Единственное исключение представляет программа Ю.И. Лыссого, где на изучение творчества В. Набокова в одиннадцатом классе выделяется четыре часа урочного времени. Для разбора он предлагает роман В. Набокова «Машенька». На первом уроке он предлагает познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, а также обратить их внимание на своеобразие сюжета и композиции романа В. Набокова «Машенька». На втором уроке учителю предлагается провести урок по теме «Мотив воспоминания как основа создания образа Машеньки в одноименном романе Набокова» на материале с четвертой по девятую главу. Тема третьего урока звучит так: «Проблема счастья в романе Набокова “Машенька”». Работу по этой теме советуют проводить по главам с четырнадцатой по семнадцатую. Тема заключительного четвертого урока звучит следующим образом: «Тема России в романе Набокова “Машенька”». Таким образом, учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством В. Набокова, а также подробно изучают роман В. Набокова «Машенька». Выбор данного романа представляется нам удачным, так как он поднимает важные темы: тему человеческой судьбы, тему памяти, тему любви, тему Родины, тему человеческих отношений и многие другие. Также роман достаточно легко и интересно читается, имеет небольшой объем. Знакомство с этим романом должно начинаться раньше, а не в одиннадцатом классе, так как «Машенька» является первым прозаическим произведением писателя, и если ученики не ознакомятся с дальнейшими работами В. Набокова, у них не сложится целостная картина по творчеству писателя.
Лучше начать знакомство с творчеством В. Набокова с седьмого класса, где учащиеся должны изучить поэтическое наследие писателя. В девятом классе ознакомить учащихся с романом «Машенька» В. Набокова. В десятом классе, продолжая знакомить учащихся с прозой писателя, можно взять для работы в классе роман В. Набокова «Лолита», в котором творческий метод автора несколько видоизменяется по сравнению с его первым романом «Машенька». Для одиннадцатого класса изучение романа В. Набокова «Другие берега», так как он воплотил в себе творческий метод «зрелого» писателя. При подборе нужно учитывать возрастные способности учащихся, поэтому выбирать произведения с учетом их сложности. При таком изучении творчества В. Набокова учащиеся получат полное представление о художественном мире писателя.
Заключение
Владимир Набоков - одна из самых ярких и оригинальных фигур в литературе ХХ столетия. Прозаик, поэт, драматург, литературный критик. Хотя американским писателем В.Набоков может быть назван весьма условно равно как и русским писателем тоже. В действительности он не был ни тем, ни другим - являя собой уникальный в литературе ХХ века тип писателя-космополита, все творчество которого пронизано тщательно им скрываемым чувством бездомности. Набоков - также единственный в своем роде пример писателя, достигшего равного совершенства в своих произведениях, созданных как на русском, так и на английском языках.
Литература русского Зарубежья выдвинула немало писателей, которые сформировались в условиях эмиграции. Таковы прозаики Г.И. Газданов, Ю.С. Лукаш, М. Д. Каратеев, Р.Б. Гуль, поэт и романист Б.Ю. Поплавский, поэты М.И. Цветаева, И.Н. Кнорринг, Д.И. Кленовский, В.А. Смоленский и др. Но, безусловно, наиболее выдающимся художником второго поколения эмиграции был Владимир Владимирович Набоков. Набоков уникальное явление, причем явление сразу двух литератур: русской и англоязычной, создатель особенного художественного мира, новатор-стилист.
Подводя итог стоит указать на то, что "автобиографический" роман В.В.Набокова, при всей отмеченной самобытности в творческой манере автора, явил общность в путях обновления романной формы, в специфике автобиографизма, в экспериментах с художественными пространством и временем, обусловленных онтологической весомостью категории Памяти. Художественное содержание "Других берегов" обращено и к постижению таинственной целостности бытия творца, личности в «вывихнутом» историческом времени.
Список использованной литературы.
1. Ссылки на текст В.В.Набокова даны с указанием страницы по изд.: Набоков В.В. Собр. соч.: В 4 т. М.,1990.Т.4.
2. Антошина Е.В. "Чужое слово" в прозе В.В.Набокова 20- 40-х годов. Автореф. канд. дис. Томск, ТГУ, 2002.
3. Ничипоров И.Б. Лирический роман Ничипоров И.Б. "Поэзия темна, в словах не выразима…".М.,1998
4. Кириллина О.М. Указ.соч.
5. Набоков В.В. <Рец. на:> "Современные записки". XXXVII В.В.Набоков: pro et contra. СПб, 1997.
6. Программно-методические материалы. Литература 5-11 классы. (составитель Т. А. Калганова). М., 1998.
7. Программно-методические материалы. Литература 5-11 классы. (составитель Т. А. Калганова). М., 1998.
8. Программно-методические материалы. Литература 5-11 классы. (составитель Т. А. Калганова). М., 1998.
9. Русская литература XX век. 11 класс. Для общеобразовательных школ и школ гуманитарного профиля (под ред. Ю.И. Лысого). М. 2000.
10. В.В. Набоков. Москва. Издательство «Пресса». 1994.
11. Александров В. Набоков и “серебряный век” русской культуры Звезда. - 1996. - № 11. - С.216.
12. Газданов Г. О молодой эмигрантской литературе Вопросы литературы. 1993. Вып. III.
13. См.: Анастасьев Н. Феномен Набокова. М., 1992. Мулярчик А.С. Русская проза Владимира Набокова. М., 1997.
14. Аллой В. Из архива В.В. Набокова Минувшее. М., 1992. Вып. 8. С. 279.