Пушкин глубоко раскрывает образ Пугачева. Он такой, каким он отразился в народной памяти, в преданиях и песнях. Образ его рисуется на народно – поэтическом фоне. Как крепостному крестьянину, Пугачеву свойственны недоверие и недоброжелательность ко всякому «барину!, но в то же время – добродушие, простосердечие, смышленость и даже лукавство. Это все черты народного характера. Для Пушкина Пугачев был не только вождем крестьянского восстания, потрясшего дворянское государство, но и простым казаком Емелькой Пугачевым.
Беспощадность ко всему антинародному и вместе с тем великодушие и гуманность, личная талантливость и русская удаль – основные черты, раскрытые Пушкиным в образе Пугачева, как вождя крестьянской революции. Однако, ведущее в образе атамана – величие и героизм. Это выражено символическим образом орла, о котором говорит пугачевская сказка. Хоть часок пожить на своей воле, а там будь, что будет – вот смысл сказки про орла и ворона, которую рассказывает Пугачев. Орел здесь символ свободной жизни так же, как в «Узнике» Пушкина: « Мы вольные птицы- пора, брат, пора!». Но Гринев замечает: «Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину». Пугачев видит гибельность своего пути, свою обреченность.
Это сознательная жертвенность во имя людей, но это и жизнь человека, вкусившего свободу. Почувствовав свободу, нельзя смириться с рабством. Но Емельян Пугачев хочет свободы не только для себя. Простой донской казак решается на государственное преступление- объявляет себя природным царем, чтобы облегчить жизнь миллионам крестьян , переделать эту несправедливую жизнь. Пугачев вынужден быть жестоким в расправе с дворянами, он не может допустить, чтобы его называли «вором и самозванцем». Он казнит непокорных военных и чиновников – это вынужденная мера военного времени. И не с легкими сердцем решается он на казнь своих ослушников. «Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком. Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице» - пишет автор. Пушкин стремится объективно показать Пугачева, как историческую личность, сыгравшую огромную роль в судьбе России. Он изображает его сложной и противорчивой натурой. С одной стороны, он вор и злодей, государственный преступник, но он же справедливый и благодушный человек, помнящий добро, помогающий Гриневу выбраться из занятой мятежниками крепости, а потом освобождающий Машу Миронову от тирании Швабрина, и соединяя ее с Гриневым. В истории маши и Гринева, Пугачев устраняет все, разделяющие их припятсвия. Самые важные сцены в повести те, где Гринев и Пугачев разговаривают наедине, когда судьба и жизнь Гринева зависят от воли атамана. По пути в Бердскую слободу, чтобы выручить Машу Миронову, они ведут откровенный разговор. Пугачев задает вопрос: « О чем, ваше благородие, изволил задуматься?» Тот отвечает: «Я офицер и дворянин, вчера еще дрался против тебя, а сегодня еду с тобой в одной кибитке, и счастья всей моей жизни зависит от тебя».
- «Что, ж,- спросил Пугачев, - страшно тебе?.. Ты видишь, что я не такой еще кровопийца, как говорит обо мне ваша братья». Характер Пугачева выражает характер народа. В его образе неразрывно слиты черты национальности и народности русского народа.
В образах Гринева и Швабрина Пушкин показывает примеры диаметрально противоположных характеров. С начала и до конца романа мы видим мужающего, постепенно взрослеющего Гринева, который соблюдает присягу и зачет отца. Честь для него важнее всего. Он всячески защищает и оберегает любимую девушку и готов взять на себя ответственность за нее, рискуя своей жизнью.
Гринев сумел увидеть в бунтаре и самозванце Пугачева человека чести, которому присуще и чувство долга. В этом Гринев – младший отличается от своего отца, для которого важнее всего были честь и долг офицера- дворянина. Сын сумел расширить эти понятия до их общечеловеческого значения и не отказывал в человеческом понимании такому, казалось бы, чуждому ему человеку, как Пугачев.
Образ Швабрина прямо противоположен образу Гринева. По своему положению он относится к гвардейскому офицерству.
Блестяще образованный, светский человек, тем не менее по характеру очень беспринципный. Швабрин примкнул к восстанию исключительно ради собственной выгоды, потому что иначе его бы ждала виселица. Поступившись, таким образом, дворянской честью, Швабрин влился в ряды бунтовщиков, хотя цели восстания ему были абсолютно чужды. С большой симпатией обрисована Пушкиным скамья капитана Миронова. Именно в такой семье и могла вырасти замечательная русская девушка Маша Миронова с ее простым, чистым сердцем, высокими моральными требованиями к жизни, с ее мужеством. Е родители погибли, предпочтя смерть слежению самозванцу. А этот самозванец потом помог устроить судьбу их дочери Маши. На протяжении всего повествования меняется характер этой девушки. Из робкой, бессловесной трусихи она вырастает в смелую, решительную героиню, способную отстоять справедливость, свое право на счастье, спасая жизнь любимого человека. Именно поэтому Пушкин назвал свое произведение в честь главной героини - « Капианская дочка».
