За время работы сторожем Дэвис завоевывает это пространство и располагается в нем полноправным хозяином – со своим новым варварством и неаргументированным хамством. В страшном, размытом лице Сторожа европейская культура переживает свою надвигающуюся слабость перед силами, готовыми прийти, разрушить ветхую цивилизацию и самоуничтожиться, ибо просты и одноклеточны эти силы. Розанов некогда примерно в тех же красках писал о племени гиксосов, пришедших в Древний Египет и разрушивших цивилизацию, простоявшую несколько тысячелетий. Пришедшие из ниоткуда и ушедшие в никуда, гиксосы – всего лишь разрушители без собственного лица, даже неспособные осознать свою миссию в истории.[1,с.375]
Таким образом, Гарольд Пинтер раскрывает темы обманности слова, обесценивание человеческого общения, человеческих пороков, показывая разрушительные свойства недостатков людей. Многие больные проблемы XX в. – одиночество, разобщённость, разрыв человеческих связей, равнодушие к чужим бедам и страданиям – нашли в Пинтере тонкого, подчас изощрённого исследователя. Лишённые поверхностной злободневности, сюжеты драматурга поистине годятся «на все времена».
Заключение
В данной курсовой работе по теме «Проблематика современной английской драматургии в конце XIX – XX веков» сделано следующее:
1. Выявлены наиболее острые проблемы в произведениях драматургов в зависимости от периода творческой деятельности писателя. История английской драматургии конца XIX - XX столетий тесно связана с теми политическими тенденциями, которые возникали в жизни страны. Тематика, проблематика напрямую зависели, в какие годы творил писатель, так как драматург отражал в своих произведениях жизнь того или иного периода в ее противоречиях, сложности и движении к новому. Актуальными проблемами практически для всех драматургов, творчество которых рассматривалось в данной курсовой, являлись: проблемы маленького человека, проблема продажности власти, проблемы одиночества и равнодушия, проблема супружеской неверности, непонимания мира, проблема двуличия человека и многие другие.
2. Рассмотрено новаторство проблематик и тематик в тесной связи с периодом творческой работы драматургов. Драматургия конца XIX – XX веков – это качественно новая литература. Она появляется, когда гуманистические идеи, проповедуемые английской классикой XIX века, уже были неспособны вывести человечество из кризиса. Понимали это не только драматурги, но и обычные люди. Видя несостоятельность идеалов прошлого, они стремились найти спасение в новых идеях, противопоставленных гуманистическим. Период, рассмотренный в данной курсовой работе, является временем появления новых тем и проблематик в литературе, так как меняется представление о ценностях мира.
Таким образом, непрерывно возникают новые проблемы, новые темы, которые драматург и освящает в своих пьесах, но, к тому же, очень часто остаются не решенными проблемы прошлых лет. Сейчас возможно сделать следующий шаг: обратить внимание на вечные проблемы и попытаться сделать все возможное, чтобы та или иная проблема осталась в прошлом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аксенова, М. Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная литература XIX и XX века/ М. Аксенова// Москва – 2005. – С.315,348,369,375
2. Андреев, Л.Г. Зарубежная литература XX века/Л.Г.Андреев//Минск – 2000. –С.483,484, 464, 465,467,489
3. Аникст, А.А. История английской литературы / А.А. Аникст // Москва – 1956. – С.221 .
4. Богословский, В.Н. Зарубежная литература XX века/ В.Н. Богословский// Москва–1979. – С. 222
5. Гражданская, З.Е. От Шекспира до Шоу. Английские писатели XVI – XIX вв. / З.Е. Гражданская // Москва – 1965. – С. 314.
6. Гусева Е. Творчество С. Моэма // Вопросы литературы. 1966. № 4 C.26
7. 3ингерман, Б. Современный английский театр/ Б. Зингерман// Москва – 1964. – С.235, 237
8. Михайлова, Л.Г. История зарубежной литературы XX века/Л.Г. Михайлова//Минск – С.183,184,185,452,455,461
9. Михальская, Н. История английской литературы / Н. Михальская // Москва – 2007. – С. 214,215,227
10. Соловьева, Н.А. Английская драма за четверть века/Н.А. Соловьева//Москва – 1982. – С.95,103,104,118,120
11. Минск – 1985. – С.268,269,283,311
12. Толмачев, В. М. Зарубежная литература конца XIX – начала XX века/В.М. Толмачев// Москва – 2003. – С.106,164,165,174