Смекни!
smekni.com

Женский мир у Д.И. Фонвизина и Н.И. Новикова: аспекты комического (стр. 23 из 24)

С 70-х гг. XVIII в. русский классицизм в литературе переживает кризис. Обострение социальных противоречий приводит к проникновению в литературу новых тем и настроений. Наряду с классицизмом все больше выявляются реалистические тенденции русской литературы. Они с наибольшей активностью выражали протест против феодальной идеологии.

Острая критика существующего строя, беспощадная ирония и насмешка над правящими классами, обличение невежества, паразитизма и жестокости дворянства, несправедливости и продажности суда и чиновников – вот что несли с собой художественные произведения подобного рода.

По своей обличительной направленности, по широте изображения общественных недостатков первое место в литературе 60 – 70-х гг. занимает творчество Н.И. Новикова и Д.И. Фонвизина.

Предшественники Новикова критиковали крепостное право в экономическом и юридическом плане. Новиковские журналы показали его аморальность, его разлагающее влияние как на крестьян, так и на помещиков, которые, привыкнув пользоваться даровым трудом, видят в крестьянах лишь рабочий скот. Журналы Новикова много места отводили обличению произвола и взяточничества в административных и судебных учреждениях, где сидели дворяне без ума, без науки, без добродетели и воспитания. Резкая критика крепостнических порядков, смелая полемика с Екатериной и разоблачение ее политики были причиной непрерывных репрессий, которые обрушивались на новиковские издания.

Фонвизин в комедии «Бригадир» впервые в русской литературе правдиво и ярко рисовал картину повседневной, домашней жизни русского поместного дворянства. Автор перенес действие в глубь России и широко распахнул перед зрителем двери обычного, среднего помещичьего дома. В комедии «Недоросль» Фонвизин сделал следующий шаг по тому пути, на который вступил в «Бригадире». И здесь перед зрителем встает живая картина домашнего быта дикой и невежественной провинциальной семьи русских помещиков. Но с первой же сцены семейные взаимоотношения в доме Простаковых оказываются неразрывно сплетенными в один узел с отношением героев комедии к дворовым и крепостным крестьянам. Фонвизин-сатирик в «Недоросле» неопровержимо показал, что сословные привилегии дворянства и крепостное право – бедствие не только для крестьянина: они неизбежно действуют развращающее на само русское дворянство. Привыкнув к ничем не ограниченной, безнаказанной власти над крепостными, оно в массе своей теряет человеческий облик, превращаясь в Скотининых и Простаковых.

Недостатки и пороки общества очень хорошо были показаны двумя сатириками в женских образах. Новиков и Фонвизин выбирают сатиру в качестве орудия обличения общественного зла.

Новиков радует нам разнообразием жанров и тем, а Фонвизин совершенствует русскую комедию XVIII в. Оба писателя используют все аспекты комического изображения: иронию, сарказм, шутку, насмешку. Их смех может быть здоровым, трогательным, грубым, презрительным, жестоким, едким, саркастическим. Смеясь над женщинами и их пороками, сатирики прибегают к помощи автохарактеристики, сравнению с животными, комедийному контрасту, говорящим именам и фамилиям, карикатуре, пародии, остроте, иносказанию (эзопову языку), аллюзии и различным языковым средствам.

Благодаря такому разнообразному арсеналу обличительного оружия, сатирики сквозь призму женских портретов высвечивали общественные пороки России XVIII в. и подвергали их осмеянию в надежде излечить больное общество.


Список использованной литературы:

1. Кант. Собрание сочинений. Т. 2.

2. Кантемир А.Д. Собрание сочинений. Л., 1956 / Б-ка поэта. Большая серия. 2-е изд.

3. Капнист В.В. Собрание сочинений. Л., 1960. Т. 1.

4. Новиков Н.И. Трутень. Живописец /Сатирические журналы Н.И. Новикова. Изд-во Академии наук СССР. М., Л., 1951.

5. Сумароков А.П. Избранные произведения. Л., 1957 / Б-ка поэта. Большая серия. 2-е изд.

6. Феофан Прокопович. Сочинения. М., Л.. 1961.

7. Фонвизин Д.И. Бригадир. – Режим доступа: http:/www.erudition.ru.

8. Фонвизин Д.И. Недоросль / Д.И. Фонвизин. Недоросль. А.Н. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву. И.А. Крылов. Подщипа. М.: Просвещение, 1988.

9. Аристотель. Никомахова этика. IV, 8.

10. Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1967.

11. Аристотель. Поэтика. V, 1449а; II, 1448а.

12. Бабкин Д.С. К раскрытию тайны Живописца / Д.С. Бабкин // Русская литература. – 1977. - № 4.

13. Бергсон А. Смех. М., 1992.

14. Березина В.Г. О формах и методах сатиры в журналах Н.И. Новикова Трутень и Живописец / В.Г. Березина // Вестник ЛГУ. – 1968. - № 20.

15. Берков П.Н. История русской журналистики XVIII века. М., Л., 1952.

16. Берков П.Н. История русской комедии XVIII века. Л., 1977.

17. Берков П.Н. Русская народная драма XVII-XX веков. М., 1953.

18. Берков П.Н. Театр Фонвизина и русская культура / П.Н. Берков. Русские классики и театр. М., Л., 1947.

19. Благой Д.Д. История русской литературы XVIII века. М., 1960.

