Ещё два цвета, характеризующих дочь казака, – красный и синий (цвета лент, повязанных на голове). Красный, пожалуй, один из самых загадочных и глубоких цветов, он символизирует жизненную силу, тепло, свет; он вызывает в человеке приток энергии и сильный эмоциональный (в основном позитивный) отклик в душе. Значение синего, как, впрочем, и всех других цветов, неоднозначно, но уместнее всего в данном контексте будет семантика чистоты и спокойствия, так как он описывает девушку, являющуюся положительной героиней рассказа. Благодаря всем этим цветам образ девушки для читателя складывается красивый, чистый, светлый, тёплый и яркий, но в то же время спокойный.
Следующий герой главы, а точнее, героиня – мачеха девушки. Она представляется нам неприятной персоной, нечестной, злой и, как говорит сам рассказчик, «имеет в своём облике нечто очень дикое и отталкивающее». Для описания пышных одежд используются красный и зелёный цвета. Понятно, что здесь используется другая символика красного, а именно кровь и власть. Зелёному же придаются значения такие, как отвращение, изнеженность, извращённость. В целом мачеха представляется читателю весьма отталкивающей особой.
Далее в произведении автор вновь обращается к описанию окружающей обстановки. И благодаря прилагательным «голубой», «зелёный», «синий», «серебряный» и «русый» автору удаётся ещё раз блестяще передать красоту летнего дня, реки, неба и леса. Отсюда можно понять, что вышеуказанные цвета - непосредственные символы природы.
На следующей картине перед читателями возникают несколько парубков, восхищающихся красотой дочери казака. Одетый лучше всех (предводитель шайки) является следующим героем рассказа и характеризуется он белым и серым цветами. Итак, белая свитка Грицько (а именно так и зовут парубка) символизирует чистоту, благие намерения, радостного, здорового, мирного героя, а также его желание приумножения потомства. Серая шапка парубка символизирует хороший вкус, спокойствие и практичность этого человека.
О следующем предмете, охарактеризованном «цветным» прилагательным, невозможно не говорить. Это – «красная свитка», по сути главная вещь, вокруг которой и разворачивается всё повествование. Автор говорит, что «свитка некогда принадлежала чёрту и по сей день сохраняет свойства своего пакостного хозяина». В этом случае красный символизирует огонь, (чёрт был выгнан из пекла), красный также может утомлять, раздражать, приносить ощутимый вред. Все эти чувства, по рассказу пасечника, преследовали человека, видящего «красную свитку».
Самые характерные для этой главы цвета мы рассмотрели и считаем возможным перейти к анализу цветных прилагательных следующей.
«Вечер накануне Ивана Купала» - третий рассказ первой части гоголевского произведения. Повествование ведётся от лица дьячка ***ской церкви. Самые частотно используемые этим рассказчиком цвета – чёрный (употребляется 9 раз), красный (7 раз), синий (5 раз) и белый (2 раза), также цвета драгоценных металлов: золотой (4 раза), серебряный (2 раза).
Красный для него обозначает красоту, чёрный неоднозначен, например, в сочетании с существительным «брови» он означает женское начало, чёрный ворон для дьяка – порождение зла, символ тайны. Синий также имеет два обозначения – мирный, спокойный и опасный, колкий, смертоносный, отчуждённый. Белый – символ красоты, чистоты, невинности. Рассказчик использует его в этой главе для описания красоты белого личика Пидорки (героини повести) и в словосочетании «белая простыня», которой было накрыто тело умершего ребёнка для того, чтобы усилить ощущение невинности жертвы. Серебряный и золотой цвета дьяк использует для возникновения чувства ценности описываемого и ощущения его безграничной красоты.
В следующем рассказе «Майская ночь, или утопленница» Н.В. Гоголь вновь использует в роли рассказчика пасечника Рудого Панько. Вследствие этого стиль употребления «цветных» прилагательных вновь переходит от обобщённого для всей повести (как в рассказе дьячка) к описанию каждого конкретного героя и предмета.
Первая же картина, представленная на обозрение читателям, - синее вечернее небо (глубокое и чистое), гуляющие девушки и парубки. В следующей сцене мы знакомимся с героями Ганной и Левко.
При описании девушки рассказчик много раз повторяет прилагательное «белый», желая показать чистоту, доброту, спокойствие и красоту Ганны. Красный так же усиливает ощущение ослепительной красоты девушки. Левко же с карими очами и чёрным усом – символами крепости, здоровья, и силы. Следующая героиня - это сама утопленница, описывается уже словами Левко. Рассказывая Ганне историю утопившейся, парубок использует много белого цвета, характеризуя её как добрую, невинную и красивую.
После прощания влюблённых рассказчик вновь прибегает к описанию природы, используя такие цвета, как светло-зелёный и серебряный. Такое сочетание цветов создаёт ощущение спокойствия, умиротворённости и некоей таинственности окружающего.
