Существует мнение, что «чиклит» представляет собой псевдолитературу, побочный продукт литературного процесса, поскольку героини произведений «женской литературы» примитивны, так называемые «гламурные дурочки», или «глянцевые пустышки», а сюжетные линии – предсказуемы. По этой причине «чиклит» был низведен в статус «пляжного чтива» (“beachreads”), то есть литературы, пригодной только для развлечения и исключающей какую-либо рефлексию. Критики настаивают на том, что истинно современный литературный образ женщины должен быть противопоставлен лживой пропаганде СМИ. Этот аргумент имеет определенное значение в начатой полемике, однако он не принимает во внимание тот факт, что женщины XXI века, вероятно, более не заинтересованы в отстаивании позиций ярого феминизма. Возможно, критики еще не готовы признать, что чиклит гораздо ближе к реалиям жизни современной женщины, чем теория феминизма. Женщина XXI века не слепо следует догмам, а просто стремится быть собой, независимо оттого, вписывается ли это в феминистскую концепцию. Тем не менее, несмотря на жесткую критику, только в 2002 году согласно данным, приведенным Тимоти Ферриссом, сбор от продаж «женской литературы» составил 71 миллион долларов США. Чем же можно объяснить столь внезапный бум чиклита на рынке? Существует несколько предположений. Так, например, Мабри (2005) предполагает, что издатели, сделав ставку на молодое поколение читательниц, которые предпочитают литературу с большим разнообразием сюжетов, чем в традиционных любовных романах [2, 18]. В какой-то степени популярность чиклита обусловлена стимулированием потребительского интереса. Ведь многие люди легко поддаются влиянию массовой культуры и могуществу рекламных акций. Связь чиклита с модными веяниями, так называемым культом гламура и личного успеха очевидна, что, свою очередь, соотносится с мэйнстримом (магистральной линией развития культуры) и, следовательно, объясняет личную увлеченность читательниц «этими неотъемлемыми составляющими женского сообщества». В центре внимания всех произведений, которые относятся к жанру чиклита, - жизнь современной женщины, и именно это является наиболее глубокой причиной головокружительного успеха «женской литературы» среди женской читательской аудитории. Веб-сайт chicklit.com сформулировал определение для рассматриваемого в работе литературного жанра: «Это классно! Это забавно! Это весело! Это все о тебе!» (“It’ship. It’ssmart. It’sfun. It’sallaboutyou”). Создатели сайта убеждены, что читательницы хотят «видеть их собственную жизнь в самых мельчайших деталях, отраженную в современной художественной литературе» (Феррисс, 2006, с.3). При сравнении с любовными романами, сюжеты и проблематику которых достаточно трудно соотнести с жизнью и деятельностью современного общества, произведения, относящиеся к жанру чиклита, отличаются большей реалистичностью и приближенностью к современной жизни. В то время, как любовные романы традиционно заканчиваются счастливым соединением влюбленных, чиклит предлагает читателю более реалистический взгляд на романтику и одиночество. Кроме того, героини произведений «женской литературы» наделены, как правило, умением посмеяться над собой. Традиционная для этого жанра форма повествования - от первого лица или же форма исповеди или дружеского признания. Подобная форма изложения еще больше сближает читательницу и героиню.
1.1 Британская постфеминистская проза
Великобритания – родина великих писательниц, где сложилась традиция «высокой» женской литературы. Представительницами женской британской литературы являются Джейн Остин («Гордость и предубеждение»), сестры Бронте («Грозовой перевал», «Джейн Эйр»), Джордж Элиот («Мидлмарч»), Мэри Шелли («Франкенштейн, или современный Прометей»), Элизабет Гаскелл («Крэнфорд», «Север и Юг»), а также писательницы XX века Вирджиния Вульф («День и ночь», «Годы», «На маяк»), Айрис Мердок («Колокол»), Фэй Уэлдон («Жизненная сила», «Ожерелье от BVLGARI») и другие. С течением времени изменилась литературная традиция. Сью Таунсенд («Тайный дневник Адриана Моула»), Хелен Филдинг («Дневник Бриджит Джонс»), Софи Кинселла («Откровения шопоголика»), Лайза Джуэлл («Тридцатник да и только») уже стали классиками современности. Появляются новые имена в современной британской литературе, среди них Анна Дэвис, Хелен Данн, Мелисса Натан, Вэнди Холден, Джил Мэнселл, Эми Дженкинс, Сара Харрис, Арабелла Вейр.
