Смекни!
smekni.com

Проблема творца и творчества в пьесе А. Чехова "Чайка" (стр. 1 из 4)

Содержание

Введение

1. История создания и постановки пьесы

2. Проблема искусства в произведении

2.1 «Новые формы» Треплева

2.2 «Муки творчества» Тригорина

2.3 «Чудесный мир» Заречной

2.4 «Жрица искусства» Аркадина

Заключение

Список использованной литературы


Введение

АнтонПавлович Чехов – один из самых читаемых прозаиков и самых репертуарных драматургов в мире. Он прожил в двадцатом веке всего несколько лет, но искусство этого столетия неотделимо от его имени. История двадцатого века связана с крушением многих идеологических систем и концепций. Многие авторитеты – культурные и художественные – поднятые на вершинах славы, затем рушились и погружались в реку Забвения. Но облик Чехова – писателя и человека - не тускнел, он оставался дорогим для людей всех стран и континентов.

Его знают и любят миллионы, но к каждому он приходит как незаменимый, единственный в своем роде друг.

Когда Чехов умер, Лев Толстой сказал:

«Достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное».

Переходя от оценки творчества Чехова к самой сути моего реферата необходимо сказать, что автор (кстати, как один из героев данного произведения) нашёл весьма оригинальный подход к работе. Он не пошёл старым, испытанным традициями путём:

«Ну-с, пьесу я уже кончил, - сообщал Чехов Суворину в письме 21 ноября 1895 года. – Начал её forteи кончил pianissimo– вопреки всем правилам драматического искусства».

Речь шла о «Чайке» - она, действительно, написана «вопреки всем правилам», опрокидывает наши привычные представления о том, как надо писать пьесы.

Станиславский писал, работая над мизансценами «Чайки»: «Я понимаю пока только то, что пьеса талантлива, интересна, но с какого конца к ней подходить – не знаю».

Спустя несколько месяцев переводчик произведений Чехова на немецкий язык говорил ему в своем письме примерно тоже самое: «Я еще раз прочитал «Чайку» и нахожусь просто в отчаянии: чувствую, что это почти необычайно прелестное, но в чем именно эта прелесть, никак разобраться не могу».

Интерес критики к пьесе, большое количество статей и монографий, споры на темы, поднятые А.П.Чеховым в пьесе «Чайка», дают основание определять актуальность данной работы, основной целью которой является изучение проблемы искусства в пьесе и отношения главных героев к этой теме. Отражение позиций автора и их анализ является основой моей работы.

При выборе именно этой темы для своей работы мною руководил ещё и личный интерес: как студентку колледжа искусств меня очень заинтересовала тема творца и творчества, так как в будущем моя жизнь и профессия будет неразрывно связана с искусством. Особенно мне хотелось узнать различные типы людей творчества и сравнить их взгляды с моими личными чувствами и мыслями.


1. История создания и постановки пьесы

Большая чеховская драматургия берёт своё начало с гениальной пьесы «Чайка» (1896). Сюжет здесь – не одноколейная тропа, но, скорее, лабиринт увлечений, роковых привязанностей, из него нет выхода. «Чайка» резко отличается от предыдущих пьес Чехова своим лиризмом, символикой и ярко очерченным столкновением различных концепций искусства и концепций жизни, неотделимо связанных друг с другом. Именно эта глубокофилосовская проблема поставлена в предложенном нашему вниманию произведении: автор пытается раскрыть проблемы сложной, запутанной и противоречивой жизни людей творчества, их сверхчувствительность. «Чайка» - самая трагичная комедия в русской комедиографии.

Чехов начал работать над пьесой в Мелихове в 1895 году. Местом её рождения сам писатель называл «мелиховский флигель». Там развернулись все грани его таланта: он лечил людей, строил школы и, конечно, творил. Осенью 1895 года в этом флигеле Чехов работал над пьесой «Чайка».

«Комедия, три женских роли, шесть мужских, четыре акта, пейзаж (вид на озеро); много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви», - писал Чехов 21 октября 1895 года А.С. Суворину.

«Чайка» по праву считается наиболее автобиографичной пьесой Чехова по сравнению с другими его произведениями; в ней улавливаются отклики мыслей Чехова на волновавшие его мысли об искусстве, о борьбе с рутиной, о поисках новых форм, о муках творчества, об ответственности таланта перед требованиями жизни. Интересно наблюдение английского драматурга Д. Пристли о том, что Чехов «поделил свою собственную личность между тремя персонажами: Тригориным, популярным беллетристом, чья слава приелась как автору, так и его герою; Треплевым, борющимся, как и он сам, за новые формы выразительности в литературе; и доктором Дорном – врачом (как и сам Чехов), симпатизирующим исканиям Треплева».

