О своеобразии его лирического таланта, заключающемся в том, что он может по-своему, как никто до него, написать о вещах, уже много раз воспетых. Об этом свидетельствуют его стихи «Сто пудов с десятины», «Шумят колосья», «Рожь - стена», «Шуми, искрись, пшеница наливная!» и многие другие.
В стихотворении «Шуми, искрись, пшеница наливная!» нарисована картина жатвы, передается радостное настроение:
Необозримо золотое море,
И по нему, куда ни кинешь взгляд,
Комбайны наши гордо проплывают,
И зыбь колосьев жатки бороздят!
Поэтизируя творческий труд советских людей, воспевая счастье мира, Эркай пользуется яркими и светлыми красками. Земледельцу рожь видится как «золотое море», песней в его душе отдается «шум колосьев, звон косы и гул машин».
Почти каждое стихотворение автор решает в определенном поэтическом ключе. Но как бы ни было разнообразно их звучание, все они связаны единством уважения к коллективному труду, образом родной мордовской земли и основного ее богатства – хлеба, воспетого с особым проникновением. Хлеб предстает в стихах особенно часто в виде пшеничного или ржаного колоса или «куска, посыпанного крупной солью», «ноздреватого, хрусткого каравая». Через него передает поэт всю глубину любви к сельскому труженику. Эта любовь непосредственна, реальна и необыкновенно тепла. С ломтиком теплого хлеба сравнивает дед своего внучонка в стихотворении «Дед и внук».:
Рад качать да вскидывать до плеч
Дедушка внучонка своего,
Знает, как любимца уберечь
От обид, от бед – ото всего.
- Хлебушком ведь пахнешь, светлячок!
Ломтиком живым прильнул к руке.
(Перевод Ф. Фоломина)
Как видим, образный строй взят из крестьянской жизни, родной и близкой автору. Образная конкретность в стихах сочетается с философской глубиной.
Многие произведения, написанные в послевоенные годы, посвящены теме борьбы за мир – «Мы за мир!», «Вечером у костра», «У дедушки», «Друзьям из демократических стран» и другие. В них заметно проявились характерные изменения в творческом почерке поэта. Он достигает не только яркости, приподнятости описания, но и объемности.
Здесь, возле вечного Кремля,
Родная собралась семья:
У этих славных древних стен
Сошлись татарин и туркмен,
И белорус, и армянин,
И ненец, брат наш, и мордвин.
Они друг друга узнают.
Друг другу руки подают.
Подлинно художественно, сильное и яркое воплощение находит в стихотворении Эркая советский интернационализм. От имени простых людей, собравшихся «со всех концов родной земли», автор выражает глубокую веру в торжество идей Ленина, несущих свет свободы, правды, справедливости.
Могущество нашей родины, единство ее многочисленных народов Эркай всегда связывает с именем Ленина, в котором видит символ богатства и дружбы. Решая ленинскую тему, Эркай соединяет лирический и эпический планы. Эти стихи убедительно показывают, как идейный и художественный рост поэта предопределял все более глубокое понимание личности великого вождя, обусловливая выбор выразительных средств для создания этого образа.
Стремясь подчеркнуть неразрывную связь Ленина с народом, Эркай использует торжественный стиль и художественные приемы, свойственные фольклору:
Поле, бор, дороги и долины…
Кланяюсь тебе поклоном сына,
Мать моя, мордовская земля!
В чистых росах ты меня растила,
Родниковой силою поила,
Шумом ржи баюкала в полях.
Скудная и горькая когда-то,
Ты цветешь, страна моя, богато,
Равная средь наших стран – сестер.
Своим счастьем свободный мордовский народ обязан «солнечному ленинскому знамени» и помощи русского народа. Ленину, партии и родине поэт посвящает свою песню, идущую «из глубины души».
Обращаясь к этой теме, Эркай стремится к широкому обобщению. Ему важно подчеркнуть мысль, что личность Ленина вобрала в себя духовные стремления человечества, осуществление которых стало возможным только в ленинскую эпоху.
Под петроградским небосводом,
Простерши руки в даль веков,
Вождь бросил лозунг – «Мир – народам»!
И вздрогнул мир от этих слов.
Умелым использованием сравнений и развернутых метафор он передает неисчерпаемую энергию народа, вызванную приездом Ленина в Петроград: «И забурлил народ в волнении рекой, не знающей преград». Радость людей разделяют и город куда Ленин «привез свет весенний», и «Нева, которая кипя, вздымала за белопенным валом вал, о берега стучала грудью, в титана превратилась, в льва…». Поэт провозглашает всенародную клятву верности революции, вождю, который близок народу в самых сокровенных его стремлениях и надеждах:
Весна Вселенной – это Ленин!
Свет и тепло он дал народу,
Для нас, для новых поколений
Он к солнцу растворил ворота.
Образ Ленина здесь представлен как весна и животворящее солнце:
Весной рожденный, перед маем,
Ильич согрел нам солнцем грудь.
