А) герой - ребенок;
Б) герой сам приходит к своему создателю;
В) авторы, как правило, не были детскими писателями;
Г) обращенность одновременно к детям и к взрослым;
Д) одна из центральных проблем - взаимоотношения взрослых и детей;
Е) разнообразие языковых приемов, словесная игра;
Ж) пародия;
З) отступление от правила "счастливого конца".
Нетрудно определить, что всеми вышеперечисленными чертами обладают и сказки Дж. Ролинг.
Но для того, чтобы литературное произведение стало феноменом в мире литературы, недостаточно только следовать нормам и соответствовать образцам. Внося вклад в развитие литературы, произведение должно содержать элементы новаторства в той или иной области поэтики. Ролинг создает свой волшебный мир, в котором действуют свои законы и правила. Мифология Ролинг основана на мифологических и литературных традициях предшествующих поколений, и в то же время, это принципиально новое оформление уже известных образов, сюжетов, мотивов.
Пожалуй, самым спорным вопросом, касающимся литературных достоинств книг о Гарри Поттере, является вопрос об идейно основе этого произведения. Высказываются различные точки зрения, например: А) основная идея стара как мир - это борьба Добра и Зла; Б) книга отражает суть жизни европейский школ-интернатов и главная проблема в ней - адаптация детей к школьной жизни; В) история приключений детей в волшебной стране есть перифраз Священного Писания; Г) история Гарри Поттера - это иллюстрация развития личности, проблем самостановления, саморазвития, утверждения собственной индивидуальности. Добро и Зло здесь борются не только в мировом масштабе, но и в границах сознания каждого человека. Д) Просто будь собой! - главное правило, которое говорит директор школы волшебства Хогвартс Дамблдор Гарри Поттеру, и вместе с тем, главная идея произведения. Все приведенные высказывания справедливы в отношении сказки Дж. Ролинг, но не правомерно отдавать предпочтение одной из них: они дополняют друг друга, представляют комплекс идей произведения. Но нам хотелось бы отметить другую особенность сказки - это новый взгляд на категорию детства. Дети, наконец, предстают здесь не как образцы идеальности, невинности. Детство в "Гарри Поттере" не волшебный мир, в который взрослым хочется вернуться, но сложный, с массой своих проблем, период жизни человека. Детские характеры, созданные Джоан Ролинг, поражают своей психологической сложностью. Так книга о Гарри Поттере не просто позволяет детям оказаться в волшебном мире, быть наблюдателями чудесных приключений, но всем своим содержанием повествует о перипетиях и сложностях их детского мира, особенностях детской субкультуры. В отличие от укоренившейся традиции литературной сказки противопоставлять мир взрослых и мир детей, Ролинг делает взрослых полноправными участниками волшебных приключений, но правда, лишь тех взрослых, которые способны верить в чудеса и использовать их в повседневной жизни (то есть магов, а не маглов).
Итак, первый фактор, способствующий успеху книги Дж. Ролинг о Гарри Поттере - ее литературно-художественные достоинства - действительно является основополагающим.
2) Вторым фактором феномена Гарри Поттере является история жизни автора - Джоан Кэтлин Ролинг. Мать-одиночка без гроша в кармане становится счастливой главой семейства и первой в мире писательницей миллиардершей. Так жизнь оказывается лучшим пиар-менеджером, а простое стечение обстоятельств - лучшим пиар-проектом. Знатоки биографии Ролинг утверждают, что если бы у автора мирового детского бестселлера не было такой истории жизни, то ее надо было бы придумать. (В основе биографии Ролинг тот же архетипический сюжет о Золушке; линии жизни Гарри Поттера и его создательницы очень похожи: будучи никем, прозябая "в чулане под лестницей", они в один прекрасный день просыпаются богатыми и знаменитыми).
Фактор самой Джоан Ролинг важен еще и потому, что она оказывается связанной с такой особенностью британской традиции как дамы-писательницы. Пожалуй, ни одна страна Европы не дала миру столько замечательных женских имен в области литературы: от сестер Бронте, Джейн Остен, Джордж Элиот до Виржинии Вульф и Джоан Ролинг.
3) Третьим составляющим феномена Гарри Поттера стоит назвать рекламную кампанию и производную продукцию, к которой относятся фильма Криса Коламбуса, компьютерные и ролевые игры, футболки, плакаты с изображением главных героев книги и тому подобное. Книги Ролинг появились в конце ХХ - начале ХIХ века, в дни расцвета рыночной экономики и торговых отношений. Правомерно ли называть рекламу, являющуюся лишь закономерным явлением современным жизни, главной причиной успеха "Гарри Поттера"? Конечно же, пиар-кампания способствовала популяризации книги, но вероятнее всего, что это произведение нашло бы путь к сердцам читателей и без столь мощной рекламной поддержки, пусть на это было бы затрачено чуть больше времени.
Фильм Криса Коламбуса является хорошей иллюстрацией к печатному изданию сказки о Гарри Поттере. И хотя режиссер счел необходимым внести кое-какие изменения в некоторые эпизоды и детали, общая концепция произведения была сохранена. Об удачной постановке можно судить из высказываний Ролинг, согласно которым герои фильма явились именно такими, какими их создало авторское воображение.