20. Боголюбов Е.А. Художественные средства сатиры Н.И. Новикова / Е.А. Боголюбов // Ученые записки Пермского пед. ин-та. – Пермь, 1946. – Вып. 10.

21. Борев Ю.Б. О комическом. М., 1957.

22. Гуковский Г.А. Очерки по истории русской литературы XVIII века. М., Л.. 1936.

23. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. М.. 1998.

24. Дербов Л.А. Общественно-политические и исторические взгляды Н.И. Новикова. Саратов, 1974.

25. Дземидок Б. О комическом. М., 1974.

26. Елеонский С.Ф. Речевые характеристики персонажей комедии Фонвизина «Недоросль» / С.Ф. Елеонский // Вопросы методики русского языка и литературы. – М., 1953. – Ученые записи Московского гор. пед. ин-та им. В.П. Потемкина. - Т. XXIII.

27. Западов А.В. Русская журналистика XVIII века. М., 1964.

28. Ключевский В.О. Недоросль Фонвизина: опыт исторического объяснения учебной пьесы: в 8 т. Т. 8 / В.О. Ключевский. – М., 1958.

29. Кулакова Л.И. Очерки истории русской эстетической мысли XVIII века. Л., 1968.

30. Левин Ю.Д. Английская просветительская журналистика в русской литературе XVIII века / Ю.Д. Левин. Эпоха Просвещения. Из истории международных связей русской литературы. Л., 1967.

31. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

32. Лихоткин Г.А. Проблема «писем» читателей в творчестве Н.И. Новикова/ Г.А. Лихоткин // Русская литература. – 1981. - № 2.

33. Лонгинов М.Н. Новиков и московские мартинисты. СПб., 2000.

34. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре (Быт и традиции русского дворянства XVIII – нач. XIX вв.). СПб., 2002.

35. Лотман Ю.М. Пути развития русской просветительской прозы XVIII века/ Ю.М. Лотман. Проблемы русского Просвещения в литературе XVIII века. М., Л., 1961.

36. Макогоненко Г.П. Денис Фонвизин: творческий путь. М., Л., 1961.

37. Макогоненко Г.П. Николай Новиков и русское просвещение XVIII века. М., Л., 1951.

38. Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина: из истории русского реализма. М., 1969.

39. Мартынов И.Ф. Книгоиздатель Николай Новиков. М., 1981.

40. Мацарина Л.В. Пародия в журналах Н.И. Новикова / Л.В. Мацарина // Традиции и новаторство в русской литературе XVIII-XIX веков. – М., 1976. – Сборник трудов Московского обл. пед. ин-та им. Н.К. Крупской. – Вып. 1.

41. Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1986.

42. Пигарев К.В. Творчество Фонвизина. М., 1954.

43. Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Л., 1978. – Вып. 3.

44. Рассадин С. Русская литература: от Фонвизина до Бродского. М., 2001.

45. Рассадин С. Сатиры смелый властелин. М., 1985.

46. Русская литература XVIII века в общественно-культурном контексте. Л., 1983.

47. Стенник Ю.В. Русская сатира XVIII века. Л., 1985.

48. Философский словарь. М., 2001.

49. Черкашин В.Б. Трагикомическое / В.Б. Черкашин. Наука о театре. Л., 1975.

50. Чернышева Т.П. Сатирико-обличительные произведения в московских университетских журналах 1760-1764 гг. / Т.П. Чернышева. Проблемы жанра и стиля в русской литературе. М., 1973.

51. Яковлев Е.Г. Эстетика. М., 2004.


[1] Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре (Быт и традиции русского дворянства XVIII- нач. XIX в.). СПб., 2002. С. 75.

[2] См.: Платон. Соч.: В 3 т. М., 1968.

[3] См.: Аристотель. Поэтика. V, 1449а.; II, 1448а.

[4] См.: Аристотель. Никомахова этика. IV, 8.

[5] Кант. Собрание соч. Т. 2. С. 216.

[6] Философский словарь. С. 517.

[7] Там же. С. 254.

[8] См.: Борев Ю. О комическом. М., 1957.

[9] Яковлев Е.Г. Эстетика. М., 2004. С. 71.

[10] См.: Дземидок Б. О комическом. М., 1974.

[11] См.: Черкашин В.Б. Трагикомическое//Наука о театре. Л., 1975.

[12] Борев Ю. О комическом. М., 1957. С. 121-122

[13] Литературный энциклопедический словарь. С. 370.

[14] Литературный энциклопедический словарь. С. 521.

[15] Там же. С. 124 -125.

[16] Философский словарь. С. 706.

[17] Борев Ю. О комическом. М., 1957. С. 154.

[18] Борев Ю. О комическом. М., 1957. С. 168.

[19] Феофан Прокопович. Сочинения. М., Л., 1961. С.438.

[20] Там же. С. 439.

[21] Кантемир А.Д. Собрание сочинений. Л., 1956. С. 442.

[22] См.: Москвичева Г.П. Русский классицизм. М., 1986.

[23] Сумароков А.П. Избранные произведения. Л., 1957. С. 122

[24]См.: Стенник Ю.В. Русская сатира XVIII века. Л., 1985.

[25] См.: Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. М., 1998.

[26] Литературный энциклопедический словарь. С. 46.

[27] См.: Благой Д.Д. История русской литературы XVIII века. М., 1960.

[28] Капнист В.В. Собр. соч. Л., 1960. Т. 1. С. 358.

[29] Там же. С. 402.

[30] См.: Берков П.Н. История русской комедии XVIII века. Л., 1977.