Смекни!
smekni.com

Анализ проблематики и выявление основных особенностей публицистических статей В.Г. Распутина рубежа ХХ–ХХI вв. (стр. 3 из 12)

Подводя итог этому краткому обзору публицистики В.Г. Распутина, следует отметить, что его публикации вписывались в официальный "дискурс", т.е. нравственный пафос совпадает с идеологией утопии "оттепельного поколения". В.Г. Распутин в своей публицистике творил образ идеального человека, т.е. нравственного, ответственного и сознательного.

Важным событием этой поры было участие писателя в Читинском зональном семинаре начинающих писателей, где произошла встреча В.Г. Распутина с В. Чивилихиным, который высказал мнение об его рассказах, увидел достоинства и недостатки, оказал моральную поддержку. Писатель вышел тогда с рассказами и очерками на страницы центральной печати - "Огонек", "Комсомольская правда", "Молодая гвардия".

В числе других писатель был рекомендован в члены Союза писателей СССР. По итогам семинара его рассказы "Я забыл спросить у Лешки…" и "Мама куда-то ушла" появляются в выпущенном в Москве коллективном сборнике.

В один год (1966) с "Костровыми новых городов" (часть ее была опубликована в иркутской "Советской молодежи", часть - в газетах Красноярска) в Иркутске был издан сборник рассказов и очерков "Край возле самого неба", выпущенная Восточно-Сибирским издательством. Писатель по этому поводу сказал: "От фактографического очерка я переходил к рассказу, к увиденному и услышанному журналистом я стал как бы добавлять "от себя". Во мне проснулось авторское "я". Я стал ощущать себя наряду с героями моих рассказов и очерков" [44; 167].

В марте 1966 года писатель возвращается в Иркутск. Начинается профессиональная творческая работа. Печатается ряд рассказов в журналах "Молодая гвардия", "Наш современник", в альманахе "Ангара", в газетах "Красноярский комсомолец", "Советская молодежь", "Литературная Россия" и др.

С превращением В.Г. Распутина в профессионального писателя его статьи появляются в столичных и заграничных изданиях. Публикуются рассказы писателя в журналах "Паделью Яу Натне" (Рига), "Кобета рад зецка" (Польша), "Тарибине мотерс" (Вильнюс), "Младеж" (София), "Культура" (Варшава) и др.

В.Г. Распутин выступает уже как авторитетный писатель, и его слово приобретает особую ценность. После появления повестей "Деньги для Марии" (1967) и "Последний срок" (1970) В.Г. Распутин признан как безусловный мастер.

1.2 Публицистика зрелого В.Г. Распутина

Таким образом, в его публицистике находят свое отражение темы экологии, политики, нравственности, культуры и памяти (Памяти вообще, и памяти о родном крае в частности). Анализ подобных проблем важен, в первую очередь, для понимания духовных и политических конфликтов современности и определения места писателя в культурном и жизненном пространстве России.

Поздняя публицистика Распутина - антипод ранней, наивно-чистосердечной и оптимистической. Совершился исторический переворот эсхатологического характера, и содержание писательских выступлений указывает на катастрофу. Россия 1990-х годов оценивается В.Г. Распутиным как разрушенная, практически уничтоженная страна. Новая формация трансформируется в мир абсурда. В публицистике рассматривается самый широкий спектр общественных проблем: духовно-нравственные, психологические, социально-экономические, демографические и т.д. Кризис национальной самоидентификации ("национальные безразличие и вялость", "безнациональный народ") позволяют В.Г. Распутину ставить вопрос о конце национальной истории. В 1980-е годы устойчивость национальной души к внешним воздействиям не подвергалась сомнению. С начала 1990-х годов происходит разочарование в нравственной устойчивости и сопротивляемости народа. С конца 1980-х годов текущее состояние духовной жизни в России осмысляется писателем как закономерный итог нового нравственного упадка, под знаком которого прошел весь новейший период национальной истории. События "окаянного" века оцениваются В.Г. Распутиным как катастрофичный результат растраты накопленного за тысячелетие нравственного запаса народа, когда сам народ, называвший себя ранее "богоносным" и "нравственной крепостью мира", своими же руками уничтожил все свои духовные опоры.

В то же время для публицистики В.Г. Распутина 1990-х годов характерна персонификация негативных социальных процессов, что может снизить в глазах писателя вину народа. Субъектом ответственности делаются, во-первых, призрачные силы мировой глобализации (западные политико-экономические круги), во-вторых, власть (советская, демократическая), в-третьих, демократическая общественность (либеральная интеллигенция), в-четвертых, представители массовой культуры. Для публицистики В.Г. Распутина конца 1980-х - начала 2000-х годов характерна обвинительная направленность, предельная категоричность суждений.

