Содержание
Введение
Глава 1. Биография Никула Эркая. Проба пера в печатных изданиях. Начало творческого пути
Глава 2. Оригинальность языка, неповторимость поэтического слова Никула Эркая
Глава 3. Расширение представления о творческом облике художника. Прозаические произведения
Заключение
Список литературы
Введение
Никул Эркай действительно один их самых выдающихся и самых известных писателей Мордовии. Его талант проявился как в поэзии, так и в прозе. Он писал простым, понятным любому русскому человеку языком. И его популярность среди прочих тому доказательство. Лейтмотивом его творчества стало описание жизни простых советских тружеников, их работы и богатой мордовской природы. С годами техника его письма только совершенствовалась, приобретая неповторимую оригинальность, проявляющуюся в уникальном умении описания природы и внутреннего мира героев того или иного произведения. Несомненно Никул Эркай был просоветским писателем. Его жизненные убеждения, отражение которых можно увидеть в любом из его произведений, шли одним путем со взглядами советской власти. Поэтому Никул Эркай не раз отмечался почетными знаками. Он не был в оппозиции. Не потому что боялся сказать «не то, что надо». Он и правда был человеком, строящим светлое будущее, строящим социализм. Причем, как словом, с писательском смысле этого слова, так и делом. Ведь его произведения вдохновляли многих советских людей, давали им силы. Искренность и неподдельное жизнелюбие чувствуются в любом его стихотворении, в его рассказах, повестях. Актуальность данной курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть творчество Никула Эркая с целью выявления оригинальности, неповторимости его трудов не только для советского периода, периода строительства коммунизма, но и для нашего времени. В настоящее время очень сложно найти какую-либо информацию об этом поэте и прозаике. Между тем, как его произведения будут интересны почти любому. В них просматриваются не только просоветские идеи, но и идеи жизнелюбия, целеустремленности и гуманных отношений, что ценится в любое время, при любом режиме власти. Планируется последовательное осуществление следующих задач: рассмотрение биографии Никула Эркая с целью рассмотрения становления его личности, его мировоззрения, становления его жизненных приоритетов, которые в последующем проявились в его произведениях. Рассмотрение сначала поэзии, а потом и прозы Иркаева. Выявление оригинальности стиля, употребления определенного типа лексики и идей его произведений. Объектом данной курсовой работы является творчество Никула Эркая, а предметом – оригинальность его стиля, его литературный вклад в развитие советской литературы в целом, и мордовской - в частности. В первой главе планируется рассмотреть биографию Иркаева. Во второй – анализ поэзии. В третьей – анализ прозаических произведений. И последующее заключение.
Глава 1. Биография Никула Эркая. Проба пера в печатных изданиях. Начало творческого пути
Никул Эркай (1906 – 1978 Иркай Николай Лазаревич). Родился 22 мая 1906 года в селе Курилове ныне Ромодановского района Республики Мордовия в крестьянской семье. Поэт, прозаик, драматург, переводчик. Заслуженный поэт Мордовии (1960), лауреат Государственной премии Мордовской АССР (1975), член Союза писателей СССР с 1934 года. Окончил Пензенскую спортшколу 2-ой ступени (1927), Всесоюзный коммунистический институт журналистику (1930). Работал в НИИ мордовской культуры, в редакциях газет «Якстере теште» («Красная звезда»), «Эрзянь коммуна», «Советский артист», «Полярная кочегарка», в журнале «Сурань толт» («Сурские огни»). Участник Первого съезда писателей СССР (1934). Литературную деятельность Никул Эркай начал в конце 20-х годов. В 1932 году вышел первый поэтический сборник «Модась одксталесь» («Земля обновилась»). Сборник очерков и рассказов «Корёнтнэ наксадсть» («Корни сгнили»). В 1936 году выпустил лиро-эпическую поэму «Моро Ратордо» («Песня о Раторе»), где повествуется о значительных вехах в истории мордовского народа. Во второй половине 30-х годов были изданы пьеса «Не рой другому яму», сказки и рассказы для детей. Стихи и поэмы военных лет вошли в сборник «Кочказь лирика» («Избранная лирика»), изданный в 1945 году. произведения Никула Эркая послевоенного периода отмечены философскими раздумьями и обобщеньями о мире и человеке (сборник «Стихотворения и поэмы» 1945г., «Весенний сад» 1959г., «Теплынь» 1965г.). В эти годы активно сотрудничал с центральными газетами и журналами («Литературная жизнь», «Литературная газета», «Литературная Россия», «Дружба народов» и др.). В детском журнале «Костер» опубликовал повесть «Алешка», которая была переведена позднее на многие языки народов СССР и издана массовым тиражом издательством «Детгиз» в 1962 году. популярными среди читателей стали повести Эркая «Березовая вода», написанная в 1963 году, «Новая родня» 1966 года, которая на Всероссийском конкурсе на лучшее художественное произведение для детей была отмечена второй премией, а также «Митяевы мечтания» 1975 года, «Шурагаи» 1980 года. Эркай перевел на эрзянский язык ряд произведений Н. Гоголя, А. Пушкина, М. Горького, Т.Шевченко, П. Павленко, М. Джамиля, Р. Тагора, Дж.