Появление чиклита во многом обусловлено социальными процессами, начавшимися в конце 1990-ых и продолжающимися по сегодняшний день. Социальный и психологический статус женщины изменился в сторону большей самостоятельности и независимости от мужчин; современная женщина – это уже не образцовая мать семейства, жена, подруга и советчица, но женщина, стремящаяся к самореализации и достижению успеха в социуме. В силу переоценки приоритетов женщины более открыто заговорили о том, что их волнует, и это породило, в свою очередь, потребность в самовыражении. Чиклит как литературное направление рубежа веков явился отражением тех преобразований, которые имели место в современном обществе и которые привели к появлению нового представления об истинной сущности женщины, ее месте и роли в мире и социуме. Для женщин нового поколения очень остро стоит вопрос выбора между карьерными достижениями и личной жизнь. В результате появляется целая серия книг, посвященных теме одиночества и проблемам женщин-карьеристок, терпящих неудачи в отношениях с мужчинами. Женщины-авторы открыто заявляют о своих эмоциях, рассуждая на страницах своих произведений о причинах одиночества и проблем социально успешных молодых женщин.
1.2 Роль женщины в современном обществе в концепции постфеминизма
Для более глубокого понимания сущности феномена «чиклит» необходимо рассмотреть подробнее понятие «постфеминизм», которое появилось в Европе в начале 90-ых годов двадцатого столетия. Его идеологи (среди них испанка Камилла Палья) ратуют за феминизм нового типа, ставящий во главу угла не равенство полов, а их различия. Постфеминизм видит в женщине не жертву, а победительницу. Решительная, привлекательная, умеющая настоять на своем - таковы основные ее характеристики.Дефиниции принимают различные оттенки звучания в зависимости от оценки самого явления постфеминизма. Одна из наиболее известных теорий – это теория «отрицательной реакции», предложенная Сьюзан Фэлуди (SusanFaludi), которая изложила основные положения этой теории в своем бестселлере «Ответный удар: необъявленная война против американских женщин» (“Backlash: theUndeclaredWarAgainstAmericanWomen”). Фэлуди утверждает, что чиклит как составная часть литературного мэйнстрима (массовой культуры) явился непосредственным следствием отрицательной реакции на движение феминисток, и именно этот ответный удар она и называет «постфеминизмом». Истоки феминизма уходят корнями в глубокое прошлое. Сьюзан Вайсман (SusanWiseman), исследователь истории феминизма, утверждает, что объектом, против которого направлялись усилия феминисток, был патриархальный уклад жизни, которому феминистки активно противостояли и выражали недовольство его непоколебимостью. Одной из сфер выражения феминистской позиции была литературы. Так, например, Маргарет Эцелл (MargaretEzell) создала монументальный труд «История женского литературного творчества» (“WritingWomen’sLiteraryHistory”), посвященный литературным произведениями, создаваемым женщинами в разные периоды.
