Петр судит о людях и выбирает себе помощников не по сословному признаку, а по признаку ума, знаний, личных способностей.
Родовитый, но пустой Корсаков вызывает насмешку царя. В эту исторически верную черту Петра Пушкин вложил и свою мысль о преимуществе личных заслуг: «Имена Минина и Ломоносова вдвоем перевесят, может быть, все наши старинные родословные..»
Все же в «Арапе Петра Великого» Петр несколько идеализирован. В самом образе Петра Пушкин возвеличивал не самодержавие, а выдающегося государственного деятеля, который так много способствовал развитию родной страны. Не снижая выдающихся личных качеств Петра, Пушкин помогает читателю понять и почувствовать закономерность петровских преобразований и их необходимость. Петр в романе е романтический сверхгерой, а сын своего века. «Петр Великий, который один есть целая всемирная история!» - писал Пушкин.
Главной идеей «Арапа Петра Великого» является прославление преобразовательной деятельности и его сподвижников. Пушкин своим романом утверждал ценность того, что было ненавистного Николаю 1ё – роль и значение просвещения для развития русского государства. В противовес крепостничеству, Пушкина своими произведениями о Петре 1 провозглашал необходимость и неизбежность дальнейшей прогрессивной, антикрепостнической политики. Роман как бы указывал на те силы русского общества. На которые могло и должно было опереться правительство, если бы оно пожелало должны стоять не корыстолюбивые наемники и льстецы, а неподкупное, честное, поэты (Брюс, Феофан др. сподвижники Петра 1). Проводя эту идею, роман перекликается со стихотворением «Друзьям» (1828), заканчивающимся словами :
Беда стране, где раб и льстец
Одни приближены к престолу,
А небом избранный певец
Молчит, потупя очи дому.
Белинский писал: « Будь этот роман кончен так же хорошо, как начат, мы имели бы превосходный исторический роман, изображающий нравы величайшей эпохи русской истории..»
Однако с 1929 г. Пушкина особенно волнует тема декабристов, а тема Петра теряет для него политическую актуальность.
Особенно влекли Пушкина вопросы, связанные с поисками выхода из противоречий русской общественной жизни, конфликт народа и власти.
В феврале 1833 г.он обращается к военному министру за разрешением ознакомится с архивами из истории пугачевского восстания. Зная, что разрешение на ознакомление с архивным «Пугачевским делом» зависит от Николая 1 , поэт приложил к заявлению с такой просьбой специальные краткие « Замечания о бунте». Он сформулировал в них сущность своего труда, выясняя, почему память о восстании продолжает жить в народе.
Летом Пушкин едет в места, которые были охвачены Пугачевским восстанием, посещает Казань, Оренбург, знаменитую Бернскую слободу, беседует со стариками, помнящими Пугачева, собирает о нем народные песни, роется в местных архивах. Он желает постичь в подробностях причины и природу русского «бунта», его сущность и значение. Народный язык Пушкин знал в совершенстве и чрезвычайно скоро умел располагать к себе крестьянскую толпу настолько, что мужики совершенно свободно говорили с ним обо всем. Интересовался Пушкин и фольклором, не только с точки зрения «местного колорита», он искал в фольклоре отражение народного миросозерцания. В то же время интересовала русская поэтическая народность, психологический склад народного человека. Таким образом, интерес Пушкина в фольклору неразрывно связан с его историзмом.
Название « История Пугачева» - своего рода вызов цензуре. Тема эта была запретна, и получилось, что Пушкин своей смелостью, дерзким поиском истины, самим заглавием труда делал историю Пугачева по значимости равной истории любого русского царя. Это почувствовал Николай 1 и переименовал для печати труд Пушкина « История Пугачевского бунта».
« История Пугачева » - это сложное по стилю произведение. В нем представлены глубокие пласты фразеологии обеих боровшихся сторон – крестьянства и дворянства. Автор не всегда говорит, чьими глазами видится картина.
Пушкин писал: « Весь черный народ был за Пугачева. Духовно ему доброжелательствовало. Одно дворянство было на стороне правительства. Пугачев хотел сперва и дворян склонить на свою сторону, но выгоды их были слишком противоположны». Автор утверждает, что восстание было вызвано жестокостью властей, притеснениями помещиков.
В центре внимания Пушкина – сам Пугачев. В чем секрет его силы? Кто были его сообщники? Но, к сожалению не все архивные документы были доступны поэту.
Правительству и суд называли Пугачева « вор, разбойник, злодей» и не могли дознаться насколько глубоки корни пугачевщины в народе. Простые люди на него не жаловались, он им зла не сделал. Пугачев не щадил только дворян : вешал, жег. Он провозгласил истребление всего дворянского сословия, а народу в своих манифестах объявлял вольность, отмену повинностей. Пушкин не скрывает огромную силу этих воззваний как «удивительный образец народного красноречия, хотя и безграмотного».