Более подробному исследованию публицистики последних лет посвящена вторая глава работы.

Глава II. Проблематика публицистических статей В.Г. Распутина

2.1 Экологическая тема в прозе и публицистике

Взаимосвязь природы с судьбой человека занимают в творчестве В.Г. Распутина определяющее место. Любое произведение писателя отражает эту предопределенную связь природы, общества и человека. У В.Г. Распутина к природе особое отношение. "Он влюблен в нее сыновней любовью и свидетельствует об этом всем своим творчеством" [35; 166]. Ответственность и страдающая любовь побуждают писать так, что граница между публицистическим выступлением и художественным творчеством практически размывается.

Боль и тревога писателя за судьбу родного края с особенной силой выразились в его повести "Прощание с Матерой", которая подводит своеобразный художественный итог размышлениям В.Г. Распутина о трагической судьбе деревни перед неизбежностью технического прогресса, осуществляемого варварскими, жестокими, антигуманными методами. В этот период усиливается трагическое мироощущение писателя. Остров Матера у В.Г. Распутина не просто отдельная деревня, а модель крестьянского мира.

В.Г. Распутин не давал рецептов что строить и как строить, его произведение - попытка писателя заступиться за деревню посредине Ангары В своей повести он показал, что пережили люди, у которых отняли "самой судьбой назначенную землю", заставил задуматься, не слишком ли дорогая цена платится за научно-технический прогресс. "Прощание с Матерой" - это твердое убеждение В.Г. Распутина в том, что человек является частью природы, а потому не может быть победителем. Вся его агрессия против природы - всегда проигрыш человека.

Старики Матеры, отстаивая свое право жить согласно издревле установленным традициям, в глазах автора - настоящие святые. Авторский выбор выглядит одновременно и естественным, и необычным. С благодарностью и любовью рисует В.Г. Распутин людей, отдавших силы земле, слитых с нею трудом, не расставшихся с Богом, выше всего ставящих совесть. Это они разгадали, что цивилизация "верх взяла" над человеком, "погоном его погоняет", их устами говорит народная мудрость.

Философско-публицистическая повесть "Пожар" (1985) тематически продолжает "Прощание с Матерой". Герои живут в поселке после переселения из затопленной, подобно Матере, деревни. Их жизнь, лишенная стержня и ценностей, проявляющихся в отношении к природе, месту своего обитания, друг к другу, ведет к нравственному разложению. Вспыхнувший в поселке пожар - своеобразное наказание людям за грех беспамятства, безверия, пьянства. Философский пафос В.Г. Распутина, связанный с идеей сохранности мира, природы и памяти, дополняется мотивом творчества, столь необходимым для поиска новых путей созидания.

После повестей "Прощание с Матерой" и "Пожар" экологическая тема стала ведущей в творчестве В.Г. Распутина. Публицистическая деятельность стала определяющей: практически одновременно с многочисленными статьями, посвященными теме защиты природы, вышел очерк "Байкал".

Образ Байкала представлен в его мистической красоте и природной ценности. В связи с тем, что В.Г. Распутин - писатель прежде всего не идеи, а образа, в своем очерке он обращается не столько к разуму читателя, сколько к совести, к воображению.

Описание Байкала В.Г. Распутин начинает с чужого авторитетного слова. Он ссылается на первый опыт описания озера протопопом Аввакумом, которому по возвращении пришлось летом 1662 года переплавляться с восточного берега Байкала на западный. Священник употребляет такие выражения для описания природы: "…горы высокие, утесы каменные, …птиц…много, рыбы…прочих родов много…", "…вода пресная, а нерпы и зайцы великия в нем…" [31; 210].Природа Байкала более трехсот лет назад была необычайно богата. В.Г. Распутин подчеркивает, что озеро "с незапамятных времен называли "святым морем", "святой водой"" [31; 210]. "Коренные жители и русские, пришедшие на его берега уже в ХVIIвеке, и путешествующие иноземцы, преклоняясь перед его величественной, неземной, тайной и красотой" [31; 212]. Поклонение Байкалу "диких людей и людей для своего времени просвещенных было одинаково полным, захватывающим" [31; 211]. "…У одних прежде всего затрагивало мистические чувства, а у других - эстетические и научные" [31; 211]. Байкал изучили, измерили, "он обрел определенные размеры" [31; 211]. Оказалось, что озеро вмещает в себя пятую часть всей пресной воды на нашей планете, в нем зародились нигде больше не существующие виды животных, рыб и растений. Но, несмотря на все открытия, Байкал невозможно лишить его "таинственности и загадочности" [31; 213]. Он является открытой и описанной величиной. "И он стоит в этом ряду…потому лишь, что сам-то живой, величественный и нерукотворный, ни с чем не сравнимый, знает свое собственное извечное место и собственную жизнь" [31; 215].