Реферат
На тему: "Галимжан Ибрагимов – классик татарской литературы"
Галимжан Ибрагимов оставил заметный и полезный след в развитии не только татарской, но и ряда других литератур. Выдающийся туркменский писатель Берды Кербабаев говорил в свое время:
"В первые годы становления Советской власти татарская литература по сравнению с литературами народов Средней Азии была наиболее развитой. А в ней выделился Галимджан Ибрагимов. В его произведениях было то принципиально новое, что лежало в основе всех социалистических национальных литератур".
Наблюдательность художника подчас дает не меньше, чем точные выводы исследователя. Б. Кербабаев предложил очень верное определение роли Г. Ибрагимова в формировании многонациональной советской культуры. Его творчество и деятельность действительно вносили новое, социалистическое содержание в духовную жизнь и эстетическое развитие народов нашей страны. И потому изучение многогранного наследия Г. Ибрагимова служит одним из важных участков филологической науки в целом, имеет значение для всего советского литературоведения.
Г. Ибрагимов ступил на общественно-литературное поприще в годы всеобщего политического подъема начала века, когда были поколеблены старые устои жизни, когда широкие народные массы поднялись на борьбу за свое освобождение. Страстное желание искоренить зло и утвердить добро, сыгравшее важную роль в формировании мировоззрения писателя, было отнюдь не абстрактным — оно складывалось под влиянием лозунгов, выдвинутых революцией 1905 — 1907 гг.; иными словами, его питали протест против гнета царизма и капиталистической эксплуатации, отказ мириться с засилием реакционного духовенства, жажда свободы, горячая вера в освобождение человека и счастливое будущее человечества, стремление к высоким идеалам социализма.
Февральская, а затем Октябрьская социалистическая революции выкристаллизовали его взгляды и накрепко связали Ибрагимова с большевистской партией, с марксистско-ленинской идеологией. Революционный пафос всей деятельности писателя, его понимание классовой борьбы, концепция места и роли татарской нации в социалистической действительности оказали огромное влияние на развитие общественного самосознания народа. Творческий путь Г. Ибрагимова начался задолго до Великой Октябрьской социалистической революции. Но в духовный мир широких масс трудящихся произведения писателя вошли вместе с Октябрем, точно так же и многогранный талант его в полную меру раскрылся в послеоктябрьский период.
Революционный и творческий путь Ибрагимова это путь духовного роста татарского народа с начала XX века до победы социализма в нашей стране. Ведь жизнь и деятельность писателя неотделима от истории освободительной борьбы и развития культуры татарского народа. В то же время анализ идейного развития Ибрагимова проливает свет и на более общие закономерности становления социалистической идеологии.
Его путь от бунтаря-шакирда до принципиального марксиста-ленинца отразил искания, противоречии и порывы бурной и чрезвычайно сложной эпохи начала XX в. Мировоззрение Ибрагимова выросло на базе передовых традиций национальной общественной мысли, прежде всего на базе демократического просветительства. Воспитанный на многовековых гуманистических традициях родной литературы, он вобрал в себя и достижения передовой общечеловеческой культуры, проводником которой служили ему прежде всего русская культура и литература. Свои первые идейные и творческие шаги писатель совершил и русле реформаторского движения. Однако он с самого начала не удовлетворялся "обновленческими" лозунгами и идеалами; молодому Ибрагимову были свойственны интенсивные духовные искания. Горячее сочувствие родному народу и глубокое недовольство его положением приводят его на позиции революционного демократа.
Ибрагимов принадлежит к тем прогрессивным писателям России, для которых не было вопроса: принимать или не принимать революцию. Он принял ее всецело. Великий Октябрь озарил самобытный талант писателя, позволил в полной мере раскрыться его многогранным способностям.
Творческая деятельность Г. Ибрагимова была на редкость многогранной. Писатель, публицист, ученый-востоковед, лингвист и литературовед, редактор, педагог, автор и составитель многочисленных учебников для татарских школ, исследователь истории революционного движения и т. д.— порой трудно бывает решить, какой стороне отдать предпочтение, как, впрочем, трудно и определить, в какой области им сделано больше, что из проделанного важнее.
