· произведения, не относящиеся к сказочному фольклору, как рассказы снов, приключений из своей жизни или из жизни других людей, а также произведения других жанров: бывальщин, библейских легенд и т.д.;
· сказки, неудобные для печати по своим сюжетам как в целом, так и по частям или эпизодам.
При наличии нескольких или многих вариантов одной и той же сказки отбирались наиболее удачные в художественном отношении.
Это тоже своего рода классификация наследия А.И. Никифорова. Но это отбор по качеству и удобству восприятия читателем. В следующей главе мы рассмотрим сказки с учетом специфики возраста и пола.
Раннее детство является одним из ключевых периодов в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Начиная с трех лет, появляется личность, собственное Я ребенка, возникает речевое общение, предметная и игровая деятельность. По мере развития психических новообразований усложняется восприятие сказки ребенком. Этот процесс проходит несколько этапов:
1. Младший дошкольник еще не осознает причины своего отношения к разным персонажам (3-4 года). Он мыслит глобально: хороший герой и плохой герой. Свое эмоциональное отношение к персонажу ребенок переносит на все поступки своего героя.
2. Средний дошкольник (5-6 лет) уже имеет не только эмоциональное отношение, но и свою этическую оценку поступка своего героя. Она начинает дифференцироваться. Возьмем, например, сказку об Иване-царевиче и Сером волке. Иван-царевич - хороший, но иногда делает ошибки. Дети в 5-6 лет это уже понимают.
3. В младшем школьном возрасте (7-12 лет) возникает параллельный интерес к жанрам детского фольклора: страшилкам и садистским стишкам. Анализируя собрание А.И. Никифорова, можно отметить возникающий впервые в этом возрасте интерес к страшным историям. Самое большое число сказок было записано А.И. Никифоровым именно от детей этого возраста. В психике ребенка происходят большие перемены:
· концентрируется внимание;
· возникает ориентация на слушателей;
· развивается механическая память и речь;
· появляется наглядно-образное мышление;
· развивается творческое воображение.
Эти новообразования помогают тому, что ребенок может выступать не только в роли слушателя, но и в роли рассказчика.
В собрании А.И. Никифорова самому младшему из исполнителей 6 лет. Это Видехина Дуня. Она рассказала самую простую сказку кумулятивного характера "Прожорливый глиняный паренек". В.Я. Пропп не включил ее в число избранных, и у нас нет полного текста этой сказки. Дети хорошо и четко воспроизводят различные ритмические вставки и отрицательно относятся к сокращениям. По этой причине особой популярностью пользуются среди детей кумулятивные сказки, основной композиционный прием которых состоит в каком-либо многократном, все нарастающем повторении одних и тех же действий. В.Я. Пропп говорит, что "исполнение их требует величайшего мастерства: они иногда приближаются к скороговоркам, иногда поются… такие сказки тяготеют к рифме, стихам… не останавливаются перед смелыми новообразованиями… Эти особенности кумулятивных сказок делают их любимыми детьми, которые так любят новые, острые и яркие словечки, скороговорки и т.д., поэтому кумулятивные сказки с полным правом могут быть названы, по преимуществу, детским жанром"[6].
Важное место занимают условия жизни опрашиваемого населения. Сюжеты детских сказок я брала из репертуара детей 6-12 лет, так как с 13-14 лет дети уже входили в отдельные ремесленные артели и жили в другой среде. А сказки детей 15-16 лет мы исключили согласно исследованиям Т.А. Бернштам: 15-16 лет - это были уже женихи и невесты и основным временем проведения становились посиделки.
А.И. Никифоров говорит о сказках как устных рассказах, бытующих в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающихся специальным композиционно-стилистическим построением. Он делит сказки на две большие группы: натуральные (естественные) и пародийные (пародии на натуральную сказку). По его словам, натуральных жанров сказки пять:
· сказка-присказка;
· сказки с фантастическим и чудесным содержанием (так называемые волшебные);
· сказки с житейским содержанием (новеллистические): анекдотические и эротические;
· сказки с религиозным содержанием (легендарные);
· сказки с детским содержанием: драматическая, кумулятивная и басенная.
Среди пародийных жанров он выделяет
· сказки-небылицы;
· сказка-пародия на сказочную форму (разновидность - дразнилка на сказку);
· пародия на содержание волшебной сказки;
· докучные сказки.
Из пародийных жанров дети рассказывают только небылицы и докучные, которые относятся к "робяцьим" сказкам. В собрании А.И. Никифорова дети рассказывают докучные сказки и небылицы следующего характера:
Таблица № 1.
ФИО рассказчика | Возраст | № сюжета | Название сюжета |
Коровин В.П. | 12 | 1876* В1877 А1910 | Журавли улетают с мужикомНебылица о человеке в дуплеМедведь в упряжке |
Федотов С.А. | 12 | *1885*1887 | Подъем на небо по дереву и спуск на веревкеНебывалая переправа через море |
Лешуков И. | 11 | 1960* DI | Репка |
Новикова К.Г. | 12 | 1960 G | Большое растение, вырастающее до неба |
Фофанова Е.Ф. | 12 | *2015 I | Кумулятивные сказки разного рода |
Шевелев В.Ф. | 12 | 2020 | Докучные сказки и прибаутки разного рода |
Быков И.Я. | 12 | ||
Тихонов Е.Я. | 8 |
Такого рода сказки А.И. Никифоров относил к детскому репертуару. Сказку драматического жанра рассказывает Иван Лешуков ("Репка"). В книге, изданной В.Я. Проппом, есть полный текст небылицы, очень подробно рассказанной В.П. Коровиным (12 лет). Благодаря тому, что А.И. Никифоров с чрезвычайной точностью старался передать каждое слово сказки, можно увидеть не только текст, но и эмоциональное восприятие сказки рассказчиком: "вот стали садиться-то, тут на таку налетели на рогатину, дупло" - при этих словам представляется исполнитель, желающий рассмешить слушателей.
