Стучу, пока не упаду.
Стучу, пока Ты не ответишь.
Не отступлю, не отступлю,
Стучу, зову Тебя без страха:
Отдай мне ту, кого люблю,
Восстанови ее из праха!
Верни ее под отчий кров,
Пускай виновна - отпусти ей!
Твой очистительный покров
Простри над грешною Россией!
Зинаида Гиппиус считала, что должно произойти соединение Трех в Одном: Бога Отца, Бога Сына, Святого Духа, Вечной Женственности - Материнства. Гиппиус доносит до человека идею Трех в Одном как "живую, пульсирующую истину". Она выразила эти идеи в стихотворении "Вечноженственное":
Каким мне коснуться словом
Белых одежд Ее?
С каким озареньем новым
Слить Ее бытие?
О, ведомы мне земные
Все твои имена:
Сольвейг, Тереза, Мария...
Все они - ты Одна.
Молюсь и люблю... Но мало
Любви, молитв к тебе.
Твоим - твоей от начала
Хочу пребыть в себе,
Чтоб сердце тебе отвечало-
Сердце - в себе самом,
Чтоб Нежная узнавала
Свой чистый образ в нем...
И будут пути иные,
Иной любви пора.
Сольвейг, Тереза, Мария,
Невеста-Мать-Сестра!
(1928)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив корпус элегических произведений Зинаиды Николаевны Гиппиус, мы пришли к выводу, что все стихотворения элегического характера пронизаны настроением разочарования, мечтательно - грустными воспоминаниями, неясными желаниями и предчувствиями, традиционно элегическими жалобами.
Размышления о бытии, мироздании являются основой всей лирики Гиппиус. В ранней лирике преобладает в элегических стихотворениях мотив самоисследования. Мы вычленили ряд стихотворений: "Бессилие", "Снег", "Мгновения", "До дна", "Не знаю".
В ранних произведениях Зинаиды Николаевны звучат декадентские мотивы: одиночество, неверие в жизнь, в собственные силы.
Так как поэтесса очень остро переживала диссонансы и противоречия окружающей ее действительности, то элегическим мотивом пронизан и корпус гражданских элегий: "О вере", "Костер", "Что есть грех?", "Только о себе".
Элегический мотив раздумья прослеживается в основном в зрелый период творчества Зинаиды Николаевны. Это стихотворения "Мера", Числа".
В элегических стихотворениях с любовной тематикой доминирующим является мотив печали, разлуки. Он берет свое начало в элегических традициях ХVIII века.
В зрелой лирике с преобладающим в ней религиозно - патриотическим пафосом, в лирике Гиппиус преобладает одическое начало.
Лирический герой наделяется индивидуальными (автобиографическими) чертами, которые объясняются особенностями ее психологического статуса, жизненного пути. В центре внимания не чувства, не переживания, а "психологизм лирического я". Именно этот показатель для нас стал весомым в констатации характера изменений жанровой структуры элегий в лирике Зинаиды Николаевны Гиппиус.
Рассмотрев ряд стихотворений Гиппиус, мы пришли к выводу, что в творчестве Зинаиды Николаевны выделяется целый пласт лирики, которая отличается своим одическим пафосом. Эти стихотворения, в которых улавливаются ораторско-декламационные интонации, можно выделить характерные слова--сигналы, специфические синтаксические конструкции, что в целом способствует выражению авторской гражданской позиции. Так, в стихотворении "Свеча ненависти" к таким словам - сигналам относятся: мне ненавистен всякий грех; предатели; ненавижу; отомстить. В стихотворении "Веселье": блевотина войны; омерзительно похмелье; бедная, грешная страна; народ засек кнутом свою свободу. "Петербург": перекресток предательством дрожит; проклятый город, Божий враг.
Такая лирика Зинаиды Гиппиус становится трибуной, раскрывающей общественно-политические ориентиры поэта.
К таким "неженским" стихотворениям, представляющим гневную инвективу, принадлежат: "Петербург"(1909), "Молодому веку"(1914), "Сейчас"(1917), "Веселье"(1917), "Свеча ненависти"(1918), "Довольно! Земного с созвездий не видно"(1938).
Ее стихотворения, исполненные гневом и пристрастием, шокировали многих современников, привыкших к совсем иному звучанию ее музы.
К одическим элементам прибавляются элементы стихотворной сатиры, сочетание трагического пафоса с ироническим, сатирическим.
Наряду с традиционно политической одой в творчестве Зинаиды Николаевны обнаруживает себя и такая разновидность одической поэзии, как религиозная ода. Религиозный пафос был лишен всякой каноничности, а нередко был нацелен против богословских канонов.
