Смекни!
smekni.com

Анализ проблематики и выявление основных особенностей публицистических статей В.Г. Распутина рубежа ХХ–ХХI вв. (стр. 1 из 12)

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

"Иркутский государственный университет"

Факультет филологии и журналистики

Кафедра новейшей русской литературы

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Анализ проблематики и выявление основных особенностей публицистических статей В.Г. Распутина рубежа ХХ-ХХIвв.

Выполнила:

Калиуш Екатерина Сергеевна

Научный руководитель

д. ф. н., профессор Плеханова И.И.

Иркутск, 2010

Содержание

Введение

Глава I. Эволюция публицистики В.Г. Распутина в советское и постсоветское время

1.1 Публицистика ранняя

1.2 Публицистика зрелого В.Г. Распутина

Глава II. Проблематика публицистических статей В.Г. Распутина

2.1 Экологическая тема в прозе и публицистике

2.2 Эволюция политических взглядов писателя

2.3 Публицистика религиозная

2.4 Проповедническая публицистика В.Г. Распутина последних лет

Глава III. Особенности поэтики публицистических статей В.Г. Распутина

3.1 Императив нравственной чистоты языка и стиля

3.2 Поэтика проповеднической публицистики

Заключение

Список литературы

Введение

В.Г. Распутин - одна из центральных фигур литературного процесса второй половины ХХ века. Практически все произведения В.Г. Распутина конца 1960-х - начала 1980-х годов признаны классическими и заслуженно входят в сокровищницу русской литературы. В его творчестве соединились классические литературные традиции и современность, этот необыкновенный синтез вывел "деревенскую" литературу на качественно новый этап развития, обогатив литературный процесс в целом.В.Г. Распутин, раскрывая корневые основы жизни народа, саму сущность народного существования, предельно усилил нравственно-философское звучание прозы о деревне, создал модель единого мира и человеческого бытия (Г.А. Белая). Художественное наследие писателя всегда привлекало внимание исследователей в России и за рубежом, оно широко изучено в критике и литературоведении (В.Я. Курбатов, А.Ф. Лапченко, С.В. Перевалова, С.Г. Семенова, Н.С. Тендитник, А.В. Урманов, В. Шапошников и т.д.), однако в отечественной и зарубежной науке очень мало работ, в которых рассматривается такой обширный пласт его творчества, как публицистика (В.Я. Курбатов, И.А. Панкеев, Н.С. Тендитник, Б.М. Юдалевич и др.), и отсутствуют исследования, где она изучается целостно и системно.

Творчество В.Г. Распутина неразрывно связано с социальными, нравственными, психологическими процессами современной российской истории. Журналистская деятельность В.Г. Распутина началась в 60-е годы, до 80-х годов писатель много внимания в своей публицистике уделял экологическим темам. Конец 80-х годов - это время обращения В.Г. Распутина к политическим и экономическим темам. В течение 10 лет - с 1985 года (повесть "Пожар") до середины 90-х - публицистика писателя становится открытой критикой политической ситуации в России.

Актуальность дипломного исследования определяется интересом современного литературоведения потребностью в целостном изучении творчества писателя. В этом контексте актуально исследование публицистики В.Г. Распутина как самостоятельного дискурса, позволяющего выявить становление и развитие мировоззрения писателя от конца 1950-х годов до настоящего времени. В современной социокультурной ситуации изучение специфики публицистического текста, воплощенных в нем идей и оценок истории, современности, культуры виднейшего русского писателя второй половины ХХ века дает возможность понять типологические и индивидуальные особенности мировоззрения В.Г. Распутина, место и роль публицистики в его творчестве. Все это углубляет представления о своеобразии индивидуального мировоззрения писателя и его судьбе в ситуации модернизации российского общества, происходящей на протяжении последних десятилетий.

Конец 80-х - начало 90-х годов стали переломным временем для России. Это время перехода от тоталитарного общества к демократическим свободам, гласности, к началу капиталистического предпринимательства, частной инициативе. Это время начала распада государства, буквально распада СССР, распада государственной машины. Происходит разрушение культуры, нравственности, в обществе распространяется нигилизм, утрачивается чувство гордости и ответственности за свое отечество. Поэтому в 90-е годы так остро разворачиваются дискуссии вокруг русской идеи, ставящие вопросы бытия нации, ее духа и судьбы.

