Как видно из таблицы, эта сказка также рассказывается всеми по-разному. Наиболее полно исполнил сказку Фофанов (65 лет). У этого сказочника большой опыт и репертуар. Он передает сюжет во всех деталях. Вот, например, описание сказочником пирогов: "Напекла она [Егабова] пирогов, удашливых, воложных[12], намазала маслом". Стиль его исполнения - артистический. Это можно понять не только из самого текста, но и из ссылок А.И. Никифорова. Например, пародируя голос Бабы-Яги (Егабовы), он "поет низким голосом". Фофанов говорит, что "Олишанка повалился на лопату" и, добавляя "вот так", валится "на пол, руками вверх". Вместе с тем, в некоторых его словах слышится несколько грубоватая манера: "ладно, говорит, мерзавец, попался ты мне, сжарю да съем", "меня, говорит, не обует сукин сын; я не маленька", "сказывай, старая Егабова, где у тебя деньги хранятся". Сказка предназначена не для детей. Рассказывая ее, исполнитель, по всей видимости, ориентируется на взрослую аудиторию. Сказка не заканчивается возвращением героя, имеет концовку: "…стали жить да поживать, да добра наживать, корову кормить, да коня кормить. Да наверно и теперь живут с отцом да с матерью, да наверно и нас переживут". Сказочник максимально запомнил и воспроизвел сказку.
Эта сказка также богата ритмическими вставками. Только в сказках женщины и девочки их нет. Сказка Титовой М.А. (56 лет) значительно короче. Она пропускает историю появления мальчика у старика и старухи. Остальные эпизоды сокращены. В то время как у других рассказчиков герой в возвращается домой с добычей, у Титовой конец сказки смазан: "Ну он нарушыу всех да и ушоу к матери да отцу жить". Но ее стиль более спокойный и, как рассказанная ей же сказка о коте, петушке и лисе, рассчитана на детскую аудиторию. В то время, как в сказке Фофанова мальчик обманывает дочерей Бабы-Яги, обещая их посадить в лодку, если они отдадут пироги, то в сказке Титовой он говорит: "Положь… наперед корзинку да вымой ноженьки. У меня лодоцка белая, замараешь". У девочки история похищения скомкана: "…его и унесло далеко, далеко. Его Егибова и переняла, парнишка-то Лишанушка. Переняла его да и посадила в подполье". В сказке Тесаловского (12 лет) мальчик усыпляет Бабу-Ягу песней, как в сказке о Трехглазке, Двуглазке и Одноглазке. Мальчик в какой-то степени заимствует манеру взрослых рассказчиков: "Вот она и уснула. Вот он все склал в лодку, заголомял ей, по ж… тяпнул да и уехал".
По классификации В.Я. Проппа, сказка относится к волшебным. Во всех волшебных сказках есть запрет и его нарушение, за которым следует наказание. Так происходит и в данном случае. Запрет в этой сказке только подразумевается: не уходить далеко. В каждом ребенке лежит стремление к познанию мира. А в сказке уже заранее заложен мотив перемещения. С каждым годом освоенная им территория увеличивается. Но это познание сопряжено со многими опасностями. У ребенка не сразу вырабатывается чувство самосохранения. С помощью сказки взрослые стремятся оградить ребенка об опасности, предупредив о ней. Но это не значит, что ребенок должен ограничивать себя в исследовании мира. Так, с одной стороны, сказка удовлетворяет детские потребности, а с другой стороны, предупреждает его об опасностях, которыми грозит ему этот мир. Но сказка имеет позитивный конец, так как нет цели запугать. Этот сюжет уже приближается к последней стадии возраста, когда возникает интерес уже к бытовым анекдотическим сказкам. Отождествление себя с главным героем проявляется в этом сюжете даже в большей мере, чем в предыдущем. Благодаря своеобразному отношению ребенка к художественному вымыслу происходит то, что в сказочных героях ребенок начинает видеть самого себя, ставить себя на их место, сопереживая им и пытаясь содействовать. Особое значение для детей имеют сказки, героями которых являются сверстники, как в данном сюжете: Мальчик-с-пальчик, Крошечка-Хаврошечка, сестрица Аленушка и братец Иванушка и другие, т.е. те персонажи, которые проявляют смелость, находчивость, доброту, справедливость.
Сказки мальчика и девочки заканчиваются по-разному. Мальчик следует за взрослыми рассказчиками, расправляясь с Бабой-Ягой, которая в сказке девочки спасается: "Егибова руки выжняла и ноги выжняла и не може в пецьку. А он скорей и побежал. Он подпер избу, она доуго не могла выдти из избы". Таким образом, становится возможным продолжить сюжет. Девочка рассказывает, как герой спасается второй раз с помощью помощников - гусей. Но в сказках детей, как и у Фофанова, в конце герой получает награду. Для детей, по все видимости, это имеет большое значение, так Данилова, случайно забыв об этом упомянуть, спохватывается и добавляет: "А он еще у бабки в подполье взял денег лукошецко".
Герой остальных сказок наделен такими качествами, как хитрость, жестокость, практичность проявляет ум и смекалку, чтобы избежать беды. Герой выступает и как жертва, и как мститель.
Особенности детского возраста в данном сюжете таковы:
· герой - ребенок;
· простота сюжета по сравнению со взрослым;
· наличие ритмических вставок;
· отождествление себя с главным героем.
