1.2 История создания повести и контекст обстоятельств жизни автора
Повесть «После смерти (Клара Милич)» была написана Тургеневым в начале сентября (в октябре по др. источникам) 1882 году в Буживале, а меньше чем через год он умер в возрасте 65 лет от страшной болезни, которая поставила в тупик лучших врачей Парижа – это было раковое воспаление в спинной кости. Анненский пишет об этом: «…в то утро, когда Тургенев дописывал свою «Клару Милич», - в окно, верно, смотрела осень, южная, может быть золотая, но все же осень, и притом последняя, и он это чувствовал. – В цветах, но уже осужденная; еще обаятельная, но уже без зноя… Еще не смерть, но уже мечта, которая о ней знает и которую она застит, - эта осень и была его последней повестью: то серой, то розовой, еще старательно-четкой и в мягких, но уже застывших контурах. С Кларой Милич в музыку тургеневского творчества вошла, уже не надолго, новая и какая-то звенящая нота. Это была нота физического страдания»19. А ведь Тургенев знал о том, что эта болезнь может кончиться только мучительной смертью, он писал: «Кто знает – я, может быть, пишу это за несколько дней до смерти. Мысль невеселая. Ничтожество меня страшит – да и жить еще хочется… хотя... Ну, что будет, то будет»20. Также следует заметить, что последняя повесть Тургенева была воспринята читателями уже не так, как вся его «таинственная» проза: «К тому времени, когда повесть «После смерти» вышла в свет, русские читатели и критики уже научились под легендарной и фантастической оболочкой поздних произведений Тургенева угадывать новое, общественно значительное содержание. Повесть встретила самые положительные оклики и сохранила доброжелательное отношение последующихъ поколений»21. Таким образом, наша исследуемая повесть - предсмертное, и, возможно, самое мистическое произведение Тургенева, поэтому она, несомненно, очень интересна для исследования.
Глава 2: Возможные варианты интерпретации сюжета через отдельные эпизоды и связь с заглавием
2.1 Имя и прототип героини
Следует заметить, что трагический сюжет произведения отражается в заглавии: «После смерти», также произведение названо артистическим псевдонимом героини, который обособлен в скобках: «Клара Милич». В этом псевдониме уже содержится контраст: Клара – от лат. «ясная, чистая, светлая»; Милич ассоциируется с «милой», то есть любимой, желанной, уже само заглавие говорит нам о несчастной судьбе девушки. Так же следует сказать о ее настоящем имени: Катерина также означает «чистая», а Миловидова – «милый вид», «милая», то есть псевдоним и настоящее имя очень похожи по значению, но нужно обратить особое внимание на их соотношение: Миловидова – открытая внешнему, а Милич – внутреннему. Кроме того, в фамилии Милич есть оттенок чего-то чужеродного, хотя и славянского. Обычно такую форму имеют западнославянские фамилии: сербские, хорватские, а также восточно-белорусские и некоторые еврейские. Анненский считает, что если воспринимать Клару как символ, то это «трагизм красоты, которая хочет жизни и ждет воплощения».
Очень важно отметить, что прототипом Клары Милич послужила талантливая провинциальная актриса Евлалия Павловна Кадмина. В 1881 году, когда ей было только 28 лет, она из-за несчастной любви приняла фосфор в Харьковском театре после первого акта пьесы А.Н.Островского «Василиса Мелентьева». Многие отмечают сходство ее портрета с описанием внешности Клары Милич в повести.
2.2 Характерология тургеневских героев
Теперь обратимся к описанию характера Клары ее сестрой Анной Семеновной: «Она была вся – огонь, вся – страсть и вся – противоречие: мстительна и добра, великодушна и злопамятна. <…> Любила все красивое, а сама о своей красоте не заботилась и одевалась, как попало…»22. Именно в этой ее противоречивости и заключается несчастье Клары, ее трагическая судьба, ведь она «боялась смерти и сама себя убила»23. Имя героини объясняет нам ее стремление к чистоте и всему идеальному, ведь она мечтает встретить идеального, чистого, правдивого, честного юношу, а другие ей совершенно не нужны. И ее избранником становится Яков Аратов. Следует рассказать и о его имени, ведь в именах героев скрыт их характер. Яков – от др.-евр. «он следует за кем-либо; «пятка», «запинатель». Он был назван, как пишет Тургенев, в честь Брюса Якова(1853-1881) русского государственного деятеля, одного из сподвижников Петра I, который занимался математикой, астрономией и естественными науками и прослыл чернокнижником - здесь содержится намек на мистическое содержание повести. И автор дает ему это имя неспроста, возможно, потому что Тургенев очень любил это имя (ведь во многих его произведениях он так называет своих героев) и гордился своим отдаленным предком Яковом Тургеневым, который был шутом Петра I. Именно в нем Клара увидела очень важное для нее качество, как назвал его Незведский: «…элемент чистоты, отсылающий нас к учению «божественного Платона о небесных идеях добра, истины, любви и красоты…»24. Известно, что Тургенев читал Платона в подлиннике и изучал его в ходе занятий по философии. Следует заметить, что тетушку, с которой проживал Яков, звали Платонидой Ивановной, что указывает на то, что Клара увидела в Якове это «идеально- платоническое» начало. Но как верно подмечает Анненский: «Его чистота? Но, рождаясь из бедного воображения и холодной крови, эта чистота едва ли дорого ему стоила»25.
