Керри - сильный характер. Она смогла выбиться из нужды и даже достичь определенного благополучия, но не смогла добиться счастья. Счастье недоступно простому человеку в Америке, даже если он обладает таким талантом и силой характера, как Керри. Деньги иссушают душу, поэтому и нет счастья для Керри. "В своей качалке ты будешь одиноко сидеть, мечтая и тоскуя! - " заключает роман Драйзер. - В своей качалке у окна ты будешь мечтать о таком счастье, какого тебе никогда не изведать!". Трагизм американской жизни еще ощутимее передает образ Герствуда, который в последних главах даже отодвигает образ Керри на второй план - вначале Драйзер даже заканчивал роман смертью Герствуда, но затем дописал концовку, раскрывающую духовную обедненность и обреченность Керри, - сидя в качалке, она двигается, но это лишь иллюзия продвижения - качалка-то ведь остается на месте. Образ Герствуда олицетворяет ту угрозу бедности, нищеты, которую сумела избежать Керри, принеся в жертву талант и лучшие душевные качества, и которую не могут избежать ее соотечественники.
В конце романа она так и не познала счастья творческого труда. Несмотря на видимость фортуны, Керри не ближе подошла к радостному концу, чем Герствуд [2, c.34-58].
"Дженни Герхардт" (1911) - роман, ознаменовавший углубление реализма Драйзера. По сравнению с "Сестрой Керри" в этом романе заметно меняется ракурс изображения. Детерминистские идеи Драйзера проявляются даже активнее, чем прежде, придавая оттенок фатализма рассказанной писателем истории девушки из пролетарской среды. Однако заглавная героиня менее всего поддается духовному растлению, хотя к этому, согласно натуралистской схеме, должна привести ее биография. Биологические мотивировки поступков и жизненных испытаний, которые выпадают на ее долю, приглушены, и в центре повествования - реалистически обрисованная трагедия "простого сердца", столкнувшегося с миром сословных предрассудков и ложных этических постулатов [7].
В романе "Дженни Герхардт" изображена трагедия человека из трудовой семьи, обладающего большой силой чувств. Сила романа - в утверждении моральной чистоты и высоты женщины из народа - Дженни Герхардт - и в отрицании буржуазного общества с присущей самой его природе аморальностью. Дженни, рассказывает Драйзер, "обладала чудесным мягким характером, всю прелесть которого не выразишь словами. Бывают такие редкие, особенные натуры, которые приходят в мир, не ведая зачем, и уходят из жизни, так ничего и не поняв. Жизнь всегда, до последней минуты, представляется им бесконечно прекрасной, настоящей страной чудес, и если бы они могли только в изумлении бродить по ней, она была бы для них не хуже рая.
Человеком бескорыстным, мягким, добрым, наделенным светлыми чувствами предстает здесь Дженни. Писатель прямо называет то, что мешает свободному проявлению ее богатой души, что попирает бескорыстие, честность, доброту человека. Это - мир собственников, девиз которого - "это мое". Дженни отличается от героини первого романа Драйзера Керри неспособностью перенять повадки мира стяжателей. "У нее была врожденная склонность к самопожертвованию, - говорится в романе. - Вовсе не просто было бы привить ей тот житейский эгоизм, который помогает уберечься от зла".
Показывая врожденное благородство Дженни, писатель мастерски воссоздает картину, исполненную жизненной правды, когда утверждает социальную обусловленность грехопадения Дженни. Собственно, грехопадения и не было, было лишь нарушение буржуазных норм морали. Драйзер отрицает эту буржуазную лицемерную мораль - Дженни нарушила ее нормы под давлением бедственного материального положения, но при этом не покривила душой, а осталась верна велению своего сердца. Да, Дженни искренне и глубоко любила сенатора Брэндера, а впоследствии и Лестера Кейна, и тем не менее на отношения с ними существенно повлияли выпавшие на долю Дженни тяжелые жизненные испытания. Ее брату грозило тюремное заключение, и, чтобы выручить его, она пошла к сенатору Брэндеру. Ее отец обжег себе руки, получил тяжелое увечье, семья осталась без средств к существованию, и Дженни обращается к Лестеру Кейну. Дженни оказывается выше и Брэндера, оставившего ее ради развлечений в Вашингтоне, и Лестера Кейна, который отказался от нее, не решившись пожертвовать своим положением в обществе.
Драйзер показывает себя тонким знатоком человеческой души, раскрывая отношение Дженни к Кейну и Брэндеру и их отношение к Дженни. Нельзя сказать, что они не любили Дженни. Нет, они любили, любили даже искренне и сильно, но, и полюбив ее, они оставались верны обычаям своего круга, классовым предрассудкам, тогда как ее любовь была глубже и проникновеннее. Лестер Кейн, отмечает Драйзер, "безусловно дорожил ею, хоть и не мог вырваться из замкнутого круга условностей того мира, в котором был воспитан, однако любил ее не настолько, чтобы наперекор мнению света обвенчаться с ней по той простой причине, что он выбрал себе жену по душе". И Брэндер, и Лестер Кейн - по-своему честные, неплохие люди, но они остаются людьми своего класса, не могут порвать с ним ради любви и из-за предрассудков уродуют жизнь Дженни.
Сила реализма Драйзера в том и заключается, что он не декларативно, а жизненно и правдиво рисует тяжелую судьбу благородной и честной натуры, павшей жертвой бесчеловечных законов буржуазного мира. Создание глубокого и правдивого образа Дженни Герхардт - большое завоевание Драйзера-реалиста, свидетельствующее о подлинной народности его творчества.
