В дальнейшем творчестве писатель обращается к экологической проблематике, вопросам сохранения Байкала. Экологическим темам публицистики, а также эволюции политических взглядов и нравственным проблемам, поднимаемым в статьях писателя, посвящена вторая глава.
Влияние человека на природную среду осмысляется писателем в двух аспектах: индивидуального отношения и социального воздействия. Первый аспект связан с проблемой познаваемости бытия. С социальным аспектом воздействия человека на природную среду связана экологическая проблематика. Писатель подчеркивает, что напряжения всех возможностей человека не достаточно для восприятия величия космоса во всей его полноте, поэтому природа в концепции В.Г. Распутина связана с тайной.
Ситуация невозможности познания объясняется, во-первых, разностью бытийного статуса природы и человека, во-вторых, утратой человеком онтологического сознания, способности к трансценденции (умению видеть и владеть языком истолкования и расшифровки знаков потусторонней реальности) в результате замкнутости в границах социального. В мировосприятии В.Г. Распутина стабильно проявляются черты архаики. Восприятие субъектом речи очерков себя и своего места в мироздании, как и места в нем человека вообще, близко онтологическому сознанию представителя архаической культуры, когда человек воспринимает себя неразрывно связанным с космосом и космическими ритмами.
Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает проповедническая публицистика писателя, своеобразию поэтики которой посвящена третья глава. Именно анализ поэтики позволил говорить, что слово писателя - это искренняя боль за страну, за народ, за все то, что происходит в России. Превращение художника в публициста вполне закономерно. Тематика его прозы и выступлений совпадают абсолютно, слово живописное и проповедническое остаются глубоко родственными друг другу. Если в прозе писатель болел за родную землю, за распад нравственности, семейных, природных связей, то в публицистике - по законам жанра - эта боль обнажена до предела. Писатель думал о судьбе народа, поэтому в статьях В.Г. Распутина закономерна потребность вступиться за народные интересы, изобличая власть, ее безответственность, равнодушие, предательство.
Все проблемы современного общества рассматриваются в публицистике В.Г. Распутина в 1980-е - начале 2000-х годов в этическом аспекте. Современная судьба Сибири в 1980-е годы связывается с утратой обществом исторической памяти и необходимостью охраны памятников истории и культуры. С конца 1980-х годов происходит значительное расширение проблемного поля и увеличение масштаба и характера выводов и обобщений, касающихся социальной, политической и культурной ситуации современной России. Объяснимо это усложнением жизни России, произошедшим в результате смены общественной формации, и усугублением духовного кризиса самого писателя. При этом остаются неизменными сложившиеся в 1980-х годах проблемные доминанты и способы их оценки, что позволяет рассматривать публицистику 1980-х - 1990-х годов как единый текст.
Исследование публицистики позволило обнаружить замкнутость мышления Распутина: его монологизм, дидактизм, ретроориентацию. Именно поэтому позиция писателя не находит того отклика, на который рассчитана, и понимания, которого она заслуживает. Но позиция защитника культуры - защищать интересы России и ее народа, должна быть не просто принята во внимание. Личность писателя пробуждает прислушиваться к нему.
Ведущей категорией в парадигме ценностей писателя становится категория долженствования, которая у В.Г. Распутина имеет метафизическую природу, но воплощена материально: человек ответственен за конкретное пространство жизни, за освоенные предками природные и культурные ландшафты и призван их сохранить и расширить. Следуя этому долгу, человек включается в метафизический круг, предписанный роду (народу). В отличие от онтологической памяти, историческое сознание требует сознательных усилий человека как национально-родового существа. В.Г. Распутин не ставит проблему человеческой воли в формировании нравственных законов, определении долженствования: человеческая индивидуальность проявляется в следовании или не следовании априорной необходимости. Человек не свободен в определении долга; однако осознание себя частью народа, которому предписана общая миссия, придает жизни конкретного человека осмысленность и стабильность. Забвение заветов предков современниками приводит к разрушению экосистем и культуры, моральному релятивизму и, в конечном итоге, к деградации нации.
Перспективы дальнейшего исследования мы видим в комплексном анализе проблематики художественной прозы писателя и его публицистики. В рамках этого анализа необходимо глубже рассмотреть мировоззрение писателя, а также формирование авторского сознания.
В последние годы писатель много времени и сил отдал общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 году вышли в свет его рассказ "В ту же землю", очерки "Вниз по Лене реке"; в 1996 - рассказы "Поминный день"; в 1997 - "Нежданно - негаданно"; "Отчие пределы". Рассказы "В непогоду", "Под небом ночным" и повесть "Дочь Ивана, мать Ивана" (2003) принадлежат XXI веку. Повесть получила премию в Китае как лучшее зарубежное произведение года.
В феврале 2000 года В.Г. Распутин стал лауреатом премии А. Солженицына "за пронзительное выражение поэзии и трагедии народной жизни, в сращенности с русской природой и речью; душевность и целомудрие в воскрешении добрых начал…" [1; 4].