Другой пушкинский герой – самозванец Емельян Пугачев - неслучайно
соотносит себя с Отрепьевым: “Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою”. Слова Пугачева “Улица моя тесна: воли мне мало” очень близки к стремлению Григория не просто вырваться из монастырской кельи, но вознестись на московский престол. И все же у Пугачева совершенно иная историческая миссия, чем у Григория: он стремится реализовать образ “народного царя”. В “Капитанской дочке” Пушкин создает образ народного героя. Сильная личность, незаурядный человек, умный, широкий, умеющий быть добрым – как пошел он на массовые убийства, на бесконечную кровь? Во имя чего? – “Воли мне мало”. Стремление Пугачева к абсолютной воле – исконно народная черта. Мысль, что абсолютно свободен только царь, движет Пугачевым: свободный народный царь и подданным принесет полную свободу. Трагедия в том, что герой романа ищет в царском дворце то, чего там нет. Более того, за свою волю он платит чужими жизнями, а значит, и конечная цель пути, и сам путь – ложны. Поэтому и гибнет Пугачев. “Капитанскую дочку” Пушкин создает как народную трагедию, и Пугачева он осмысливает как образ народного героя. И поэтому образ Пугачева постоянно соотносится с фольклорными образами. Его личность спорна, но как “народный царь” Пугачев безупречен.
Мы видим в « Истории Пугачева» как тяжело жили яицкие казаки, как непрерывно бунтовали и « кнут свисал над ними». Пугачев стал их предводителем: воля, смекалка, достоинство - все при нем. Как то в бою за очередную крепость. Под пушечными ядрами Пугачев не щадил себя, а на слова старого Казака: «Берегись, государь»- ответил « Разве пушки льются на царей?» Войско Пугачева множилось и множилось, дойдя до 20 тысяч. Башкиры, мордва, чуваши, чемисы перестали повиноваться русскому начальству. И господские крестьяне явно оказывали свою приверженность самозванцу. Не только Оренбургская, но и ближайшие к ней губернии колебались и в них вспыхивали бунты. В Саранске, в Саратове Пугачев был встречен народом, духовенством, купечеством. В Пензе жители вышли к нему «с хлебом и иконами и пали пред ним на колени». Московская чернь « с явным нетерпением ожидала Пугачева». «Разбирая меры, предпринятые Пугачевыми и его сообщниками, - писал Пушкин, - должно признаться, что мятежники избрали средства, самые надежные и действительные к достижению цели». Регулярные правительственные войска действовали против Пугачева вяло, нерешительно, с ошибками и позорными поражениями.
Растерянность царила при дворе Екатерины 2 – ведь Пугачев был уже пятый самозванец, принявший имя Петра3. Пушкин пишет: «Не только в простом народе, но и высшем сословии существовало мнение, что государь жив и находится в заключении». «История Пугачева» была произведением, предупреждавшем самодержавие о грозящей ему катастрофе. Хотя Пугачев был разбит, схвачен и казнен и погибает, как реальное историческое лицо, но живёт «пугачевщина». Этот термин есть у Пушкина. Переход имени в понятие – залог бессмертия Пугачева заканчивает произведение указанием на то, что Екатерина», желая истребить воспоминания об ужасной эпохе, переименовала название реки и города и «яицкие» Казки стали «уральскими». Но имя страшного бунтовщика гремит еще в краях, где он свирепствовал. Народ живо помнит кровавую пору, которую так выразительно прозвал он «пугачевщиною».
Пугачевский бунт доказал правительству необходимость многих перемен. Следовательно «пугачевщина» - столь же необходимое явление истории, как и реформы Петра 1, как и Просвещение, как и всякое другое великое деяние, определяющее судьбы народа.
Значение «Истории Пугачева» не только в историзме, но и в социальной стороне. Пушкин написал одно из наиболее злободневных произведений историко-публицистической русской литературы не только 30-х годов, но и всего 19 века.
Другим путем шел Пушкин к своему произведению «Капитанская дочка». Повесть была начата в конце лета 1832 г. и закончена в октябре 1836 г., а также была впервые напечатана в «Современнике» Пушкин специально изучал секретные архивы о Пугачеве, к которым еще не имел доступа, когда работал над «Историей Пугачева».
Ознакомился он с указами Екатерины 2 генералам, командовавшим войсками против Пугачева. Встретил с очевидцем казни Пугачева на Болотной площади в Москве. Особенную ценность представляли устные предания, записанные в Поволжье и Оренбургской губернии.
«Капитанская дочка» как художественное повествование должна была во многом отличаться от « Истории Пугачева» - сочинения чисто исторического, объективного - сменой голосов повествования, ракурсов освещения материала, сюжетным построением. Пушкинская лаконичность приобретала иное свойство в монологах, диалогах, описания личных и народных сцен. Для «Капитанской дочки» автор избирает форму повествования, как мемуары главного героя Гринева. Но вместе с тем сохраняется и голос автора. Кроме того. Повествование усложняется тем, что рассказ Гринева стоит далеко от того времени, когда совершалось события. Но он до сих пор не сможет остаться равнодушным и не может забыть «мужицкого царя» как самое яркое впечатление всей своей жизни. Хотя Гринев и Пугачев были социально противоположны друг другу, однако, они вступали в сложные взаимоотношения. Долг и присяга, с одной стороны, а человеческие отношения- с другой. Гринев знает, что Пугачев самозванец, но душевные симпатии притягивают молодого офицера к нему.