...Глядите-ка! Как стоит! Чело нахмурил, озабочен, думает.
Щелкнул пальцами. Трудненько. Не стоится бедному.
Головой мотает. Плохо выдумал. Но как-никак,
Не подаст, что не готово. Даст, что вкусно сжарено (202-209).
...План скорей выдумывай.
Собирай войска и силы. Живо! Медлить некогда.
Как-нибудь предупреди их, войско обведи кругом.
Завлеки врагов в засаду, приготовь защиту нам.
Перережь им сообщенье, укрепи свои пути,
Чтоб снабженье и запасы до тебя и войск твоих
Безопасно доходили (220-226).
Из монолога Периплектомена мы узнаем о том, что у римских актеров, которые, в противоположность греческим, были без масок, большую роль играли мимика, жесты и что актерская техника в этой обстановке была достаточно разработана.
Язык персонажей выразителен. Особенно это следует сказать о речи раба Палестриона и старика Периплектомена.
Образ хвастливого воина оказался чрезвычайно живучим в последующей драматической литературе. Он возрождается в комедии dell'arte XVI-XVII вв. в виде авантюриста и хвастуна "Капитана".
Последняя сцена комедии, возможно, оказала влияние на окончание пьесы Шекспира "Виндзорские насмешницы".
Из собственных имен этой комедии характерны: имя воина - Пиргополиник - "побеждающий крепости и города", его и Плевсикла возлюбленной - Филокомасия - "любящая пирушки", раба - Палестрион - "искусный борец" (палестра - площадка для борьбы), парасита - Артотрог - "хлебогрыз", покровителя Плевсикла - Периплектомен - "обнимающий", т.е. любезный, Карион - "происходящий из Карий" (в Малой Азии). Имена Скеледр, Плевсикл, Мильфидиппа, Акротелевтия, Луркион этимологически не ясны.
Таким образом, при всей противоречивости данного произведения в планекаких-то серьёзных идей, которое оно несёт, можно с полной уверенностью сказать, что, по крайней мере, тема осмеяния римской военной аристократии в комедии представлена и доведена до логической завершённости.
Список литературы
хвастливый воин плавт
1. Лосев, А.Ф. Античная литература/ А.Ф. Лосев. – М: ЧеРо, 2005. – 350 с.
2.Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2006.
3. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: 1929—1939
4. М. Покровский, Собрание сочинений в 3 томах . Т. 1. М.: "Терра", 1997
5. Френденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра / О. М. Френденберг. – М: Лабиринт, 1997. – 448 с.6. [Электронный ресурс]http://www.portal-slovo.ru/