При описании головы повествователь не использует характерных цветных прилагательных, не считая разве что «свитку чёрного домашнего сукна», чтобы подчеркнуть неприязнь головы к щегольству.
После некоего «отдыха» от «цветных» прилагательных в этой главе автор с новой силой и частотой принимается их употреблять в пятой части рассказа. Серебряный туман, в котором оказывается Левко, создаёт впечатление своеобразной торжественности обстановки при его встрече с душой утопленницы. Последняя вновь описана большим количеством белого цвета с добавлением русого. Синие же пятна «от когтей ведьмы на шее девушки» страшат и беспокоят.
Далее Пасечник описывает появившихся из ниоткуда танцующих утопленниц, характеризуя их как красивых, чистых и невинных вновь с помощью белого цвета. Золотые ожерелья, надетые на них, делают ситуацию ещё более торжественной. При описании ведьмы, скрывшейся среди утопленниц, рассказчик использует контраст белого и чёрного цветов, приписывая последний воплощению зла, колдунье. На этом и заканчивается история «цветных» прилагательных в главе «Майская ночь, или утопленница».
В следующем рассказе Николай Васильевич Гоголь вновь пишет от лица дьячка ***ской церкви. «Пропавшая грамота», как и «Вечер накануне Ивана Купала» содержит мало «цветных» прилагательных, приписываемых к конкретному предмету. В отличие от Пасечника, Дьяк использует цветообозначение, и разнообразие цветов резко снижается. Он чаще всего употребляет примитивные цвета: красный, синий, чёрный и серый, лишь несколько раз употребляя «драгоценные» цвета – золотой и медный. В «Вечере накануне Ивана Купала» дьяк использует те же цвета, за исключением серого и медного, символика которых уже известна. Медный в этой главе символизирует стремление, пусть даже и обманным путём, стать ценнее, он своеобразная имитация дорогой бронзы. А вот значение серого в этой главе отлично от представленных читателю ранее – здесь он символизирует не только элегантность и практичность, но и передаёт антипатию человека к «чему-то серому, выказывающему роги…». В древней Руси серый ассоциировался у людей с волком, орлом1 и т. д., отсюда и пошла авторская неприязнь к этому цвету.
Вторая часть книги, как и первая, содержит пять глав, включая предисловие. Рассказчики в этой части так же не изменились: всё так же на помощь к Пасечнику Рудому Панько приходит дьячок ***ской церкви, в этой части он расскажет всего одну историю.
Итак, первый рассказ этой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки», пожалуй, одна из самых известных повестей Николая Васильевича Гоголя – «Ночь перед рождеством».
Уже в первом абзаце автор употребляет четыре цветных прилагательных. Первые два из них (синий и чёрный) характеризуют сорочинского заседателя, пышность его одежд и вместе с тем в какой то мере раскрывает для читателя характер героя: благодаря синему цвету можно понять, что заседатель – человек лживый и жестокий, примерно о том же говорит и чёрный цвет смушек, подбивающих его тулуп. Далее автор описывает «ведьму, поднявшуюся в небо так высоко, что похожую на чёрное пятнышко», которое символизирует неприязнь к ведьме и показывает, что чистота неба испорчена ею. После описания ведьмы в поле зрения автора попадает чёрт, которому осталось последнюю ночь шататься по белому свету. Словосочетание «белый свет», кстати, означало для древних людей всю необъятность мира, его безграничность и т. д.
При описании Оксаны (главной героини) рассказчик использует много чёрного цвета. Как мы уже говорили, он означает не только страх и неизвестность, но и женскую красоту и обаяние. Красный шёлк, расшивающий кафтан девушки, свидетельствует о её красоте и молодости. Кузнец Вакула говорит о беленьких ножках Оксаны, что означает её нежность, красоту и доброту в глазах влюблённого. Подобная пестрота говорит о желании автора выделить Оксану из толпы, показать её уникальность. После некоторого отсутствия цветов автор вновь прибегает к ним при описании Солохи (человеческого обличья уже известной нам ведьмы). Одежда женщины описывается достаточно яркими цветами (синий и золотой). Первый символизирует не только природную красоту Солохи, но и её двуличность. Золотой же лишь указывает на привлекательность Солохи для казаков, окружающих её.
После описания ведьмы Гоголь долгое время воздерживается от использования цветов, лишь при описании «побега» месяца из избы Солохи автор говорит, что снег загорелся серебряным светом, то есть всё происходящее стало в какой-то мере более торжественным. Затем рассказчик вновь возвращается к дому Оксаны и уже там девица восхищается новыми сапогами подруги: « …и с золотом!..» - говорит девушка. Это восклицание содержит восхищение Оксаны шикарностью черевичек подруги.