Здесь нет державинской ясности, а тяготеет к четкости молитвенный гимн, экстатически выражающийся религиозный стоп. К стихотворениям этого периода относятся следующие: "Любовь"(1900), "Нескорбному учителю"(1901), "Христу"(1901), "Мученица"(1902), "Белая одежда"(1902), "Вместе"(1902), "Земля!"(1902), "Свобода"(1904), "Свет"(1915), "Гибель"(1917), "Дни"(1918), "Шел"(1918), "Имя"(1918), "Рождение"(1924), "Вечноженственное"(1928).
При всей тематической и стилевой динамике, при смелости воображения и языка, все эти стихотворения спаяны библейской основой. Несмотря на то, что в поэзии Гиппиус жанр классической одической структуры трансформирован (так как она вобрала в себя компоненты других жанровых образований), тем не менее, остается жанровая доминанта оды - установка на ораторскую речь, общий действенный пафос.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гиппиус З.Н. Забытая книга. - М. "Художественная литература". 1991.
2. Гиппиус З.Н. Лирика. М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2000. -- 416 с.
3. Гиппиус З.Н. Литературный дневник(1899-1907)/ Коммент. Евграфова Г.Р. - М.: АГРАФ, 2000. - 310 с.
4. Гиппиус З.Н. Новые материалы. Исследования. - М.ИМАИРАН., 2002.
5. Гиппиус З.Н. Собр. соч. В 8 Т. М., 2001--03.
6. Гиппиус З.Н. Современные записки, - 1927,кн.III,с. 247
7. Гиппиус З. Н. Статьи. Проза. Екатеринбург 2005 г.- 848 С.
8. Гиппиус З.Н. Стихотворения. - СПб., 1999
9.Азадовский К., Лавров А. З.Н. Гиппиус: метафизика, личность, творчество// З. Гиппиус, сочинения ; Стихотворения; Проза. Л. 1991.- 672 С
10. Богомолов Н.А. Любов - одна// Гиппиус З.Н. Стихотворения; Живые лица. - М., 1991. - С.5-22.
11. Богомолов Н.А. В зеркале "серебряного века": Русская поэзия начала ХХ века. - М.: О-во "Знание", 1990.
12. Брюсов В. Среди стихов: 1894-1924:Манифесты, статьи, рецензии. М.1990.-720 С.
13. Габрар М.А. Своеобразие концепции поэтического творчества в лирике З.Н. Гиппиус 1911-1921 гг. //Наукові записки ХДПУ ім. Г.С. Сковороди - Сер. Літературознавство. Харків, 1998.- Вип. 9(20). С. 108-113.
14. Злобин В. Тяжелая душа. Вашингтон. 1970.
15. Краткая литературная энциклопедия.
16. Кузьмина С.Ф. История русской литературы ХХ века. -- М., 2003.
17. Минц З.Г. А.Блок в полемике с Мережковскими // Наследие А.Блока и актуальные прблемы поэтики. Блоковский сборник № 4. Тарту, 1981. с. 116--222.
18. Маковский С. Портреты современников.С. 339.
19. Москвичева Г.В. Русский классицизм. - М. "Просвещение", 1986.
20. Никитин Е.Н. Адресовано исследователям творчества З.Н.Гиппиус. Библиогр. № 6, - М., 2007. С.101--103.
21. Осьмакова Н.И. Предисловие // Гиппиус З.Н. Стихи и проза. - Тула, 1992. - с.404-427.
22. Озеров Ю.А. Язык художественной литературы "Люблю недостижимое". О творчестве Зинаиды Гиппиус.
23. Пайман А. История русского символизма. - М., 2000.
24. Пахмусс Т. Cit., p. 104--105.
25. Пахмусс Т. Новый журнал. Кн.104. Нью-Йорк ,1971. С.293.
26. Поспелов Г.М. Лирика. - М., 1976.
27. Русские писатели. Библиографический словарь. - М.,1990.
28. Русские писатели 1800--1917. Библиографический словарь. - М., 1992.
29. Русский литературоведческий журнал. М., 1994. № 5-6. С. 74-75.
30. Рычкова О. Белые пятна серебряного века. - М., №26. 2007. С. 6.
31. Струве Г. Русская литература в изгнании. Париж; Москва, 1996. С. 101.
32. Хализев В.Е. Литературные роды и жанры. - М. "Высшая школа", 2002.
33. Ходасевич В.Ф. (Рец. на: З.Гиппиус "Живые лица" ).
34. Звонарёва Л. Зооморфный код в поэзии Зинаиды Гиппиус//www.ya.ru.
35. Петров А.В. Литературоведение. Проблемы русской литературы//www.wikipediya.ru
36. Революционное христовство: З.Н.Гиппиус, Д.В.Филосов и Б.В.Савинков в 1911 году//www.rambler.ru.
37. Свердлов М. Теория: Проблемы и размышления. О жанровом мифе: что воспевает пиндарическая ода? //www.ya.ru.