В последние десятилетия вокруг русской идеи появляется множество рассуждений разного характера. Как отмечают исследователи, в национальном сознании в России конца ХХ века происходит "мировоззренческое разъединение общественного мнения, которое нашло свое отражение и в литературной среде, выразившись в размежевании писателей и публицистов по общественно-политическим и идеологическим вопросам. Сторонники демократических преобразований в стране видят общественный идеал в западной цивилизации и считают необходимым для России "догнать" цивилизованный мир путем реформ и кардинальных изменений в обществе" [47; 56]. В этом лагере И.В. Попова выделяет как минимум три фракции:

1) воинствующий либерал-космополитизм (Б. Сарнов, Б. Хазанов, А. Янов);

2) интернационал-большевизм;

3) "христианский космополитизм" (неофиты).

Автор не утруждает себя расшифровкой этих понятий, и мы можем предположить, что это жупелы политической борьбы.

Этому лагерю принято противопоставлять современное почвенничество, делающее акцент на особенностях развития России, сохранении ее традиционных ценностей. У почвенников фракции следующие:

1) сторонники правого государства на основе христианских традиций (А. Солженицын и его единомышленники);

2) национал-большевизм (группирующиеся вокруг А. Проханова, редакций журнала "Молодая гвардия" и газеты "Завтра");

3) почвенничество, распространенное в среде националистически настроенной творческой интеллигенции.

Под почвенничеством в общественно-политических позициях писателей и публицистов подразумевается приоритетное сочетание национальных и христианских традиций. Почвенники XIXвека "придерживались идеи о "национальной почве" как основе социального и духовного развития России…как единственно возможного способа сохранения самобытности страны и особого пути ее развития; пытались обосновать мысль об особой миссии русского народа, призванного, по их мнению, спасти человечество" [54; 375]. Почвенничество в современном понимании близко славянофильству, основополагающей идеей которого было утверждение собственного пути России и её исторической миссии. Понятия "почвенничества" и "славянофильства" исторически не идентичны и не полностью отражают вкладываемый в них сегодня смысл, но в связи с отсутствием четкого определения используются в качестве синонимов. Первыми идеологами современного почвенничества были так называемые "писатели-деревенщики" (В. Белов, В. Солоухин и др.). Именно в среде советских писателей, объединившихся в 1970-1980 годах вокруг редакций журналов "Наш современник", "Молодая гвардия" и, в меньшей степени, журнала "Москва", вырабатывались все будущие рецепты патриотической идеологии. Помимо "деревенщиков" в этот круг входили "писатели-фронтовики" (Ю. Бондарев до сих пор входит в редколлегию "Нашего современника").

Основу идеологии почвенников образует тезис: государственная политика должна отвечать интересам русского народа. Внутри страны это означает ограничение доступа нерусских групп к власти и социальным ресурсам и создание условий для доминирования русских в экономической, политической и культурной сферах. Во внешнеполитической сфере это означает отказ от курса, ведущего к сближению с западом.

Ветераны почвенничества, действующие и сегодня - В. Бондарев, С. Куняев, В. Распутин. Из более поздних фигур стоит выделить В. Чеснокову и М. Назарова. В.Ф. Чеснокова представляет секулярное (православию отводится важная, но не определяющая роль в строительстве будущей национальной государственности), а М. Назаров - православно-фундаменталистское направление почвеннического национализма (православие - необходимое условие политического и культурного выживания нации). Современных почвенников объединяет неприятие нынешнего, американизированного типа цивилизации с его ставкой на "просвещенный эгоизм". Разногласия между их фракциями в основном касаются степени совместимости национально-традиционных духовных ценностей и социалистического идеала.

В.Г. Распутин - главный идеолог и проповедник современного почвенничества, рассматривающий путь России как путь религиозно-нравственного возрождения. Произведения писателя, его статьи, интервью являются своеобразной программой почвенничества.В.Г. Распутин обращается к своему читателю с помощью художественного слова, которое в публицистике писателя звучит особенно остро и проблемно. В связи с этим целью нашей работы является анализ проблематики и выявление основных особенностей публицистических статей В.Г. Распутина рубежа ХХ - ХХIвв.

Для достижения поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи:

1) определить место и роль публицистики В.Г. Распутина в литературной и общественной жизни второй половины ХХ века;

2) выявить и обосновать факторы формирования авторской позиции;

3) показать эволюцию взглядов В.Г. Распутина на национальные, экономические, экологические, исторические проблемы российской истории и современности;

4) в анализе публицистики обнаружить те свойства мышления В.Г. Распутина, которые определяют творчество и формируют картину мира.

Научная новизна работы определена тем, что в ней публицистика В.Г. Распутина интерпретируется как целостное высказывание о человеке и бытии. В анализе его поэтики и проблематики осуществляется системная реконструкция авторской позиции, устанавливаются факторы ее формирования, определяются этапы становления и развития. Полученные результаты открывают значение публицистического типа высказывания для самосознания писателя и углубляют представления о месте и роли публицистики в творчестве В.Г. Распутина.