Оценивая записи А.И. Никифорова, можно заметить тенденцию "осовременивания" взрослыми и детьми волшебной сказки и приближения ее к бытовой. Волшебные сказки в записях А.И. Никифорова отражают быт рассказчиков, ту социальную действительность, в которой живут люди. Появляются новые персонажи (офицер (вместо Ивана-царевича), учитель, капитан, полиция (милиция, жандармы)), названия городов (Петербург), наименования неодушевленных предметов (магазин, балкон), частая конкретика в отношении денег, обороты из официального стиля, нехарактерные для волшебной сказки ("я приехала с докладом").
Девочки всегда вращались вокруг женщин и с пяти лет становились пестуньями, смотрели за младшими братьями и сестрами. Поэтому девочки унаследовали репертуар бабок и матерей. А мальчики с 8-10 лет входили в мужские артели. Поэтому не случайно в их репертуаре появляются взрослые сюжеты, воспитательная функция сказки уходит на второй план. Особой популярностью среди девочек пользовался сюжет 480 ("Падчерица"), а среди мальчиков 327 С ("Ведьма уносит мальчика").
Герой в сказке Даниловой отличается от своих двойников в сказках других исполнителей. Он более мягкий. Есть упоминание о том, что, похитив мальчика, Баба-Яга "дала ему ись железный колобок". У нее же возникает тема взаимопомощи и поддержки, когда пролетавшие мимо гуси спасают мальчика.
Мальчики чаще выбирают в качестве героев представителей своего пола. Этот выбор часто усиливается противопоставлением младшего героя старшему.
Приведем примеры других сходных сюжетов. Это "Горе", "Чудесные дары", "Чудесные дары + Две доли". Последний рассказан мальчиком 9 лет. Особенности выбранных сюжетов в том, что два из них, пересекаясь, образуют контаминированный третий сюжет.
Таблица № 8.
А-А *735 IГоре | А-А 563 Чудесные дарыА-А 735 Две доли | А-А 563 Чудесные дары | |
Кирин И.Е., 14 лет (Мезень, Чучепалы) | Трифонов А.Н., 9 лет (Заонежье, Моглицы) | Щеголихин П. Т.,19 лет (Пинега, Покшеньга) | |
Два брата | Учась | Скатерть, конь и дубинка | |
1. | Два брата: бедный и богатый. | Два брата: бедный и богатый. | Три сына. Младший - лентяй. |
2. | Бедный приходит к богатому на праздник, а тот угощает его водой. | Младший делает силки. | |
3. | При возвращении домой бедный узнает, что рядом с ним нужда. | Бедный узнает, что его учась спит в поле под одеялом. | В них попадается орел, который уносит младшего к Морозу. |
4. | Обманом он заколачивает ее в гроб, хоронит и живет богато. | Он хлещет ее дубиной, просит есть. | Мороз сначала морозит его. |
5. | Получает волшебный гривенник. | Затем дарит волшебного коня, который может превращаться в золотого. | |
6. | Богатый спрашивает причину изменения и получает ответ. | Старший брат просит его на время… | На обратной дороге он останавливается у женщины. |
7. | Из зависти он откапывает нужду. | …но не отдает. | Подменяет волшебного коня на простого. |
8. | Повторение №№ 3,4. | Он хочет показать чудо деревне, но у него ничего не получается. | |
9. | Получает волшебную скатерть. | Повторение № 4. | |
10. | Повторение № 6, 7 | ||
11. | Повторение №№ 3,4. | Затем дарит скатерть. | |
12. | Получает волшебную сумку. | Повторение № 6. | |
13. | При волшебных словах люди из сумки бьют его. | Она подменивает волшебную скатерть простой. | |
14. | Повторение № 8. | ||
15. | Повторение №№ 4. | ||
16. | Дарит волшебную сумку. | ||
17. | Повторение № 6. | ||
18. | Нужда привязывается к нему. | Он дает сумку брату, и его тоже колотят. | Люди из сумы бьют ее. |
19. | Бедный помогает богатому после возвращения гривенника и скатерти. | Младший помогает ей при условии возврата коня и скатерти. | |
20. | Младший собирает три деревни и показывает два чуда. | ||
21. | Полезших за золотом он отгоняет третьим чудом. | ||
22. | Он уходит домой. |
Трифонов А.Н. рассказывает наиболее распространенный вариант сюжета. И.Е. Кирин сосредотачивает свое внимание на зависти старшего брата и на наказании. П.Т. Щеголихин усложняет сюжет, в котором в качестве отрицательного персонажа выступает женщина. А.Н. Трифонов рассказывает историю младшего брата, с которым себя отождествляет. В главе о детском возрасте мы говорили, средний дошкольник (5-6 лет) уже проявляет не только свое эмоциональное отношение, и дает этическую оценку поступкам своего любимого героя, который хороший, но может совершать ошибки. Герой этой сказки является именно таковым. Он проявляет сочувствие и снисхождение к брату. Эта сказка учит тому, что верить и доверять людям надо, но излишняя доверчивость никогда не поможет в борьбе со злом. В этом мире надо всегда быть начеку. Любопытно, что именно ребенок контаминирует сюжет, а не взрослые сказочники.