Он вылез в окно и кричит:
Ко-ко-ко-ко-ко,
Небоюсь никого,
Хочу лиску убить,
Себе шубку сошить,
Курицам по шапке,
По шапочке.
Д’лиса его крюком по шапочке и сгребла. Но, д’понесла его. Он кричит:
Котя-братя,
Тащит меня лиса
За высоки горы,
За шумячи леса!
Благодаря стремлению А.И. Никифорова сохранить в сказке не только каждое слово, но и стиль, манеру исполнения настолько, насколько позволяет письменная речь, мы видим, что девочка рассказывает сказку с выражением. Слова "я далеко пойду" произносятся с повышением тона с растяжением. Это примечание А.И. Никифорова. "Д’лиса", "д’понесла", а не просто "лиса", "понесла". В слове "лиса" ударение падает на первый слог. Это проявления индивидуального стиля и манеры рассказывания. От А.И. Красильниковой записано около 10 сказок. Но, безусловно, она знает больше.
Второму рассказчику уже 12 лет. Его сказка не так подробна, как сказка девочки. Но в ней также присутствуют ритмические вставки. В его сказке не забыт род занятий кота: "Я сегодня далеко пойду в дровосеки и не учую". Конец сказки, когда гибнет петушок, смазан и кажется неожиданным: "Дале розманила лиса и утащила него далеко, далеко да и съела". Зато горе и переживания кота занимают больше места: "Котик пришел с дровосек да и плаче. Поплакал, поплакал да стал один жить, поживать, да добра наживать". Таким образом, в сознание закладывается идея о том, что ослушание может стать причиной не только твоей гибели, но страданий твоих близких. Такой вариант учит думать не только о себе, но и о других.
Своих героев дети называют ласково "котик", "петушок", "котя-братя". Это также говорит о том, что детям свойственно отождествлять себя с главными героями сказки. Сказки детей - это не просто пересказ со слов взрослого. Они не только слушают, но и видят сказку. Поэтому в их сказках много таких выражений, как например: "она взяла его за шейку да и утащила", "лезь под лавку вниз, да и не оглядывайся", "оны наварили каши", "крюком по шапочке и сгребла", "посадила в подпол заспы молоть", "под дом ямку подкопал".
Сказка взрослой исполнительницы существенно сложнее по структуре, чем сказки детей. В некоторых местах моей таблицы есть пробелы, которые говорят, что исполнитель пропускает какие-то моменты. В сказке мальчика похищение петушка повторяется трижды, в сказках девочки и женщины - дважды. Но сказки последних красочнее за счет дополнительных бытовых деталей. В сказке Титовой роль защитника выполняют кот и дрозд ("дрож"). Петух называется ею как "певушко", а лиса - "лисанька". По стилю исполнения рассказчик ориентируется на детскую аудиторию. Постоянно повторяются запреты: "Певушко, говоря, ты, лисанька придя, так не выходи на улицю", "не ходи, не выглядывай, как лисанька прие на улицю, а то она тебя унесе". Для рассказчика и аудитории основная функция сказки - воспитательная. Есть юмористические моменты:
Бояра-те наехали,
Гороху навезли,
Две куры-ти клюют,
Да петухам не дают.
Он выскоцыл:
Коо-ко-ко! Как не дают?.
Предполагается, что реакция петушка должна вызвать улыбку.
Герои предпринимают более сложный способ освобождения петушка, чем в кот в сказках детей. Сначала они выманивают лису песней ("они изделали гусельцы и пошли к ней") и мажут крыльцо смолой. "Она пошла да и ульнула". Помимо этого, в самом конце рассказчица упоминает о гибели лисы. Это очень жестокий вариант наказания, учитывая предыдущие слова лисы:
Дома я лисавье живе,
Дома я кунавья живе
Со скотом-животом,
С малыма детоцками.
Получается, что детей лишили матери. Вспомним, что в сказке девочки лису просто ограбили: "Да с котом унес туды домой жернов, да заспу, да всё".
Кроме этих людей сказку рассказал также Александр Пятницкий (11 лет), но она не была напечатана в полном виде В.Я. Проппом. Но из четырех рассказчиков трое дети. Это говорит о том, сказки о животных живут, в основном, в детской среде. Таким образом, особенности детского возраста проявляются в следующем:
· отождествление себя с младшим героем (петушком);
· ярко выраженная дидактичность;
· отнесение к сказкам о животных;
· наличие стихотворных вставок;
· тема дружбы и заботы;
· гуманистические мотивы;
· эмоциональное отношение к героям;
· простота сюжета по сравнению со взрослым.