Составляя свою классификацию, А.И. Никифоров опирался на собранный им и другими фольклористами материал. Проверяя выводы А.И. Никифорова, можно увидеть, что дети действительно рассказывают преимущественно:
· кумулятивные сказки;
· сказки о животных;
· волшебные сказки;
· докучные и небылицы;
· страшные рассказы.
Существуют взрослые и детские сюжеты, которые никогда не пересекаются, а есть общая часть. Преимущественно к ней относятся волшебные сказки, предоставляющие простор детскому воображению и позволяющие взрослому сказителю контаминировать сюжеты, эпизоды. Следующие таблицы учитывают возраст и репертуар рассказчиков. Они необходимы, чтобы увидеть, какие сюжеты заимствуются детьми, какие бытуют только во взрослой среде, а какие навсегда остаются в репертуаре детей. В таблице № 2 представлены сюжеты сказок о животных и кумулятивных сказок, которые заимствуются детьми у взрослых.
Таблица № 2.
ФИО рассказчика | Возраст | № сюжета | Название сюжета |
Маркова А. М | 40 | 124 | Лиса крадет рыбу с возаВолк примораживает хвост в прорубиБитый небитого везет |
Рябова Дуня | 12 | 1, 2, 4 | |
Кирин И.Е. | 14 | 1, 2 | |
Фофанов К.Л. | 65 | 15 | Лиса-повитуха |
Кирин И.Е. | 14 | 15 | |
Рябова Дуня | 12 | 15 | |
Лешукова М.Н. | 35 | 37 | Лиса-плачея |
Лешуков Иван | 11 | ||
Новикова К.Г. | 12 | "…нанимает плакать лису. “Дале забыла”" | |
Фофанов К. Л | 65 | 43 | Зимовье зверей |
Рябова Дуня | 12 | 43 | |
Красильникова А.И. | 10 | *61 II | Кот, петух и лиса |
Пятницкий А.Ф. | 11 | ||
Макурина В.П. | 9 | ||
Быков И.Я. | 12 | ||
Титова м.А. | 56 | ||
Фофанов К.Л. | 65 | 123 | Волк и козлята |
Егоров Н.С. | 11 | ||
Пятницкий А.Ф. | 11 | 158 | Звери в санях у лисы |
Поташев П.М. | 17 | ||
Панова В.П. | 12 | *161 | Медведь-липовая нога ("его ловят, мясо продают") |
Столбов И.И. | 13 | ||
Ончуков Г. Ф | 14 | "…медведь убегает" | |
Фофанова Е.Ф. | 12 | *162 | Пение волка |
Щепоткина М.И. | 8 | (не закончено) | |
Новиков С.А. | 50 | ||
Панова В.П. | 12 | 170 | За скалочку гусочку |
Пятницкий А.Ф. | 11 | ||
Новиков Т.П. | 13 | ||
Рябов Г.М. | 12 | 212 | Коза куплена |
Быков И. Я | 12 | ||
Фофанов К.Л. | 65 | ||
Егоров Н.С. | 11 | 295 | Пузырь, соломинка и лапоть (пересказ гриммовской сказки) |
Новикова М.А. | 43 | ||
Красильникова А.И. | 10 | 333 *В | Прожорливый глиняный паренек |
Панова В.П. | 12 | ||
Видёхина Дуня | 6 | ||
Попов Г.П. | 13 | ||
Семенова А.М. | 43 |
Обратите внимание, что особенно любят дети кумулятивные сказки.А.И. Никифоров относит их к драматическим. К ним он также относит "Теремок", "Лапоток", "Курочка-ряба", "Глиняный парень", "Чорт уносит девушек", "Мена", "Коза и козлята", "Волк песней выпрашивает овец", "Волк дурень", "Золотая рыбка", "Снегурушка и лиса". Такие сказки дети рассказывают с интересом и выражением.А.И. Никифоров описывал случай, как Александра Филиппова из деревни Комлево рассказывала сказку "Глиняный паренек". Вся сказка лилась по особой ритмической кривой, в которой повторяющиеся фразы говорились почти с речитативом. В собрании отсутствуют дети, рассказывающие сказки "Лиса-исповедница" (*61 I), "Волк в гостях у собаки" (100), "Кот, нагоняющий страх" (103), "Волк дурень" (122), "Старая хлеб-соль забывается" (155), "Война птиц и зверей" (222 *В), "Журавль учит лису летать" (225). Но собрание А.И. Никифорова отражает не весь репертуар сказочников, из которых взрослые могут знать не одну сотню сказок. Тем не менее, дети настолько хорошо воспроизводят сказки этих групп, что многие их были напечатаны В.Я. Проппом в полном виде.