Из исследований М.В. Осориной мы узнаем о значимости детской субкультуры, детского фольклора, одним из жанров которого являются "страшилки". Кроме сказок, в собрании А.И. Никифорова можно встретить истории, которые называют бывальщинами. Среди них много страшных рассказов. Человеку необходим катарсис. Жанр детского фольклора, "страшилки", входят в репертуар детей после 6-7 лет. До того у ребенка ещё нет потребности и душевных сил слушать "про ужасы". В деревнях тоже были свои страшные истории. Одни имели фольклорную основу, а другие пришли из книг. Приводим некоторые из них.
"Женщина умирает, кума отрезает палец с перстнем. Покойница приходит за перстнем, удушает куму".
"Два брата умирают вдали от своих семейств. После смерти они появляются, давят своих жен и детей. От них избавляются, заставляя преждевременно пропеть петуха. Их ударяют церковными ключами и хоронят".
"Девушка из озорства снимает с покойницы чепчик. Покойница приходит и требует чепчик обратно. Когда девушка приходит, покойница схватывает ее за руку и душит ее".
"Парень попадает к разбойникам. Они его бросают в помещение, наполненное трупами. По трупам он выбирается. На пиру все рассказывает в виде сказки".
"Два охотника в лесу. Один из них умирает; после смерти встает, преследует товарища. Тот бежит к реке. Является на лодке монах, перевозит его, мертвеца отталкивает, спасает охотника и теряется".
"Две кумы. Одна умирает, другая отрубает ей палец с кольцом. Покойница приходит за кольцом, кума спасается тем, что будит петуха. Покойницу вторично хоронят, зааминивают".
Сказка также впервые дает ребенку необходимый катарсис, потребность в страхе. Отрицательные персонажи создают в них стихию таинственного, страшного. Именно из-за этого иногда можно слышать мнение, что такие сказки следует исключить из детского репертуара. Некоторые взрослые слишком оберегают "идеальный" мир ребенка, нередко забывая свой - не только взрослый, но и детский интерес к страшным сторонам жизни. Как писала М.И. Цветаева: "Разве дети ненавидят Людоеда за то, что хотел отсечь мальчикам головы? Нет, они его только боятся. Разве дети ненавидят Верлиоку? Змея Горыныча? Бабу Ягу с ее живым тыном из мертвых голов? Все это - чистая стихия страха, без которой сказка не сказка и услада не услада. Для ребенка в сказке должно быть зло"[10]. Зло является движущей силой сюжета, именно оно ставит героя в такие ситуации, которые внутренне развивают его, делают старше, мудрее. Тема смерти способствует появлению инстинкта самосохранения. М.А. Осорина в связи с изучением детского фольклора говорит о потребности ребенка в стихии страха. Сюжеты, пользующиеся наибольшей популярностью у детей, детские "страшилки", несут на себе печать детской культуры. Обо всем этом она подробно рассказывает в своих статьях и в книге "Секретный мир детей в пространстве мира взрослых". Ребенок сам создает сказку в соответствии с гуманистическими принципами.
В собрание А.И. Никифорова вошла сказка "Заклятые башмачки", рассказанная Георгием Медведевым (12 лет). Эту сказку можно отнести к страшным историям о мертвецах, привидениях и ведьмах. Сюжет в общих чертах напоминает сказку Г.Х. Андерсена "Красные башмачки", имеющую нравоучительные характер и христианские мотивы. Сюжет сказки Г.Х. Андерсена очень затянут: история греха героини, осознание его и долгая история получения прощения - это сказка очень религиозного человека. А текст детской страшилки умещается меньше, чем на странице. Такого рода сходство можно объяснить тем, что сказка представляет собой пересказ литературного произведения. Предполагать, что ребенок читал сказку, мешает большая разница в деталях сюжета. Возможно, что сказка была передана своими словами взрослым рассказчиком. Нельзя исключать школу. Не все рассказчики были грамотными, но тот, кто умел читать, мог рассказать сказку "с книжки". Обычно при таких сказках стоит соответствующая пометка. Например, у того же Георгия Медведева: "Бездетные старики вылавливают рыбу, в ней мальчик. Выросши, он берет обезьяну, собаку и фазана и в лодке едет на чертов остров. При помощи своих животных выбивает чертей, возвращается богатым и женится. “Из книги”". У Н.С. Егорова (11 лет) есть "пересказ гриммовской сказки “Пузырь, лапоть и соломинка”". Пересказывают не только дети, но и взрослые. Например, Н.Д. Злаков (50 лет) рассказал "предание об Агее", которое "вычитал на войне в госпитале из книжки". Поэтому можно предположить, что многие литературные сказки так же, как и народные бытуют в народе от рассказчика к рассказчику.
Их сюжет может изменяться до неузнаваемости, а может сохранять общие черты. В деревнях были очень распространены книги Л.Н. Толстого с его адаптированными русскими народными сказками.
Одна из таких сказок была напечатана в полном виде В.Я. Проппом. Ее рассказал М.П. Панкратов (12 лет). Это сюжет "Мальчик-с-пальчик" (700). Название сказок одно и то же - "Липунюшка". Вот начало сказки Л.Н. Толстого:
"Жил старик со старухою. У них не было детей. Старик поехал в поле пахать, а старуха осталась в поле блины печь. Старуха напекла блинов и говорит:
Если бы был у нас сын, он бы отцу блинов отнес; а теперь с кем я пошлю?