Но для начала обратимся к сюжету. Клара не очень нравится Аратову, возможно тем, что в ней он видит что-то трагическое. Например, ее черные, как уголь глаза, черная коса, которая даже на вид тяжелая и змеей обвивает ей руку. Зато потом он влюбляется в нее, но только после ее смерти. Здесь открывается еще одна тема произведения – тема воли и безволия. Сам Аратов не может понять, что с ним происходит и сначала не признается себе, что влюблен, но точно осознает, что больше себе не принадлежит: «Нет, он не влюблен, да и как влюбиться в мертвую, которая даже при жизни ему не нравилась, которую он почти забыл? Нет! Но он во власти… в ее власти… он не принадлежит себе боле. Он – взят»26. Известно, что и сам Тургенев постоянно упрекал себя в слабоволии.
Кто же такой Аратов на самом деле? Анненский выдвигает версию о том, что Тургенев списал Аратова с самого себя: «В Аратове расположился старый больной Тургенев, который инстинктивно боится наплыва жизни; боится, чтобы она своим солнцем и гамом не потребовала от него движений <…> Последние силы Аратова – Тургенева уходят на разрушение иллюзий. <…> по-моему, это – горький вкус болезни во рту у Тургенева, это его утомленный ум, который не хочет более тешить себя романтизмом, потому что сквозь его театральную мантию не может не видеть тела, обреченного разлагающей его животной муке»27. Сам Тургенев описывал свое состояние в последний период жизни, омраченный болезнью, когда он писал «Клару Милич», так: «Еще немного и я даже сам не буду желать выходить из этой неподвижности, которая не мешает мне ни работать, ни спать и т.д.»28. Аратов боится всего, что волнует, но Топоров сказал это и о самом Тургеневе: «Боясь жизни и счастия, боясь самой любви (в глубине души сомневаясь, достоин ли он ее, и потому обреченный на страдательность), Тургенев боялся и смерти…»29. Таким образом, мы понимаем, что Аратов – это Тургенев.
Иннокентий Анненский считает нарастающее чувство Аратова болезнью: «Растет не страсть, а недуг; если же развивается драма, то разве та единственная, которую можно понять, не отрываясь от подушки, и пережить, не шевелясь от боли, - драма умирания. <…>Тургенев хотел уверить нас, что Аратов боролся с любовью и что эта любовь в конце концов его одолела и заставила себя испытать. Но что-то мешает нам ему поверить»30.
2.3 Система эпизодов и выход на мистический сюжет
В повести восемнадцать глав и, по нашим подсчетам, сто восемь эпизодов. О живой Кларе впервые Аратов узнает в третьей главе в пятнадцатом эпизоде от своего друга Купфера (в переводе с немецкого kupfer – медь), затем встречает ее в четвертой главе в двадцать первом эпизоде и в седьмой главе в тридцать девятом эпизоде, причем она ни разу не представлена будничной. Больше живой Клары мы не видим, уже в восьмой главе в сорок третьем эпизоде Яков узнает о ее смерти, далее мы видим Клару Милич после смерти, а точнее ее призрак, то есть в действии Клары почти нет. О таком таинственном сюжете повести нам уже намекает само заглавие: «После смерти (Клара Милич)», то есть акцентируется внимание на имени героини и состоянии, в котором она будет представлена читателям.
Почти в каждом эпизоде произведения содержится намек на трагический конец. К примеру, наиболее яркий из них - это стук, который слышит Аратов в одну из своих последних ночей, предвещает что-то недоброе. Затем этот стук перерастает в шепот, в связную речь, то есть читателю уже представляется уже что-то нечистое, несущее гибель.
Исследователь Топоров обнаружил в тургеневских текстах одну очень интересную особенность: «Экзистенциональный слой, который образует сотрудничество «внешнего» и «внутреннего», приводящее к их взаимопроникновению. <…> Это «глубинно- подлинное» лишь в слабой степени выявлено исследователями, и тем более легко мимо него проходят читатели, хотя следы этого начала или стихии нередки и присутствие их всегда по–особенному окрашивают всю ближайшую текстовую «окрестность»…»31. Здесь Топоров имеет ввиду присутствие «морского» комплекса у Тургенева, то есть ассоциацию моря со смертью, ужасом. И не только моря, но и всего, что с ним связано: вода, волны, лодка, качание/колыхание и так далее. Так в эпизоде последнего сна Якова мы видим озеро и золотую лодочку, которые и намекают нам о смерти. Сам Аратов тоже чувствует это и не хочет садиться в лодку. Это «морское переживание» проходит практически через всю позднюю прозу Тургенева. Также в этом эпизоде сна Аратова нам выявляется другая особенность «таинственной» прозы Тургенева – это «способность к предчувствию того важного, что только имеет совершиться»32, которую тоже заметил Топоров. Аратову во сне всё время думается: «Хорошо, теперь хорошо, а быть худу!»33.