Те, кто придерживается диаметрально противоположной точки зрения, считают, что СМИ лишь способствовали освобождению от стереотипов; и результаты более весомы, чем те, которых достигли феминистки. Женщины получили право на семью, детей, романтику, моду, сексуальность, развлечения, удовольствия и мужчин – законные женские радости (Брайтуэт, 2004/Braithwaite). Представители этой точки зрения рассматривают постфеминизм как утверждение более удобного для современной женщины курса. Постфеминизм заявляет о праве женщины самостоятельно выбирать ту стезю, ту жизненную позицию, которую она хочет. Это исключает моральное давление на женщину, вынужденную выбирать между феминизмом и противоположной ему традиционной женственностью. И какой же подход выбирают женщины? Следует отметить, что современные молодые женщины и девушки закрепощены и страдают от комплексов в большей степени, чем их предшественницы-феминистки (Дикерсон, 2004/Dickerson). Так, например, МакРобби (McRobbie) идет дальше, заявляя, что под женской ответственностью подразумевается не только выбор, а правильный выбор. Иными словами, женщина ответственна за то, чтобы благоприобретенная свобода и право на самореализацию не превратились в «жалкий провал». Принимая во внимание все, сказанное выше, можно предположить, что для женщины правильный выбор – занять место между предфеминизмом и непосредственно феминизмом. В автобиографических историях с фото, которые помещались в журнале «Плэйбой» (“Playboy”) с 1985 по 2001 год, прослеживается эта идея. Если подвести общий итог всем этим историям, то можно сделать вывод о том, что многие женщины сочетают в себе качества, характеризующие новый образ «крутой девчонки» (atoughgirl), который был описан Шерри Инесс в книге «Крутые девчонки» (ToughGirls) и охватывает такие аспекты, как фигура (тело), отношения, действия и авторитет. Согласно гипотезе Шерри Иннесс, большинство мужчин привлекает имидж крутой девчонки. Отсюда вытекает теория успеха и привлекательности, выдвинутая представителями масс-культуры: женщина должна сочетать в себе и нежность, и жесткость.
1.3 Постфеминизм в литературе
В литературе постфеминизм рассматривается в пяти основных аспектах. Во-первых, многие женщины в принципе отрицают феминизм. Несмотря на то, что многие исследования показали, что большинство представительниц прекрасного пола придерживаются феминистских принципов, таких как равная заработная плата, борьба с дискриминацией на работе, свобода выбора между карьерой и семьей, они все же негативно относятся к определению самих себя как феминисток. Объясняется это отчасти тем, что СМИ способствовали появлению резко отрицательной коннотации у понятия «феминистка», сопровождаемое дополнительными оттенками значения, а именно: мужененавистница, женщина с дурным вкусом и отталкивающей внешностью. Фразу «Я не феминистка, но…» можно часто слышать от женщин, многие их которых предпочитают более нейтральное определение – гуманистка. Постфеминизм несет в себе идею устарелости феминистских принципов. Своей цели – равенства полов - феминизм достиг и, следовательно, необходимость в нем отпала. Сегодня женщины готовы постигать новые сферы. Во-вторых, в концепции постфеминизма, в отличие от феминизма, центральное место занимает личность, а не общность. Современные женщины не заинтересованы в защите интересов женского пола в целом, для каждой из них важно отстоять собственную позицию и найти свое место в жизни. Такое видение финальной цели существенно расходится с феминистской направленностью на консолидацию всех женщин и понимание всеобщего блага как их высокой социальной активности. В-третьих, средства массовой информации прилагают усилия к возрождению традиционных женских ценностей, которые были отвергнуты приверженцами феминизма. К ним относится возвращение к отношениям с мужчинами, концентрация внимания на личных потребностях, новый взгляд на проблемы семьи, материнства и ведения домашнего хозяйства. Отношения с противоположным полом и материнство были подвергнуты тщательному изучению и пересмотру в период расцвета феминистского движения, что вылилось в утверждение об их ненужности. Брайтуэйт (Braithwaite) и Уолтерс (Walters) заявляют, что сегодня в СМИ доминирует определение женственности, в котором охватываются такие аспекты, как тяга к романтике, желание быть привлекательной, а также стремление создать семью, завести детей и готовность пожертвовать карьерой в пользу радостей материнства. Семейная жизнь играет важную роль в теории постфеминизма, которая призывает женщин вернуться к домашнему очагу. Но, к сожалению, современные девушки и женщины не готовы работать на ниве домашнего хозяйства. Испытывав на себе влияние феминизма с его пропагандой карьерного роста, женщины теряются и впадают в уныние от необходимости сочетать и карьеру, и семейную жизнь. Они желают тепла и чувства защищенности, которые понятие «дом» подразумевает, но не уверены, что сумеют согласовать это с необычным образом жизни. Потребительский интерес выходит едва ли не на первый план в постфеминистской идеологии. Предметы быта по-прежнему символизируют супружескую жизнь – порядок, безопасность и вечную любовь – а именно это важно одинокой женщине, делающей выбор между замужеством и свободой. Кроме того, шоппинг всегда считался чисто женским развлечением, и такое потакание собственным потребностям и желаниям преобразуется в своеобразный бунт против старорежимного феминизма. В-четвертых, постфеминизм охватывает такую проблему, как личностный кризис женщины, который заключается в неумении быть женственной, поскольку феминизм уделял малейшее внимание этому аспекту. И сегодня, как следствие игнорирования этих вопросов, прекрасный пол, вместо того, чтобы серьезно заниматься карьерой, спорит о том, что именно делает женщину женщиной. Уэлхан (Whelehan) указывает на то, что женщины как продолжательницы рода испытывают культурное и моральное давление, так как «ответный удар» массовой культуры пугает женщин возвращением к их традиционной роли хранительницы домашнего очага и семьи. В-пятых, постфеминизм ставит женщин перед трудностями выбора будущего пути, заставляя испытывать их страх и неуверенность в своих силах.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ
Современный литературный жанр чиклит сформировался и получил широкую популярность в конце XX– начале XXI столетия. На процесс развития и становления данного литературного направления оказали влияние ряд факторов, включая изменения в социальном сознании, произошедшие на рубеже веков и повлекшие за собой переоценку ценностей и, в частности, формирование нового взгляда на роль и место женщины в современном обществе. Возникновение и утверждение постфеминизма в обществе выразилось в бурном развитии женского литературного творчества. Эти произведения, впоследствии получившие признание среди читательской аудитории, дали толчок развитию чиклита. Родоначальницами этого литературного направления стали Хелен Филдинг и Кэндес Бушнелл, которым удалось максимально реалистично воссоздать жизнь современной женщины со всеми ее превратностями и радостями. Рассуждения об истинном призвании женщины, ее праве на утверждение себя как личности, выборе жизненной позиции отражают основные тенденции в развитии постфеминизма, который имеет значительные расхождения с феминистскими догмами. В первую очередь, следует указать на основные различия феминизма и постфеминизма. Феминистки, подчеркивая общность интересов всех женщин и свое противостояние интересам мужчин, считали, что с помощью новых законов помогут решить свои проблемы женщинам всех социальных слоев. Для их идеологии был характерен коллективизм, исключавший возможность развития и реализации личностных качеств каждой конкретной женщины. Права женщин рассматривались именно в аспекте коллективного противостояния требованиям мужчин, а не в русле индивидуальной самореализации. Постфеминизм же утверждает индивидуализм, иногда граничащий с эгоизмом и пренебрежением к интересам общества, однако именно постфеминистская концепция подразумевает гармоничное развитие женщины, открывая доступ ко всем сферам современной жизни.