. Город лишился своего украшения из-за безответственности людей. В городе еще остались некоторые памятники, и автор задает вопрос: «А мы их сможем сохранить?» По построению вопроса мы видим, что он риторический, и спасать памятники никто не будет, потому что это людям стало не надо:
Главу нисколько не тревожит,
Чтоб эти здания спасти.
Это не надо ни главе города, ни его жителям, никому. Сам автор ничего с этим сделать не может, он вынужден только смотреть на то, как разрушается предание старины, но он не смотрит на это молча и не закрывает глаза, а отражает творящееся вокруг него в своих стихах.
Заключение
Мы выполнили поставленную перед нами цель и исследовали образ города Аткарска. Образ Аткарска в творчестве Анненкова является многогранным. Он состоит из ряда образов, куда входят: река Аткара, парк, лес, бор, овраги и так далее.
Из перечисленных образов наиболее яркий и значимый – образ Аткары. Так как под образом нередко понимается элемент или часть художественного целого, то можно сказать, что Аткара – это самостоятельный образ, состоящий в системе образов города Аткарска.
Анненков показывает нам город с разных сторон: он и красивый, он и убогий, он и богатый, он и бедный, в нем много памятников архитектуры, но почти все они разрушены. Образ Аткарска живой, город живет. Жизнь города – это его переход от старого Аткарска к новому. Образ города сплетает в себе многие другие образы и выстраивает их в систему.
В стихотворениях в основном используются такие художественные средства, как сравнение, эпитет, анафора, эпифора, метафора и оксюморон. Чаще всего они появляются во время описаний природы. Она является неотъемлемой частью города, делает его образ богаче и ярче и постоянно расширяет и дополняет его.
Образ Аткарска символичен, так как он складывается из фольклорных элементов, например образов-символов. Также образ историчен, так как в стихах описывается прошлое города. Его создание, события, затронувшие его. Ещё образ Аткарска олицетворен. Город как живое существо. Поэт с ним часто разговаривает, задает риторические вопросы, и в его обращениях чувствуется любовь к городу.
Таким мы видим образ Аткарска в творчестве Ю.П.Анненкова.
Приложение
«Город на реке»
В эпохи зла и истерии,
Нападок с чужого двора,
Наш край – окраина россии
Мужает с гением Петра.
…Всё переносит молча стойко
В той жизни сложной, непростой,
Где завершается постройка
Петровска – крепости большой.
Тревожный век – грозы носитель,
Наш край боролся и страдал…
Булгак, Казанский представитель,
Места для крепостей искал…
Нашел бесценные находки
По рекам, чистым, как слеза…
Растут солдатские слободки:
Гремячка, Лох и Еткара.
Спасая край от басурманов:
Татар, нагайцев, прочих сил –
Сам Петр царь с колымским ханом
Аюкой дружбу заключил…
В борьбе с невежеством за светлость,
За торжество российских каст,
На Еткаре мужает крепость,
Что будет городом «Аткарск».
…Страниц истории печали
Всегда хватало через край…
Чем встретят будущие дали
В те времена Аткарский край?
Смотрю на Аткару
Смотрю я вниз с высокого бугра,
Где подо мной приречье расстелилось,
И речка – небольшая Аткара –
Прозрачным льдом, как зеркалом покрылась.
Зимой на всё милей и чище вид,
Куда свой взгляд не бросишь ненароком:
Вот из лотка бетонного шумит
Вода журчащим пенистым потоком.
Дома в убранствах скромных и простых,
Деревянные – все с крашеным фасадом.
Участки огородов возле них,
Хлева, сараи, бани – тоже рядом…
А вдоль реки по трассе ледяной
В хоккей играет стайка ребятишек.
А рядом с ними – справа под горой –
Друг к другу тесно жмутся пять домишек…
Спешит народ, как будто круговерть
На улицах не длинных и не узких…
А если к горизонту посмотреть,
Там на холме хоромы «новых русских».
Аткара
Аткара, будь вечно молодою,
Добавляй нам радости, добра,
Жизнь давай живительной водою
И улова рыбы серебра…
Но печальны эти будни века,
С каждым разом всё труднее год…
Не болей болезнью человека,
Не старей от жизненных невзгод.
Не грусти в эпоху ты ненастья,
Вспомни лик прекрасных лилий – роз…
Были годы молодого счастья,
Ты лилась на лопасти колес.
Детворой веселою шумела,
Подарив загары черный цвет…
Осенью тихонько присмирела
Женщиной на склоне грустных лет…
А зимой, как бархатным сафьяном,
Разукрашен правый бережок…
И на грудь волнующим туманом
Тихо опускается снежок.
Овраг
Овраг таил в себе загадки –
Он был суров, глубок, могуч.
Мы часто там играли в прятки,
Скрываясь под навесом круч.
В прибрежных с Аткарой районах
От скал кружилась голова,
А на больших отвесных склонах
Не рос ни кустик, ни трава…
Лишь иногда тропинки вились,
Где позволяла крутизна:
Там на уступах приютились,
Как гнезда – бедные дома.
Макет, как будто Эвереста.
Крутых и каменистых плит –
«Кавказом» звали это место,
Где поперек овраг лежит.
Весной, в дождливую погоду,
Он приносил свои дары:
С округи собирая воду,
Как дань для речки Аткары.