В июле 2007 года в Москве прошел Конкурс лучших книг, выпущенных российским издательством. В главной номинации "Издание, ставшее событием года" лучшей была признана книга очерков В.Г. Распутина "Сибирь, Сибирь…", выпущенная иркутским издателем Г. Сапроновым.
В марте 2007 года накануне 70-летнего юбилея писателя, президент РФ В.В. Путин указом наградил В.Г. Распутина орденом "За заслуги перед Отечеством III степени" за многолетнюю творческую деятельность.
Когда писатель разделяет судьбу своего народа и становится выразителем его духа, когда он ищет и находит ответы на главные вопросы времени, когда возвращает сокровенный смысл словам: Родина, совесть, истина, память, свобода, - тогда он обретает значение национального писателя и его имя становится символом ценностей, которые он защищает. И тогда литературное творчество сопрягается с общественной деятельностью. Начатая еще в 70-е годы, она продолжается в творчестве В.Г. Распутина и ныне.
Сейчас, на рубеже веков, значение творчества В.Г. Распутина проясняется вновь: его голос, обличающий несправедливость, ложь, безответственность, звучит громко и авторитетно. За категоричностью его суждений сегодня, наконец, разглядели патриотизм, за нетерпимостью - право на собственную позицию. За четыре десятилетия В.Г. Распутин доказал свою непримиримость, жесткость, неподкупность, независимость от властей, и то, что нынешняя власть ищет у него поддержки, красноречиво говорит о значимости авторитета В.Г. Распутина у общественности, с одной стороны, и несостоятельности либеральной идеологии в России на нынешнем историческом этапе - с другой.
А. Художественные и публицистические тексты:
1. Премия Солженицына Распутину [Текст] // Культура. - 2000. - 11-17 мая (№ 17). - С.4.
2. Распутин В.Г. Исповедимы пути твои…: О рассказах Геннадия Николаева [Текст] / В.Г. Распутин // Сибирь. - 1984. - № 1. - С.107.
3. Распутин В.Г. Познакомьтесь: Николай Дементьев [Текст] / В.Г. Распутин // Сов. молодежь. - 1958. - 9 дек. - С.3.
4. Распутин В.Г. Сибирь без романтики [Текст] / В.Г. Распутин // Сибирь. - 1983. - № 5. - С.119.
5. Распутин В.Г. В поисках берега. Повесть, очерки, статьи, выступления, эссе [Текст] / В.Г. Распутин. - Иркутск: Издатель Сапронов, 2007. - 528 с.
6. Распутин В.Г. [Выступление на съезде народных депутатов СССР] [Текст] / В.Г. Распутин // Литературная газета. - 1989. - 14 июня (№ 24). - С.3.
7. Распутин В.Г. Боль наша и вера [Текст] / В.Г. Распутин // Литературная Россия. - 1991. - 20 сент. - С.2.
8. Распутин В.Г. В бедности жить не грех [Текст] / В.Г. Распутин // Аргументы и факты. - 2008. - № 12. - С.3.
9. Распутин В.Г. Видя вокруг прозрения слепых… [Текст] / В.Г. Распутин // Лесная газета. - 1990. - 29 нояб. - С 5.
10. Распутин В.Г. Дай руку, Тайшет! [Текст] / В.Г. Распутин // Красноярский комсомолец. - 1965. - 29 янв. - С.3.
11. Распутин В.Г. Запрягли или не запрягли? [Текст] / В.Г. Распутин // Вост. - Сиб. правда. - 2000 - 22 янв. - С.12.
12. Распутин В.Г. Идущие на гибель, приветствуют тебя, президент [Текст] / В.Г. Распутин // Наша земля. - 1993. - 22 нояб. - С.7.
13. Распутин В.Г. Из глубин в глубины [Текст] / В.Г. Распутин // Литературный Иркутск. - 1988. - декабрь. - С.230.
14. Распутин В.Г. Из осколков целое и живое [Текст] / В.Г. Распутин // Сибирь. - 2001 - № 6 - С. 19-21.
15. Распутин В.Г. Костровые новых городов [Текст] / В.Г. Распутин // Красноярский комсомолец. - 1963. - 29 сент.
16. Распутин В.Г. Край возле самого неба; На снегу остаются следы [Текст] / В.Г. Распутин // Слиток. - М., 1977. - С.5-16.
17. Распутин В.Г. Ну, здравствуй, дорога [Текст] / В.Г. Распутин // Красноярский комсомолец. - 1964. - 5 февр. - С.5.
18. Распутин В.Г. Патриотизм - это не право, а обязанность [Текст] / В.Г. Распутин // Правда. - 1988. - 24 июня. - С.1-4.
19. Распутин В.Г. По Крольскому тоннелю прошел первый поезд [Текст] / В.Г. Распутин // Красноярский комсомолец. - 1965. - 24 янв. - С.6.