Самое ужасное в том, что смерть и безликость всего живого в этом стихотворении, как и во всех стихах сборника, стала буднична, привычна. Здесь нет былого возвеличивания смерти, как это было в раннем творчестве поэта. Здесь смерть доведена до однообразной серой массы.
Если обратить внимание на цветовую гамму стихотворения, то мы увидим, что преобладающими цветами являются серый и черный («косный камень», тяжелое небо, культи чахлых веток, лохмотья луж, чернильница), а также контраст белого и черного: бледное лицо ребенка на фоне «мертвого» дерева и белый «мотылек в чернильнице». Это цветовая гамма еще больше усиливает ощущение одиночества и рождает чувство страха, ужаса и всеобъемлющей тоски, ведь весь мир лишен красок.
Создать картину мертвого, чуждого города помогают автору и средства художественной выразительности. Язык Лорки очень метафоричен:
о петляющих улицах он говорит - «улицы с повадками змеи»;
о небоскребах – «ввысь растет кристаллом косный камень»;
о грязи – «лохмотья луж на башмаках»
Автор играет различными образами, олицетворяя то дерево, то улицы. Но самым основным, емким образом стихотворения становится «тоска, сжимающая душу обручами», страшная, живая, всеобъемлющая тоска, из-за которой и «небеса давят».
4. Значение творчества
Данным настроением, мироощущением, как говорилось уже выше, проникнут весь сборник, и затронутые в данном стихотворении мотивы будут развиваться, а на фоне серой безликой массы появится единственно красное раненое сердце поэта, единственное живое начало в этом мире.
Жизнь и поэзия Локки были оборваны на полуслове. Многому из задуманного не суждено было увидеть свет. Но всему творчеству этого великого Испанского поэта была свойственна искренность, лиричность, возрождение и продолжение традиций испанской культуры, но и литературные эксперименты.
Ответственность за судьбу страны, неподдельный патриотизм, боль и любовь, испытываемые по отношению к Испании, желание сделать свою страну лучше – вот, что привлекало современников. Со страниц его книг встает вольный, высокий, неучтожимый мир, который так хотели испанцы видеть в реальности. И этот мир остался жить в народной памяти, когда книги Лорки были публично сожжены. Возможно, верой в светлое будущее Испании, звучащей со страниц произведений Лорки, объясняется актуальность его творчества и в наши дни.
Список литературы
1. Зарубежная литература XX века / под ред. Андреева. – М., 1985г.
2. Лорка Ф. Г. Избранное. – М., 1986г.
3. Лорка Ф.Г. Стихи и песни. – М., 1980г.
4. Малиновская Н. Самая печальная радость. / Лорка Ф. Г. Избранное. – М., 1986г.
5. Малиновская Н. Дерево песен. / Лорка Ф.Г. Стихи и песни. – М., 1980г.
6. Модернизм в зарубежной литературе. – М., 1987г.