Кроме того, в пьесе нашли свое отражение судьбы людей, близких Чехову. Так, в сложной сюжетной канве «Чайки» своеобразно преломилась история неудачной попытки самоубийства И.И. Левитана, жившего в имении А.Н. Турчаниновой на берегу озера в тверской губернии, куда был вызван Чехов. Л.С. Мизинова, близкая приятельница Чехова, полагала, что в «Чайке» многое «заимствовано» из её жизни, а именно переплетения её романа с писателем И.Н. Потапенко, хорошо известные автору, с романом в пьесе. Писательница Л.А. Авилова вспоминала о подаренном Чехову брелоке, где были указаны страница и строки книги Чехова – если найти эти строки, то можно прочесть: «Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми её». В характере Аркадиной современники узнавали некоторые черты актрисы Л.Б. Яворской, которой одно время был увлечен Чехов.

Премьера «Чайки» состоялась 17 октября 1896 года в Александринском театре в Петербурге и вошла в историю театра как небывалый, скандальный провал. Ставил пьесу Е.П. Карпов, бесталанный режиссер, которого Чехов всегда не любил.

Ко времени постановки чеховской «Чайки» на сцене Александринского театра необходимость искания «новых тонов» окончательно созрела в сознании молодых драматургов, но еще совсем не проникла в сознание большой публики. М.М. Читау, актриса Александрийского театра, писала: «За кулисами заранее уже говорили, что «Чайка» написана «совсем, совсем в новых тонах», это интересовало будущих исполнителей и пугало, но не очень».

Еще во время репетиций Чехов писал сестре из театра, что все кругом фальшивы, злы, мелочны, что спектакль, по всем видимостям, пройдет хмуро и что настроение у него неважное.

Как писала сестра Чехова: «С первых же сцен в театре произошел скандал. Шумели, кричали, шикали, произошла полная неразбериха, все превратилось в один сплошной, бесформенный хаос. Чехов куда-то исчез из театра. Его везде искали по телефону, но его нигде не могли найти. На следующее утро он уехал обратно в Мелихово, не простившись ни с кем».

Провал «Чайки» был для Чехова тяжелейшим ударом – была осмеяна и освистана пьеса, утверждавшая отказ от рутины, штампа, прокладывающая новые пути в искусстве. Однако ближайшее будущее показало, что это был провал не «Чайки», а старых, рутинных, отживших свой век театральных традиций, против которых как раз и выступал решительно Чехов в своей пьесе.

Спустя 2 года состоялась вторая, на сей раз, триумфальная премьера «Чайки» в Художественном театре. Среди исполнителей были О.Л. Книппер (Аркадина), К.С. Станиславский (Тригорин), В.Э, Мейерхольд (Треплев), М.Л. Роксанова (Нина Заречная), М.Н. Лидина (Маша). Режиссерская партитура была разработана К.С. Станиславским. С тех пор силуэт летящей чайки стал эмблемой театра, а Чехов – постоянным автором репертуара театра.


2. Проблема искусства в произведении

«Чайка» – это самая «театральная» пьеса Чехова, потому что в ней действуют писатели Тригорин и Треплев и две актрисы – Аркадина и Заречная. Можно сказать, что искусство, творчество и отношение к ним – это, пожалуй, одни из наиболее важных действующих лиц в комедии, если вообще не самые. Именно оселком искусства, так же, как и любви, проверяет и правит Чехов своих героев. И выходит кругом прав – ни искусство, ни любовь не прощают лжи, наигрыша, самообмана, сиюминутности.

Основная идея «Чайки» - утверждение мысли о неразрывной связи писателя с действительностью, являющейся подлинным источником его творчества, об активном гражданском общественном долге художника, раскрывается тема творца и творчества. Подлинные причины обмельчания искусства – в отрыве художника от народа, от жизни его родины. И если этот отрыв серьезен, начинается разложение искусства. Тогда-то из-под пера художника и начинает появляться что-то странное, неопределенное, не несущее смысловой нагрузки.

Стремится ли Чехов в своей пьесе обсуждать проблемы искусства, его сущности, назначения, традиций и новаторства? Несомненно, стремиться. Об искусстве, а точнее о литературе и театре, рассуждают в «Чайке» не только двое мужчин - писателей и две женщины - актрисы, но и рассуждает медик Дорн, вторгающийся в область духовного творчества со своими неуклюжими, но очень кстати звучащими парадоксами. Каждый персонаж пьесы, как мы видим, вовлечен в орбиту искусства. Отношение к литературе, к творчеству во многом определяет его место в сложной расстановке действующих лиц.

Особое место в пьесе занимает образ Дорна. Это врач, умный, проницательный и человечный. Ему писатель передает очень глубокие рассуждения об искусстве, в частности оценки произведений Треплева. Дорн высказывает мысли Чехова. О Треплевской прозе он говорит: «Что-то есть! Он мыслит образами, рассказы его красочны, ярки, и я их сильно чувствую. Жаль только, что он не имеет определенных задач... на одном впечатлении далеко не уедешь».

В этом конфликте проступает кризисная ситуация в русском искусстве и в жизни конца XIX века, когда “старое искусство разладилось, а новое еще не наладилось”. Старый классический реализм выродился лишь в ловкое техническое ремесло.

У каждого героя имеется своё собственное, особенное отношение к искусству. На протяжении всей пьесы мы видим неизбежное столкновение взглядов не только в плане искусства, творчества и таланта, но и жизненных принципов в целом.