Второй сюжет связан с образом Бабы-Яги, который имеет крайне противоречивый характер. Баба-Яга может играть как положительную, так и отрицательную роль. В последнем случае образ Бабы-Яги может быть сведен к шести типам:
1. Баба-Яга - воительница
2. Баба-Яга - мстительница
3. Баба-Яга - обладательница чудесных предметов
4. Баба-Яга - злая чаровница
5. Баба-Яга - коварная доброжелательница, злая советчица и разлучница
6. Баба-Яга - похитительница детей
У детей этот образ наделяется в основном отрицательной характеристикой и выступает в качестве похитительницы. Сюжет "Ведьма уносит мальчика" может быть соотнесен с двумя жанрами детского фольклора - с детской страшилкой, где образ Бабы-Яги преобразуется в образ Пиковой дамы, ведьмы, красной руки.
Таблица № 7.
А-А 327 С Ведьма уносит мальчика | ||||
Фофанов К.Л., 65 лет (Пинега, Карпова гора) | Тесаловский С.М., 12 лет (Пинега, скорятино) | Данилова А.Т., 12 лет (Пинега, Сура) | Титова М.А., 56 лет (Пинега, Гора) | |
Ольшанка | Глинушка | Про Лишанушка | Про Олишанка | |
1. | Мужичок, не имеющий детей. | Бездетные старик со старухой. | Бездетные старик со старухой. | "… мужик да жонка". "… парнецок Олишанко…". |
2. | Из ольховой чурки "образовался мальчик". | Они лепят из глины мальчика. | "Цюрка-то и заговорила…". | |
3. | Ему покупают "маленьку лодочку да оружейко". | Ему покупают "лодочку и красненько веселышко и гармонью". | "…сделау ему лодоцьку да весеуко…". | "… сделай мне лодочку…". |
4. | Ездит "уток стрелять". | Ездит песни петь. | "…пошоу плавать-то, да его и унесло далеко, далеко". | Он отправился плавать по озеру. |
5. | Его увидела Егабова. | Его увидела Ягишна. | Егибова велит дочери похитить Олишанко. | |
6. | Дочь ее подманивает Ольшанку. | Она пытается заманить его пирогами. | Дочь говорит, что идет с гостинцами к его матери. | |
7. | Он предлагает ей садится, а сама забирает пироги и уходит. | Глинушка усыпляет ее, бьет и забирает пироги. | Олишанко уезжает с гостинцами, когда она мыла ноги. | |
8. | Вторая дочь. Повторение ситуации. | Повторение ситуации со старшей дочерью. | Другая дочь. Повторение ситуации. | |
9. | Третья дочь. Повторение ситуации. | |||
10. | Сама Егабова. Похищение Ольшанки. | Глинушка не говорит нужного слова и его уносят. | "Его Егибова и переняла…". | Сама Егибова. Она его притянула к берегу крюком. Похищение. |
11. | Егабова наказывает дочерям изжарить Ольшашку. Отлучка Егабовы. | Егибова велит дочерям его изжарить. | Егабова велит дочери изжарить Олишанка. | |
12. | Первая дочь пытается посадить Ольшанку в печь. | Они пытаются посадить его в печь. | Младшая дочь пытается посадить героя в печь. | |
13. | Он сажает ее в печь, заставив ее показать, как влезать. | Он сажает их в печь, заставив показать, как влезать (одну за другой, всех трех). | Он сажает ее в печь, заставив показать, как влезать. | Олишанка сажает дочь в печь, заставив показать, как влезать. |
14. | Егабова ест дочернино мясо. "Скусно, скусно ольшанково мясо". | Егибова ест дочернино мясо. "Скусно, скусно Лишанково мясо". | ||
15. | Слова Ольшанки: "Скусно, скусно дочернино мясо". | Слова Лишанушки: "Ешь да покатись, дочеренкино мясо". | ||
16. | Вторая дочь. Повторение ситуации. | Вторая дочь. Повторение ситуации. | Повторение ситуации с другой дочерью. | |
17. | Третья дочь. Повторение ситуации. | |||
18. | Сама Егабова. Повторение ситуации. | Сама Егибова. "Сядь… по-щуцьему". | Сама Егибова. Повторение ситуации. | |
19. | Просьба ее выпустить. | Он и ее хочет посадить в печь, но не получилось. | ||
20. | Ольшанка просит за это деньги, но, получив их, не выполняет уговора. | Лишанушка подпирает избу и убегает. | ||
21. | Ольшанка отдает ее мясо воронам. | Обращение к гусям с просьбой отнести его домой. | ||
22. | Отказ. | |||
23. | "Он забрался на высокую елушку". | |||
24. | Егибова старается перегрызть дерево, на котором спасается герой. | |||
25. | Обращение к гусям с просьбой отнести его домой. | |||
26. | Возвращение с деньгами. | "…все у них забрал". Возвращение. | Они уносят. Возвращение с деньгами. | Возвращение. |
В.Я. Пропп говорит о том, что сказки с участием животных и детей, очень любимы ребенком. Очевидно, поэтому данный сюжет пользуется особой популярностью среди детей. Они с интересом его рассказывают, воспроизводят детали.