Байрона, В. Маяковского, И. Крылова, Л. Украинки и других. Большинство его публицистических статей и воспоминаний опубликовано в посмертном сборнике «Родники души» в 1981 году. Никул Эркая – депутат Верховного Совета СССР с 1970 года. Награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знаком почета», медалями. Умер 15 июня 1978 года. Похоронен в Саранске. «Эркай – не просто поэт, не просто прозаик, не просто детский писатель, а писатель поэт-гражданин». Такую характеристику дал известный советский писатель Сергей Багруздин Никулу Эркаю. Каждая строка, написанная им, исходила из глубины души. Свидетельством тому являются и слова самого Никула Эркая: «Когда я собираюсь писать, - отмечал он, - то мне кажется, что бумага слишком далеко находится от души и сердца. Хочется эту бумагу приложить к груди, и на ней отпечатаются мои думы, желания и вся красота, которая там накопилась, и ей там тесно». Недаром произведения Эркая так любимы детьми и взрослыми, получили широкую известность как в Мордовии, так и далеко за ее пределами. Ряд его книг многотысячными тиражами выпущен на русском и других языках народов нашей многонациональной страны. Произведения писателя изучаются в национальных общеобразовательных школах, педагогических училищах, на филологических факультетах ВУЗов республики, стадии для многих настольными книгами. Он был наставником для многих писателей. Яркий след Эркай оставил не только как поэт, прозаик, драматург, но и как человек больших душевных качеств. Известный советский критик Алексей Киреев верно отмечает на страницах газеты «Литературная Россия»: «Я знаю, в Мордовии Николая Лазаревича Иркаева многие называют мордовским соловьем, соловьем-соловушкой. Это справедливо, в этом выражены народная любовь и признание. Но мы, очевидно, с полным правом можем назвать Никула Эркая нашим общенародным соловьем, так как его стихи,его творчество давно перешагнуло границы Мордовии и стало нашим общенациональным духовным достоянием».
В Курилово Никулу Эркаю еще до Октябрьской революции посчастливилось окончить 3-классную сельскую школу. Рано приобщился к книгам, все свободное время отдавал чтению. В начале 20-х годов Иркаев вступает в комсомол. Вскоре его направляют учиться в Пензу, в Совпартшколу первой степени, после ее окончания работает в комсомоле. Иркаев начинает сотрудничать в газетах. «Без журналистской работы, - говорил Эркай, - без газеты, я бы, конечно, никогда не стал литератором. Газета дает чувствовать все время пульс живой жизни, вечно новой, неожиданной. Она приучает чувствовать современную жизнь, она дает самый свежий материал, она заставляет общаться с живыми конкретными строителями коммунизма». В начале литературной деятельности Иркаев писал рассказы, очерки. Эти произведения собраны в сборнике «Корни прогнили». Автор показывает первые дни колхозной жизни на мордовской земле, классовую борьбу в деревне, дружную работу в коллективе. Герои произведений – сельские коммунисты, организаторы колхозов. Они, не жалея себя, отдаются делу обновления жизни на селе. В 1934 году его принимают в члены Союза писателей СССР. Это во многом окрылило мордовского писателя. Он создает большую лиро-эпическую поэму «Песня о Раторе», посвященную борьбе мордовского народа против царского колониального ига. Умело использовав фольклорные мотивы, автор ярко сумел показать в поэме многовековые чаяния мордвы о свободной, счастливой жизни. созданный поэтом образ народного поборника правды – Ратора – является одним из лучших образов среди произведений мордовских писателей, посвященных исторической тематике. Признание читателей получили его драмы «Не рой другому яму», сказки и рассказы для детей: «Хитрая лиса», «Солдат Егор», «Бандит Васька» и другие.
Эркай пишет о фронтовой жизни – «Комендант моста», «Лошадь», «Осенние цветы», «Воздух» и другие. Им созданы лирические стихи, поэму, которые вошли в сборники «Избранная лирика», «Стихотворения и поэмы», «Весенний сад». Поэт пишет о нерушимой дружбе народов первого в мире социалистического государства, о величии и стойкости советского человека. Некоторые лирические стихотворения распевались эрзянами как песни - «Цёков» («Соловей»), «Вастома» («Встреча»), «Моро» («Песня») и другие.
Его стихи печатались в газетах «Труд», «Литературная жизнь», «Литературная газета», «Литературная Россия», «Советская Россия», журналах «Советский воин», «Дружба народов». Ленинградский журнал «Костер» опубликовал его повесть «Алешка». Это произведение издано в серии «Библиотека пионера», оно переведено на украинский, белорусский, литовский, латвийский, молдавский, таджикский, чувашский и другие языки. Повесть удостоена премии Ленинского комсомола Мордовии. Популярны среди читателей повести «Березовая вода», «Новая родня», «Митяевы мечтания». Все они изданы в Москве. Повесть «Новая родня» на Всесоюзном конкурсе на лучшее произведение для детей получила вторую премию. В этом произведении Эркай отражает эмоциональность, душевную отзывчивость мордовского национального характера, чуткость к детям, сердечное отношение к людям, оказавшимся в беде. Она умеет увлечь, заинтересовать читателя, вызвать его на размышления остросюжетной организацией повествования, вниманием к необычным судьбам героев и поэтичностью языка.