Проблема жанровой дифференциации не стала предметом изучения, элегия не рассматривалась в отдельных исследованиях.
Во второй половине ХIХ и ХХ веков в советской литературе элегии писали А.А.Ахматова, Мартынов, З.Н.Гиппиус и другие.
Зинаида Гиппиус стояла у истоков русского символизма и была одним из его негласных лидеров. Ее поэзия отмечена выразительным сочетанием интеллектуальной глубины и психологической подвижности, ритмической изысканностью и стилистическим мастерством. Брюсов отмечал исключительное умение поэтессы " писать афористически, замыкать свою мысль в краткие, выразительные , легко запоминающиеся формулы".
В ранних стихотворениях Гиппиус, лирический герой, который видел свой путь как беспощадную дорогу, ведущую к смерти, постепенно приходит к необходимости подняться камянистой стежкой ко Всевышнему и понимает, что достичь цели можно только в единении с другими людьми.
Зинаида Николаевна смотрит на человека с точки зрения духовного и эстетического совершенствования, пути познания себя и мира, философски - психологического спора со временем и собой. Лейтмотивными являются темы несовершенства земного бытия, одиночества, диалог с Богом и устремленность к Красоте и Гармонии. Поэтесса борется с собой, пытается понять себя:
Моя душа во власти страха
И горькой жалости земной.
Напрасно я бегу от праха -
Я всюду с ним, и он со мной.
Мне в очи смотрит ночь нагая,
Унылая, как темный день.
Лишь тучи, низко набегая,
Дают ей мертвенную тень.
А капли тонкие по крыше
Едва стучат, как в робком сне.
Молю вас, капли, тише, тише
О, тише плачьте обо мне!
("Пыль" , 1897)
По мнению Гиппиус, страдание - это движение по направлению к Богу, это путь сотворения и сохранения своей души.
Поэтесса ищет новые подходы к проблеме свободы, с помощью веры стремится разорвать кольцо несвободы и вытянуть его в черту.
В одном из стихотворений, не вошедших в прижизненные книги стихотворений, Гиппиус дала свою формулу видения мира:
Тройною бездонностью мир богат,
Тройная бездонность дана поэтам.
И разве поэты не говорят
Только об этом?
Только об этом?
Тройная правда и тройной порог.
Поэты, этому верному, верьте.
Только об этом думает Бог:
О Человеке.
Любви.
И Смерти.
Человек, Любовь, Смерть, Бог - вот главные темы, вокруг которых неизменно концентрируется творчество Гиппиус, и эта концентрация является отражением идейных исканий, заполняющих все существо поэта.
Тройственность природы мироздания открывается Гиппиус от самых фундаментальных до низших, относящихся к частной жизни отдельного человека.
Для того, чтобы представить себе, как эта тройственность распространялась на все миросозерцание, выслушаем мнение основательного знатока жизни Гиппиус: Гиппиус также различала три фазы в своей концепции истории человечества и его будущего. Эти фазы представляют три различных царства: царство Бога - Отца - царство Ветхого Завета; царство Бога- Сына, Иисуса Христа -- царство Нового Завета и нынешняя фаза в религиозной эволюции Человечества, и царство Бога- Духа Святого, Вечной Женщины-матери - царство Третьего Завета, который откроется человечеству в будущем. Царство Ветхого Завета открыло Божью мощь и власть как правду; царство Нового Завета откроет любовь как свободу. Третье царство, Царство Третьего Человечества, разрешит все существующие неразрешимые антитезы -- пол и аскетизм, индивидуальность и общественность, рабство и свободу, атеизм и религиозность, ненависть и любовь". [24:104-105].
И в эту тройственность должен войти человек в трех своих ипостасях, символизируемых числами1, 2 и 3. 1 - это человек как личность, лишенная внешних связей и тем самым обреченная на безнадежное существование в мире. Непременной стадией бытия для нее становилось 2 - объединение двух личностей в любви, в некоем идеальном действе, из которого практически устранена " похоть " и стремление к деторождению, но зато особое значение приобретает духовное единение двух человеческих индивидуальностей, опять- таки" неразделенных и неслиянных". Но полное свое разрешение любовь могла найти только в том случае, если к двоим присоединяется третий - Бог, незримо, но явственно присутствующий в их союзе. Завершение мистического треугольника придает особую крепость и нерушимость всему происходящему.
"Человек без Бога, - подчеркивает близко знавший Гиппиус С. Маковский, представлялся ей чудовищным автоматом, "чертовой куклой".[18: 339].