Мы в нашем гимне прославляем
Наш трудный и прекрасный путь.
В этих строках философски и поэтически осмысливается долгий путь мордовского народа из тьмы к свету, от зимы к весне. Его важнейшие вехи образно выражены в категориях времени. Эркай сумел показать общность исторической судьбы народов и единство цели, которая объединяет и сплачивает их в борьбе за светлое будущее.
Ленинская тема побуждает поэта к глубокому размышлению над жизнью. В образе Ленина, созданном Эркаем, нет декларативности. Он нашел верный ключ для выражения идеи о великом интернационалисте, подлинном вожде всего человечества. Его образ – новое убедительное свидетельство зрелости и мастерства поэта. Эти стихи стали значительной вехой в создании национальной лениниады.
Мордовская советская поэзия со второй половины 50-х годов испытывала большой подъем. Подлинно высокая гражданственность, освобожденная от декларативности, лиричность и эмоциональность, новые поиски в области формы – вот ее основные черты, которые ясно проявились в творчестве Эркая, в таких его сборниках, как «Весенний сад», «Теплынь», «Эрямо, «Мои березы», «Живу тобою».
Лирическое обогащение его поэзии полно отразилось в пейзажной лирике. Природа для Эркая становится объектом напряженного философского раздумья. Общение с ней пробуждает в человеке положительную энергию, радость творчества:
Шири луговые мне ковров дороже.
Росами их мою ноги поутру,
Мшисто-травяное покидая ложе
Для трудов на раннем, ласковом ветру…
Кажется мне поде колыбелью тихой.
Лишь в пшеницу чьи-то песни забрели.
Шепчутся колосья с бурою гречихой,
Наклоняясь низко, чуть не до земли.
(Перевод Ф. Фоломина)
Родные пейзажи дают ощущение полноты жизни. Природа, труд, любовь – все это может служить источником большой человеческой радости и эстетического наслаждения. Автор горд от сознания своей причастности к борьбе всего народа за будущее, за коммунизм, он счастлив тем, что «отдает родимым нивам все тело души своей».
Я стою, благословенный,
Над Сурой, где синь небес.
Для меня из сурской пены
Сшил панар весенний лес.
В ней ни ливни, ни морозы
Не страшны в любой мне час.
В ноги вам, мои березы,
Поклонюсь еще не раз!
(Перевод И. Пиняева)
Это стихотворение, как и многие другие, свидетельствует о том, что Эркай – глубоко национальный поэт, смотрящий просветленным взором человека, обретшего счастье в Стране Советов.
В стихотворении «Дороги» он раскрывает многообразие духовной жизни, переживания и думы современника, решает вопрос, извечно волнующий его, - возможность постичь содержание и смысл человеческой жизни:
Вот высокий порог. Я стою не пороге.
Омывают порог, словно реки, дороги.
А по ним дни и ночи, недели и годы
Все идут пешеходы, идут пешеходы…
Сушит зной, бьют бураны, метели молотят,
А они все проходят, они все проходят,
Бесконечны, бессчетны и неудержимы.
О, дороги! Вы – как кровеносные жилы.
Эркай по-своему ставит вопрос о человеческой ценности, активности, неуемной жажде деятельности. Поэтический образ дороги великолепно передает возвышенность, окрыленность мысли и мечты. Поэт воспринимает жизнь как бесконечное путешествие:
Это жизнь по излучинам вашим стремится.
А по ним дни и ночи, недели и годы
Все идут пешеходы, идут пешеходы!
В стихотворении отражается способность автора пережить судьбу современника так же сильно и глубоко, как свою собственную. Личность художника присутствует в каждой строке, в глубоких размышлениях.
Талант Эркая многообразен. Уже в первые годы литературной деятельности он пробовал силы во всех жанрах, характерных для молодой мордовской литературы, публиковал стихи, очерки, рассказы, повести, пьесы. Статьи и очерки о колхозной действительности «Конец межам», «На жатву вышли вместе», «Победители», «Корн сгнили» художественно утверждали идею социалистического преобразования села, рисовали образы людей новой деревни.
Глава 3. Расширение представления о творческом облике художника. Прозаические произведения
Годы войны – это годы возмужания таланта. Небольшая по объему проза этого периода расширяет представления о творческом облике художника и дает возможность проследить путь писателя к зрелости, к таким произведениям как повести «Алешка» (1960), «Березовая вода» (1963), «Новая родня» (1965), «Митяевы мечтания» (1975), получившим признание всесоюзного писателя.
Мордовская проза военных лет по характеру была преимущественно очерковой, публицистической. Этот жанр приобрел тогда особую значимость в советской литературе. Очерки и рассказы давали возможность быстро запечатлевать действительность, помогали воспитывать волю и мужество советских людей. Писатели не только изображали отдельные эпизоды, но и воспевали раскрывшиеся замечательные качества народной души. В произведениях «Дружба», «Отцы и дети», «Комендант моста», «Казак» Эркай показывает нравственные истоки героизма.