Вдруг из хлопка вылез маленький сыночек и говорит:
Здравствуй, матушка! "
А вот эти же слова в сказке М.П. Панкратова:
"Вот один раз жили старик со старухой. У них не было детей. Один раз старик поехал пахать, а старухе велел теплых[11] на печи и принести на поляну. Старуха печет и приговаривает:
Эх, кабы был у нас сыночек, отнес бы тятьке блины на поляну!
Вдруг откуда ни возьмись, выскочил из липового хлопка - выскочил Липунюшка.
Здравствуй, мама! Давай, я блины отнесу тятьке на поляну".
Уже в этом коротком отрывке мы видим просторечный и литературный стиль. "Напечи", "кабы", "тятька" - просторечия. Кроме того, мы обнаруживаем диалектизмы в речи мальчика - "теплые" вместо "блины". М.П. Панкратов еще помнит детали первого появления Липунюшки. Они воспроизведены с точностью, едва ли не дословно. Безусловно, мальчик знаком с текстом Л.Н. Толстого. Но эти детали могут потеряться в ходу передачи второму, третьему слушателю. Так, например, произошло с сюжетом сказки Г.Х. Андерсена. Кроме того, возможности народного творчества не ограничены и сюжет сказки может дополняться. Может происходить контаминация сказки. Так, например, рассказал сказку К.Л. Фофанов (65 лет). В его репертуаре есть сказка "о козлятах и волке (яге) и сестрице Аленушке, братец которой превращается в козленка (барашка)", совмещающая два народных сюжета - "Волк и козлята" (123) и "Братец Иванушка, сестрица Аленушка" (450). То же самое может происходить и с литературными сказками. Последние могут также заимствовать стиль народной сказки. Например, в сказке Медведева есть рифмованные вставки: "Кто так поздно стучится? Мой топор уже шевелится".
Эти примеры доказывают, что передача сказки - это также творчество каждого отдельного исполнителя, будь то ребенок или взрослый. Они говорят о самом главном, на чем основана трансмиссия культуры, - это процесс передачи культурного наследия от одного поколения другому: что заимствует ребенок, а что пропускает, в чем отражается его модель мира и чем она отличается от модели мира взрослого. Для того, чтобы увидеть это, рассмотрим два сюжета. Каждый из них представлен как с точки зрения ребенка, так и с точки зрения взрослого человека. Первый сюжет - это "Кот, петух и лиса" (*61 II). По классификации В.Я. Проппа, это сказка о животных.
Таблица № 6.
А-А *61 IIКот, петух и лиса | |||
Красильникова А.И., 10 лет (Заонежье, Моглицы) | Титова М.А., 56 лет (Пинега, Гора) | Быков И.Я., 12 лет (Пинега, Поганець) | |
Котя-братя и петушок да курочка | Кот, дрозд, петух и лиса | Петушок и котик | |
1. | Котя-братя. Петушок. | "Кот да дрож". Певушко. | "Петушок да котик". |
2. | "Смотри ты, никуда с лесу не ходи, а то тебя лиса крюком выгребет". | "Певушко, говоря, ты лисанька придя, так не выходи на улицю". | "Не выглядывай в окошко-то, а то лиса утащит". |
3. | "Он вылез в окно и кричит…". | Приход лисы. Песня. | Лиса приходит и выманивает петушка. |
4. | Лиса похищает петушка. | "А он и выскоцил…" | "Она взяла его за шейку да и утащила". |
5. | Петушок зовет на помощь. | Петушое зовет на помощь. | Петушок зовет на помощь. |
6. | Возвращение петушка. | Возвращение петушка. | Возвращение петушка. |
7. | Снова запрет. | Снова запрет. | Снова запрет. |
8. | Ситуация повторяется. | Ситуация повторяется. | Ситуация повторяется. |
9. | Возвращение петушка. | ||
10. | Снова запрет. | ||
11. | Ситуация повторяется. | ||
12. | Его не слышат. | Его не слышат. | Котик не слышит. |
13. | "…да посадила в подпол заспы (жито) молоть". | "Они изделали гусельцы и пошли к ней". | Лиса съедает петушка. |
14. | Кот "под дом ямку подкопал". | Песня. Лиса откликается. | "Котик… плаче" и стал жить один. |
15. | Похищение имущества лисы. | "…крылецько-то столой вымазали", на которой поскальзывается лиса. | |
16. | Возвращение. | Возвращение. | |
17. | Лиса обнаруживает пропажу. | "Лисаньку-то убили". | |
18. | Снова запрет. |
Особенность этого сюжета в том, что все три рассказчика заканчивают его по-разному. Сказка девочки имеет хороший конец. Сказка мальчика более реальна. В ней петушок погибает. Взрослая женщина заканчивает сказку смертью лисы. В сказке присутствуют ритмические вставки, которые, по словам В.Я. Проппа, любят дети. Они имеют большое значение, так как позволяют высказать свое эмоциональное восприятие сказки. Например, ирония и юмор девочки проявляется, когда хвастунишка-петушок оказывается в лапах лисы: