Мордовская проза интенсивно развивалась и в послевоенное время. Не случайно в ее жанрах начинают выступать и поэты. Об этом красноречиво говорит творческая эволюция Никула Эркая. Наполнившись новыми жизненными силами, его проза достигла зрелости.
В 1954 году был опубликован сборник рассказов Эркая на русском языке. В него вошли некоторые произведения, написанные в конце 30-х годов, лучшее из прозы военных лет и новые произведения – «Старики» (1949), «Тракторы идут» (1952), «Купрян» (1954), «Беспокойный председатель» (1954) и другие.
Этот жанр стал прежде всего творческой школой. Сложившийся в нем художественный стиль нашел развитие в лирических повестях «Алешка», «Березовая вода», «Новая родня», «Алешка в интернате» и «Митяевы мечтания». Повести и свидетельства Эркая свидетельствуют о том, что мордовская проза отражает самые крупные проблемы современности, по-своему вторгается в трудную и сложную диалектику национального и всеобщего. Новым в них является углубленное внимание к сложностям жизни, стремление разобраться в них, пробудить в читателе жажду к собственному ее изучению.
В формировании литературного мастерства замечательную роль сыграла повесть «Алешка», которая стала началом новых поисков и свершений, выявила большие возможности писателя в области детской прозы. Популярность Эркая закрепилась окончательно после выхода повести «Новая родня», которая на Всероссийском конкурсе на лучшее художественное произведение для детей (1965-1966) получила вторую премию. В этих книгах ярко отразились особенности его дарования – живое воображение, позволяющее просто и увлекательно развернуть сюжет, умение писать мягко, тепло, лирично.
В повести «Алешка» идет большой и сложный разговор о самом главном – воспитании – подрастающего поколения, смысле жизни советского человека. Это произведение наиболее совершенно и с художественной точки зрения. Главный герой его – подросток, через восприятие которого показаны и природа, и люди, и труд в коллективе.
Нелегко сложилась жизнь Алешки. Его отец, пройдя всю войну, погиб на границе уже в мирные дни, а мать умерла. Но в колхозе он нашел настоящих друзей. Это Андрейка, Петр Дмитриевич, председатель колхоза Иван Ефимович, заведующий фермой Егор Васильевич и другие герои произведения. Герои Эркая живут интересной, содержательной трудовой жизнью. Особенно ярко изображены в повести дети, и в первую очередь Алешка, образ которого является одной из наиболее ярких удач автора.
Все лето Алешка работает подпаском. В работе раскрывается для него большой и сложный мир человеческих отношений, он учится радоваться добру, распознавать и ненавидеть зло. Трудолюбие – основная черта его характера, постоянно подчеркиваемая автором. Мальчик всегда находит возможность помогать взрослым, своему другу Андрейке.
В этой повести Никул Эркай сумел увидеть мир глазами подростка во всей его прелести и поэтичности, а также трудности, которые неминуемо встают перед человеком, вступающим в жизнь. Писатель умеет тонко передать психологическое состояние героя. Он достигает этого разнообразными художественными средствами, особенно часто прибегая к внутренним монологам и пейзажным картинам.
Повесть «Алешка» - важный этап творческого развития Эркая-прозаика. Она покорила читателя поэтическими описаниями богатой природы Мордовии, превосходно передающими ее простор и многоцветность, зорко подмеченными переменами, происшедшими в жизни, некогда угнетенного народа. Обращает на себя внимание лиричность повествования и проникновение во внутренний мир героя. «Настроение» окружающего передается ему: он вместе с лесом, вместе с рекой ощущает себя частью целого.
Эркай и в поэзии, и в проще настойчиво ищет цветовую гамму, которая была бы способна выразить красоту природы. Вот очень точное описание пейзажа осеннего поля: «Хоть и опустело оно, но красы своей не потеряло. Ярко зеленела отава люцерны. Над этим зеленым морем возвышались пузатые стога сена. По-прежнему солнце щедро лило свои лучи, но тепла стало меньше, уже не лето. Поле стало как будто больше, расширилось: теперь оно проглядывалось от края до края – каждая морщинка была заметна».
Реалистическое описание природы является одним из наиболее сильных и выразительных средств раскрытия психологии человека. Пейзаж органически связан с происходящими событиями, с душевным состоянием людей. При помощи его писатель создает соответствующее настроение, углубляет характеристику образа. Он овеян глубокой поэзией, всегда полон мысли и чувства.
Беречь и обогащать красоту родной земли, украшать ее трудом, формировать высокие нравственнее идеалы своего современника – таково эстетическое кредо писателя.