Идеологи постфеминизма, по мнению С. Фэлуди, призывают женщин вернуться к исконной женственности, называя феминизм причиной несчастий современной женщины. СМИ заявляют, что, несмотря на многочисленные преимущества и привилегии, полученные в ходе феминистского движения, несмотря на то, что им удалось добиться свободы и равенства фактически во всех сферах жизни, сами же женщины винят феминизм за моральное давление, вызванное слишком высокими требованиями к ним [Брайтуэйт, 2004]. Женщины возмущены тем, что они лишились благ, которые, согласно принципам феминисток, служили лишь помехой их делу, а именно отношений с мужчинами и права выглядеть женственно и привлекательно. По словам журналистов, «феминизм утвердил идеал опороченной матери, преследующей личные цели и носящей деловой костюм» [Rye, 2003]. Так, например, студентка юридического факультета Мона Карен, автор статьи, опубликованной в «Нэйшнл Рэвью», выразила свою точку зрения такими словами: «…Движение женщин за их права и свободы дало моему поколению высокие доходы, женские сигареты, право рожать «для себя», кризисные центры для терпящих насилие, личные кредитные карты, свободную любовь и женщин-гинекологов…Взамен это же движение лишило нас того, от чего во многом зависит женское счастье, - мужчин» [3, 12]. Но действительно ли женщинам пришлось принести такую жертву или же это раздуто СМИ? Итак, Фэлуди отстаивает свою точку зрения касательно того, что так называемая «жертва» не более, чем составляющая маркетинговой стратегии: культ тела, сексуальности. И все это является «горячими темами» для коммерсантов. Прямое свидетельство «ответного удара», о котором говорится в книге Фэлуди, наблюдаем в пропаганде, проводимой в СМИ (рекламе, новостях, модных журналах), которая призывает вернуться к традиционной женственности (Брайтуэйт, 2004). Кроме того, Ким (2001) полагает, что в масс-культуре феминизм приобрел иную содержательную форму: «от Мерфи Браун к Элли МакБил», иными словами, от независимой, здравомыслящей женщины-одиночки к молодой, сексуальной юристке, одержимой идеей найти спутника жизни и хорошо выглядеть». Существует две противоположные точки зрения на то, как идеи постфеминизма повлияли на женщин: одни воспринимают «ответный удар» как годы тяжелой работы во благо постфеминизма; и те, кто считает, что идеология второй волны феминизма прекрасно служит делу раскрепощения женщины как личности. Возврат к традиционной концепции женственности был воспринят многими критиками весьма горячо. Сьюзан Фэлуди (SusanFaludi) и Наоми Вульф (NaomiWolf), автор «Легенды о Красоте» (“TheBeautyMyth”) обеспокоены тем, что женщину стали изображать в свете данной концепции, мотивируя свою тревогу и недовольство тем, что это может уничтожить социальное и политическое равенство между полами, которое было достигнуто в 1970-ых годах. Но как на этом созданном женщинами фоне живет мужчина? По мнению социологов и психологов, приходится ему весьма нелегко, и уж никак нельзя назвать его существование гармоничным и полноценным. В то время, как слабый пол набирает силу, сильный - слабеет под натиском прогрессирующих страхов, стрессов и даже булимии и анорексии, которые вплоть до недавнего времени считались преимущественно женскими заболеваниями.Недавние исследования показали, что СМИ по-прежнему играют важную роль в поддержании и развитии культа тела, а также внедрении идеи о роли полов в жизни общества (Бэгган, 2005, Крэйн, 1994). Эти исследования свидетельствуют о значимой роли массовой культуры в формировании мировых концептов. Недавно были изучены современные музыкальные клипы, и было выявлено, что во многом традиционные представления о роли женщины и мужчины воплотились в них, за некоторыми исключениями. Принимая во внимание широкоформатную литературу, романы о любви так и остаются лидером по продажам (в 2003 году прибыль в $1.41 миллиарда составила 33,8% денежных средств, вырученных от продажи художественной литературы, и 44,8% - от всех реализованных за 2003 год печатных изданий). И хотя о причинах популярности любовных романов все еще спорят, называя такие причины, как жажду романтики, желание испытать легким путем эмоции, а также стремление убежать от реальности, многие критики убеждены, что популярность этого вида литературы свидетельствует о «возврате к пониманию женского счастья как чего-то, немыслимого без мужчины». А именно любовные романы поддерживают такое стереотипное представление о роли женщины и мужчины. Исследователи Холл (Hall) и Родригез (Rodriguez) сделали вывод о том, что постфеминизм, на самом деле, - миф. Женщины по-прежнему поддерживают принципы феминизма, применяя их в своей жизни. Холл и Родригез аргументируют свою точку зрения предположением, что популяризация идей постфеминизма впоследствии перевернет концепции феминизма с ног на голову и постепенно нивелирует ее как таковую.