Г. Ибрагимов удачно сочетал в себе черты талантливого художника, большого ученого-теоретика и блестящего организатора-практика. Он обладал характером борца-преобразователя и запомнился своим современникам как подвижник, человек, не боящийся и не избегавший никаких трудностей. При этом не внешние обстоятельства и не какие-либо привходящие причины, а высокое чувство патриотизма, горячая любовь к народу, страстное желание принести ему как можно больше пользы побуждали Ибрагимова браться за самые различные дела, вдохновляли его на самоотверженную деятельность, героизм и самопожертвование в работе.
Литературное наследие Г. Ибрагимова необычайно богато. За сравнительно короткий период жизни (он умер в 50 лет) им созданы десятки рассказов, 3 повести, 4 романа, одна из первых революционных пьес. Кроме того, Ибрагимовым опубликовано 12 научных книг по истории революционного движения, теории и истории литературы, эстетике и лингвистике, около 350 теоретических, критических и публицистических статей, более 10 учебников по языку и литературе. Общий объем художественного и научного наследия Г. Ибрагимова составляет почти 700 авторских листов.
Изучение этого многогранного и обширного наследия способно дать татарской филологической науке немало полезного как в теоретическом смысле, так и для повседневной творческой практики. Опыт и высокий пример замечательного художника-гражданина, интернационалиста, бойца с успехом служат решению одной из важнейших задач, поставленных Коммунистической партией,— "воспитанию всех трудящихся в духе советского патриотизма, гордости за социалистическую Родину, за великие свершения советского народа, в духе интернационализма, непримиримости к проявлениям национализма, шовинизма и национальной ограниченности, в духе уважения ко всем нациям и народностям".
Разумеется, изучение творчества Г. Ибрагимова началось не сегодня. Первые статьи о нем появились еще в дооктябрьские годы, и почти сразу вокруг деятельности и личности Ибрагимова завязалась идейная борьба — борьба за правдивую, научную оценку как мировоззрения писателя, так и созданных им произведений.
В исследование и пропаганду литературного наследия писателя внесли свой вклад А. Саади, П. Коган, Г. Нигмати, Г. Гали, А. Самойлович, Г. Халит, Г. Баши-ров, Р. Бикмухаметов, Л. Климович, X. Усманов, И. Ну-руллин, М. Гайнуллин, У. Гимадиев и другие; многое дают книги воспоминаний Э. Мухамедовой и башкирского народного поэта С. Кудаша. Большую работу по сбору и публикации материалов о жизни и творчестве писателя осуществляет комиссия по литературному наследию Г. Ибрагимова, возглавляемая Афзалом Шамовым. Под его редакцией в 1966 г. выпущен сборник воспоминаний об Ибрагимове на татарском языке. Сюда вошли воспоминания более пятидесяти современников писателя — литераторов, ученых, деятелей культуры, партийных и советских работников, а также его близких.ибрагимов татарский литература публицистика
Мы назвали лишь важнейшие работы о Г. Ибрагимове. Но написано о нем несравненно больше, и, пожалуй, нет ни одной крупной работы, серьезного исследования по истории татарской советской литературы, где бы в той или иной степени не затрагивались деятельность этого выдающегося писателя, его произведения.
Сегодня его имя носят средняя школа в Казани, проспекты и улицы городов и сел Татарии и Башкирии, Казанский институт языка, литературы и истории.
Ныне имя Ибрагимова — классика и основателя татарской советской литературы — в школьных программах, его художественные произведения и научные труды изучаются в вузах. О творческом пути, общественной и революционной деятельности, научном подвиге Ибрагимова пишутся труды, научные статьи. Его образ вдохновляет писателей, художников, композиторов на создание новых книг, музыкальных произведений, художественных полотен.
Большая работа проведена за последние годы по собиранию, изучению и изданию творческого наследия писателя. Почти все художественные произведения Ибрагимова переведены и изданы на русском языке. В настоящее издано собрания сочинений писателя в 8 томах. Это наиболее полное издание литературного наследия Ибрагимова на татарском языке, в него наряду с художественными произведениями войдут критические работы и статьи, публицистика, труды по истории и филологии, а также письма. Оно, несомненно, поможет читателям всесторонне и наиболее полно представить богатое творчество и многогранную деятельность Г. Ибрагимова, явится достойным памятником выдающемуся писателю и революционеру.