Так как сага о Гарри Поттере еще не закончена, интересно отметить и обратный процесс влияния фильма на некоторые детали тех частей книги, которые вышли в свет уже после того, как зритель увидел экранизацию первых частей. Так в первых четырех томах нет указания на то, что нападающий команды Гриффиндор по квиддичу Алисия Джонсон - черная девочка. И лишь после того, как Крис Коламбус в силу своего американского менталитета счел необходимым сделать эту героиню представительницей негроидной расы, в пятой книге "Гарри Поттер и Орден Феникса" мы читаем:
Из другой производной продукции достойными являются некоторые книги: "Квиддич: сквозь века", "Волшебные твари и места их обитания", А. и Э. Кронзек "Настольная книга чародея. Путеводитель по волшебному миру Гарри Поттера", Д. Колберт "Волшебные миры Гарри Поттера".
Созданы ролевые игры по модели школы Хогвартс.
Специалистами NLP как направления психологии Шугалей Еленой и Косулиной Ольгой создана уникальная программа "Мир Гарри Поттера", в которой удалось замечательным образом соединить "развитие когнитивных способностей ребенка, выработку коммуникативных навыков и техник психологической самокоррекции с восхитительной сказочной игрой, с увлекательным путешествием в неизвестное и загадочное. Учителя школы приобщают детей к истории культуры, мифологии, символики, учат видеть мир вокруг себя, учат общению с природой, фитотерапии, ритуалам сна и снятию психического напряжения."
Примечательным является тот факт, что, спустя непродолжительное время после выхода в свет сочинения Ролинг, появляются пародии на "Гарри Поттера" - "Таня Гроттер и магический контрабас" Дмитрия Емеца, "Барри Троттер и неавторизованная пародия" Майкла Гербера, "Порри Гаттер и Каменный философ" Андрея Жвалевского и Игоря Мытько и другие. Достойными пародии оказываются всегда лишь действительно уникальные явления культуры.
Итак, нами выделены и проанализированы три главных составляющих феномена Гарри Поттера, а именно: 1) литературно-художественные достоинства книг Дж. Ролинг; 2) история автора, то есть самой Дж. Ролинг; 3) рекламная кампания и производная продукция.
Часть II
Анкетирование
В работе был использован эмпирический метод исследования (анкетирование).Анкетирование предлагалось подросткам от 12 до 17 лет. В анкетирование принимали участие 25 человек. Цель анкетирования выяснить предпочтения молодежи определить насколько часто подростки приобретают книги, где чаще всего покупают, для чего приобретают, что является основным источником получения информации, о книжных новинках, какое издание является самым знаменитым.
Анкетирование (образец анкеты)
1.Часто ли вы приобретаете книги? (Укажите на сколько часто)
2. Где вы чаще всего приобретаете книги?
3. В каких целях вы приобретайте книги?
4. Что является для вас основным источником информации о книжных новинках?
5. Какие литературные издания вы знаете. (Укажите 1-2 издания)
6. Какие жанры художественной литературы вы предпочитаете? (укажите 2-3 жанра)
7. Какие жанры художественной литературы вам не нравятся?
8. Какие жанры нехудожественной литературы вы предпочитаете?
9. Какие жанры нехудожественной литературы вам не нравятся?
Вопрос №1
Подавляющее большинство подростков в возрасте 12- 17 лет (69%) покупают книги не реже одного раза в месяц, еще около трети покупателей (31%) приобретают книги раз в 2-3 месяца.
Вопрос № 2
Популярными местами покупки являются книжные супермаркеты (53%), небольшие книжные магазины (28%) и Интернет-магазины (15%). Любопытно отметить, что около 4% покупателей книг получают книги посредством буккросинга.
Вопрос № 3
22% покупателей приобретают книги для своей домашней библиотеки. Многие покупают книги для учебы (15%) и для разового прочтения (20%). Треть опрошенных приобретает книги для детей (16%), в подарок (13%) или для работы (14%). И только для 2% принявших участие в исследовании основным мотивом покупки книги назвали буккросинг.
Вопрос № 4
Для 74% московских покупателей книг в возрасте 12-14 лет основным источником получения информации о новинках на книжном рынке является Интернет. Еще около 26% опрошенных узнает о книжных новинках от друзей и родственников. Интересно, что молодежь в возрасте 15-17 лет несколько реже узнает о появлении новых книг от родственников (47%), из печатных изданий (36%), а также по телевиденью или радио (17%).
Вопрос № 5
Среди книжных издательств самыми известными оказались «Эксмо», «АСТ» и «Дрофа». Издательство «Эксмо» знают более трети респондентов (44%), при этом только половина из них (43%) назвали его при первом упоминании. На втором месте с небольшим отставанием идет издательство «АСТ» (42% и 41% соответственно). Издательство Дрофа, которое назвало 14% опрошенных и только около 16% вспомнили его при первом упоминании.