Говоря о книгах детских писателей, Л. Соболев отмечал: «В этом же ряду, но в любопытном повороте стоит прелестная повесть писателя Никула Эркая. Здесь пробуждение нового сознания в подростке происходит при соприкосновении со злобными пережитками собственничества в мрачной натуре бывшего подкулачника, а ныне работника колхозной животноводческой фермы Федьки». Писатель «интересно, глубоко и самобытно решает темы современности», книга его «полна ярких национальных красок».
Эркай создавал свои произведения, исходя из убеждения, что литература «должна вырастить своего юного читателя истинным гражданином, готовым стать героем не только в битве с силами природы, со стихийными бедствиями, но и в сражениях нравственных, которые подчас происходят в мирной, как говорят, будничной жизни, - в битвах за справедливость, за счастье людей. Таким могут воспитать ребенка книги правдивые, психологически тонкие, свободные от малейшего налета фальши, которую детское сердце ощущает особенно остро и болезненно».
Судьба героя повести взволновала юных читателей. Об этом свидетельствуют многочисленные письма, полученные автором от детей разных национальностей. В каждом из них выражено желание узнать, как в дальнейшем сложилась судьба полюбившегося им героя. Это обстоятельство натолкнуло его на мысль продолжить повесть. Через восемь лет в 1968 году он выпустил вторую часть повести «Алешка в интернате». В этом же году обе части вышли на русском языке в издательстве «Детская литература». Само название говорит о том, что писатель рассказывает историю жизни мальчика в новых для него условиях. При этом решается та же проблема – духовное становление, нравственное воспитание юного героя, которое происходит под влиянием опытных педагогов, и прежде всего, Якова Ивановича, директора интерната.
В повести «Березовая вода» (1963)центральное место занимают уже образы молодежи: Михаила Каргина, его жены Анки, Якова Печайкина. Это сложные интересные характеры, обрисованные всесторонне и психологически убедительно. В центре внимания – духовный мир человека, утверждение в нем моральных качеств, процесс формирования стойких убеждений, который проходит не просто, но без надуманных трудностей, призванных «очеловечить» героев.
Народ – главный объект художественный интересов писателя. Воплощением народной силы и мудрости в повести «Березовая вода» является дед Потап – человек, влюбленный в людей, в природу, во все живое, что его окружает. В том, как крепко стоит он на земле, как гордится природными богатствами родного края, как оберегает их от всяких стяжателей типа Васина, убедительно раскрывается его индивидуальность.
Дед Потап – настоящий хозяин земли. вместе с годами он впитал в себя мудрость жизни, понимание того нового, к чему стремится молодое поколение. Именно поэтому он становится помощником и единомышленником Михаила Каргина. Его, умудренного жизненным опытом, до глубины души возмущает поведение тех, кто губит природу. Писатель раскрывает истинный гуманизм этого старого человека, крестьянина с прямой и открытой душой, не терпящего несправедливости, чуткого к горестям окружающих. Рядовой труженик приобщен к общечеловеческим проблемам. Он активно вмешивается в жизненные процессы, размышляет нал ними: «Завести бы нам на манер лесного охотничье, грибное, рыбное хозяйство – вот тогда бы браконьеру крышка, тогда читай ему, рабу божьему, отходную. Первое дело – лесной продукт появился бы в магазинах, и продавать его на базаре по дешевке расчету бы не было».
В повести «Березовая вода» писатель исследует сложные, остросовременные вопросы, стремится постичь смысл тех изменений в отношениях людей, в быту, которыми отмечено наше время, и вместе с тем выявляет и развенчивает социальное, моральное зло, мешающее утверждению всего подлинно человеческого.
Через все произведение проходит величественный и могучий образ лесной присурской природы, в общении с которой находят радость и красоту, которую берегут герои. Возвышенное чувство слитности с природой, со всем миром – существенная черта эстетического идеала писателя.
В повести «Березовая вода» все подчинено детальному раскрытию внутреннего мира героев – изображение отдельных сцен, пейзажей, подбор самобытных, наиболее выразительных слов мордовской народной речи.
Художественное исследование характера человека, его мысли, чувства, труд – таков предмет изображения писателя. Эркай верен ему в своих повестях «Алешка», «Березовая вода», а также «Новая родня» (1965), в которой писатель обращается к земле Великой Отечественной войны. В этом произведении Эркай рассказал о том, что пережили во имя победы советские люди на полях сражений и в тылу. Серьезно и просто, без сентиментальности и мелодраматизма он повествует о детях, первых столкновениях их с жизнью, о печальных встречах с жертвами войны. Вместе со взрослыми дети несут на себе все тяготы сурового времени.