В своей повести Пушкин нарисовал также яркую картину стихийного крестьянского восстания, напоминая в самом начале повести о крестьянских волнениях, предшествовавших Пугачевскому восстанию. Пушкин стремился раскрыть ход народного движения на протяжении нескольких десятилетий, приведшего к массовому крестьянскому восстанию в 1774-1775 годах. В образах белогорских казаков, изувеченного башкирца, татарина, чуваша, крестьян с разнообразный состав движения, его широкую социальную базу.
В повести раскрыт широкий размах движения, его народный и массовый характер. Где бы ни появлялся Пугачев, везде его сопровождает возбужденный и радостный народ. «Весь черный народ был за Пугачева» - пишет Пушкин. Но народ, изображенный в повести – это не безликая масса. Автор стремился показать крепостное крестьянство, участников восстания в различных проявлениях их сознания. В изображении Пушкина крестьяне показаны, как люди, понимавшие антикрепостнический, антипомещичий смысл и направленность Пугачевского восстания. Существенным дополнением к широко нарисованному образу крепостного крестьянства, является образ Савельича. Он предан своим господам и не хочет другой жизни. Этот образ помог автору реалистически показать историческую действительность того времени. Пушкин рисует крепостное крестьянство таким, каким оно было в его многостороннем, самом различном отношении к помещикам. Образ Савельича был высокой оценкой Пушкина тех нравственных качеств « доброго нашего народа», которые всяческим хотели опорочить дворяне, обосновывая крепостное право « дикостью» и «бесчеловечностью» крестьян. Рисуя образы Савельича и других крестьян, Пушкин выражал свой протест против крепостного права. В изображении автора жестокими оказались помещики, а не крестьяне. И Пушкин своей повестью будил « добрые чувства у народу».
Оценивая повесть Пушкина, Белинский писал: « Капитанская дочка»- не что «Онегина» в прозе. «Поэт изображает в ней нравы русского общества в царствование Екатерины 2. Многие картины по верности, истине содержания и мастерству изложения - чудо совершенства».
Исторический роман Пушкина возникает как отражение исторических событий, которыми ознаменовалась эпоха 1812-1825 годов. Эти годы обнаружили глубокий кризис феодально-крепостнического строя и размежевание русского общества на два борющихся политических лагеря – помещичьей реакции и дворянских революционеров, отразивших в своей программе антикрепостнические настроения народных масс. Выразителем идей передовой Росси был Пушкин, наиболее глубоко проникнувший в ход русской истории и запечатлевший в своих произведениях немало ее замечательных страниц. Теоретической предпосылкой пушкинского исторического романа является глубокий историзм поэта, его философско-историческая концепция. В соответствии с этой концепцией внимание Пушкина привлекают три самых замечательных и действительно значительнейших периода русской истории 18- начала 19 столетий- время Петра 1, восстание Пугачева, 1812-1825 годы. Между этими периодами, нашедшими отражение в его историческую связь. Историческое прошлое Пушкин понимал как предысторию своего времени. Для него история органично переходила в современность, а современность становилась историей. Исторический роман Пушкина - одно из значительнейших явлений творчества великого русского поэта. В нем нашли свое отражение горячая любовь Пушкина к Родине, многие заветные его думы и подлинно патриотические чувства. Пушкинский исторический роман и до сих пор поражает глубиной мысли, правдой изображения прошлого, исторической типичностью созданных в нем картин и героев, высоким совершенством и красотой художественной формы. Глубина и широта охвата исторической действительности, правдивое воспроизведение истории нации в важнейшие критические периоды ее развития, глубочайшее понимание жизни народной , чувство связи своей как писателя с судьбами родины, своего народа, - вот что с такой художественной силой выразилось в исторической прозе Пушкина. Такие произведения, как «Капитанская дочка», обеспечили торжество реализма в разработке исторической темы, в развитии исторического жанра в русской литературе.
Таким образом. Пушкин А.С.неоднократно обращался к теме истории России, черпая там средства для утверждения высоких идеалов, непреходящих ценностей, возвеличивания родины и даже просвещения в области истории некоторой категории читателей. В исторических произведениях Пушкина большую роль играют обычные люди, их поступки, подвиги, а, исторические личности отчасти лишаются того величия и безмерного возвышения над "простыми смертными", которым их наделили многие писатели. При обращении к исторической тематике открылась еще одна грань таланта поистине великого русского классика.
Дни идут, месяцы сменяют годы, годы превращаются в столетия, а имя Пушкина осталось в истории России, и как бы ни развивалась наша культура, оно никогда не будет забыто!