В произведениях Гиппиус, созданных в конце ХIХ - начале ХХ века, начиная с "Песни", своего рода манифеста символизма, нашли отражение важнейшие для символистов декадентские мотивы, мысли, настроения. Прежде всего это неприятие будничного, обыденного мира, мистическая тоска по иной жизни, по недостижимому и неосуществимому, уход от скуки повседневности в сферу подсознательного, в мир фантазии и иррациональных предчувствий: "Мне нужно то, чего нет на свете..." (" Песня ", 1893); "Люблю недостижимое, чего, быть может, нет..." ("Снежные хлопья", 1894).
Раздвоенность, дуализм, противоречивость характерны для лирического героя Гиппиус, который мечется между Богом и дьяволом, небесным и земным, духовным и телесным, жизнью и смертью, вечностью и мигом, в душе героя переплелись и борются друг с другом покорность и свобода, правда и ложь, прекрасное и безобразное, вера в силу молитвы, в чудо и сомнение в нем, религиозный экстаз и богохульство, волевое "самостояние" личности и отречение от собственной воли, устремленность к предельному испытанию полноты бытия и принципиальный отказ от реального воплощения мечты, надежды. Следствие внутреннего разлада - неспособность найти общий смысл жизни, сделать окончательный выбор.
Смотрю на море жадными очами,
К земле прикованный на берегу...
Стою над пропастью - над небесами -
И улететь к лазури не могу.
Не ведаю, восстать иль покориться,
Нет смелости ни умереть, ни жить.
Мне близок Бог - но не могу молиться,
Хочу любви - и не могу любить.
Я к солнцу, к солнцу руки простираю
И вижу полог бледных облаков…
Мне кажется, что истину я знаю-
И только для нее не знаю слов.
(" Бессилие", 1893 )
Бог для Гиппиус - это абсолютная свобода. Любить себя "как Бога", значит любить себя как абсолютно свободное существо, свободное от мира, от людей, от смерти, от судьбы.
Горит тихий, предночный свет,
От света исходит радость моя.
И в мире теперь никого нет.
В мире только Бог, небо и я.
("Мгновение", 1898)
Неслучайно Гиппиус одной из принципиальных своих строк в автобиографии назвала последнюю строчку из такого четверостишия:
Люблю я отчаянье мое безмерное,
нам радость в последней капле дана.
И только одно я знаю верное:
надо всякую чашу пить - до дна.
("До дна", 1901)
Речь здесь идет не столько о смысле человеческого существования, предназначенного для того, чтобы исчерпать все перипетии собственной биографии, сколько о соединении воедино собственной судьбы и всех ее частных подробностей, среди которых любовь занимает одно из важнейших мест.
Гиппиус утверждала неуклонное восхождение человека - революционера, своей волей преодолевающего все препятствия на пути духовного возвышения общества.
Свои помыслы и действия Гиппиус воспринимает и выстраивает в аспекте религиозного служения, угадывает в них провиденциальное начало:
Воля Господа - моя.
Будь же, как ему угоднее...
Хочет Он - хочу и я
Пусть войдет Любовь Господняя...
("Благая весть", 1904)
Сборник "Стихи" (1922) вышел в Берлине, итоговая и лучшая стихотворная книга "Сияния" (1938 ) опубликована в Париже. Г. Струев считал, что в эмиграции поэтический источник Гипииус не только не иссяк, но, скорее обновился". (27.101). В сборнике "Сияния" отдается предпочтение "сиянию слов", истинных и искренних: ( стихотворение " Сияния" ), мера Истины и последние ответы на вечные вопросы - только у Бога:
Змеится луна в воде -
Но лжет, золотясь дорога...
Ущерб, перехлест везде.
А мера - только у Бога.
("Мера", 1924 )
Для сборника "Сияния" характерен христианский взгляд на историю и мученический путь России. В стихотворении "Грех" Гиппиус выразила одну из моральных заповедей русской эмиграции первой волны:
И мы простим, и Бог простит.
Мы жаждем мести от незнанья.
Но злое дело - воздаянье
Само в себе, таясь, таит.
И путь наш чист, и долг наш прост:
Не надо мстить.Не дам отмщенье.
Змея сама, свернувши звенья,
В свой собственный вопьется хвост.
Простим и мы, и Бог простит,
Но грех прощения не знает,
Он для себя - себя хранит,
Своею кровью кровь смывает,
Себя вовеки не прощает -
Хоть мы простим и Бог простит.
ГЛАВА II.
Возникла ода в античной литературе и представляла собой в ту пору песню с широким лирическим содержанием: могла воспевать подвиги героев, но могла рассказывать и о любви или быть веселой застольной песней.
Отношение к оде как к песне было сохранено во французском классицизме. В русской теории классицизма в понятие "ода" вкладывается уже более определенный, узкий смысл. Сумароков, Тредиаковский, а вслед за ними Державин, говоря об оде, имеют в виду лирическое стихотворение, воспевающее героев. В греческой поэзии ода была представлена Пиндаром, во французском классицизме - Малербом, в русской литературе - Ломоносовым.