Дженни Герхардт для Драйзера - образ положительный. В том, какие оскорбления, лишения, трудности приходится испытать Дженни ради сохранения своего человеческого достоинства, содержится объективно не менее острое обличение того общественного порядка, который, изуродовав жизнь Дженни, оказался не в состоянии изуродовать ее душу. Сила романа - в изображении своеобразной и благородной натуры Дженни. Драйзер подчеркивает ее красоту и привлекательность, гармонирующую с внутренним благородством.
В Дженни воплощены лучшие качества, присущие простым труженикам. Потому-то так остро и воспринимается несправедливость и уродливость буржуазного строя, оскорбляющего и уничтожающего Дженни [2, c.85-92].
Образ Дженни Герхардт построен на идее преобладания добра, сочувствия, сострадания, в характере которой фактически воплощен основной принцип о добродетели как врожденной способности человека желать людям добра и делать им добро. В поведении и поступках Дженни почти отсутствует рациональное начало. Ориентированность в поступках и чувствах на интуицию роднит Дженни с главной героиней первого романа Драйзера, Керри, с той лишь значительной разницей, что в Керри преобладают инстинктивные эгоистические устремления, а в Дженни - доброта, сочувствие, сострадание. Представляется не лишенным смысла предположение, что Драйзер сознательно противопоставил в первых романах двух героинь [6].
У романов "Сестра Керри" и "Дженни Герхардт" на первый взгляд много общего - в этих произведениях Драйзер обращается к судьбе девушки из трудовой семьи в капиталистической Америке, прототипами героинь были и в том и в другом случае сестры Драйзера. Рассказывая о Керри и Дженни, писатель, однако, показывает разные стороны американской жизни. Керри поднялась сравнительно высоко по социальной лестнице, но растеряла свои лучшие моральные качества. Дженни сохранила высокие душевные достоинства, но не только не достигла высот буржуазного общества, а, наоборот, стала его жертвой. Различны были судьбы и героинь, и их прототипов.
Сближает романы "Сестра Керри" и "Дженни Герхардт" тема столкновения человека из народа с буржуазной прозой жизни, с буржуазной Америкой, и в том и в другом романе это столкновение оказывается трагическим, губительным для лучших человеческих качеств героинь Драйзера, их трагедии различны: Керри, утратив все иллюзии, завоевав место под солнцем, не сумела осуществить свою мечту - стать настоящей актрисой, Дженни же была брошена любимым ею и любившим ее человеком только потому, что она принадлежала к другому кругу общества, к другому социальному классу.
В "Сестре Керри" оформились в основных чертах особенности реалистического художественного мастерства Драйзера. Для творческого почерка Драйзера-романиста характерно построение сюжета "Сестры Керри". Это роман-биография, В нем одна главная сюжетная линия - все действие сосредоточено вокруг главной героини Керри, прошедшей путь от скромной фабричной работницы до пользующейся шумным успехом актрисы нью-йоркских кабаре. Остальные образы романа дополняют и глубже раскрывают эволюцию центрального образа.
В "Сестре Керри" выявилось в полной мере характерное для его писательского почерка пристрастие к точной, тщательно выписанной и сочной детали, составляющей важную особенность его поэтики - и в романе, и в новелле, и в драме, и в поэзии.
О стремлении Драйзера быть максимально точным во всех деталях свидетельствует и использование им при написании "Сестры Керри" своих ранних очерков, из которых' он заимствует отдельные бытовые зарисовки - при работе над романом он опирался не только на свой житейский опыт, но и на богатейший литературный и журналистский опыт.
"Сестра Керри" отличается остротой и драматургичностью конфликта. В этом сказалось пристрастие писателя к драматургии.
В "Дженни Герхардт" особенно ярко выделяется сила гуманизма Драйзера, как и в "Сестре Керри" беспощадно осуждаются буржуазные моральные и этические нормы. Писатель вновь бросает вызов ханжеству и лицемерию американского буржуа и мещанина, и вновь попадает в цель - газета "Лексингтон Геральд" в Кентукки назвала "Дженни Герхардт" "неописуемо низменной" книгой, рассматривающей "низменные инстинкты человека - животного наихудшего вида". И если в "Дженни Герхардт" появляются новые моменты в творчестве Драйзера по сравнению с "Сестрой Керри", то это утверждение великой веры в честность и бескорыстие простого народа, в его величие и превосходство над миром капитала, над миром стяжателей. В романе писатель-гуманист выразил свою мечту и надежду на то, что, несмотря на все страдания и горе, в конце концов восторжествует песня народного счастья, которую "когда-нибудь услышит весь мир" [2, c.53, 85,92]. В "Дженни Герхардт" Драйзер наметил одну из фундаментальных задач своего творчества - исследование разрушительного воздействия, которое оказывают на личность и формы общественной жизни, и стремительно усложняющаяся цивилизация, и "весь механизм существующих в нашем обществе средств общения и связи".
1. Драйзер Т. Сестра Керри. Куйбышев, 1986. - 654 с.
2. Засурский Я.Н. Теодор Драйзер. Жизнь и творчество.М., МГУ. - 1977. - 320 с., ил.
3. Зверев А. Модернизм в литературе. США.М., 1979. - 355 с.
4. История литературы США: В 7 тт. Ред. колл.: Я.Н. Засурский, М.М. Коренева, Е.А. Стеценко. М., 1997-532с.
5. Льюис С. Кингсблад, потомок королей. Рассказы. Очерки. - Л., 1966. - 710 c.
8. www.wikipedia.org/. /Драйзер Теодор