Смекни!
smekni.com

Народные детские сказки и сказки для детей (стр. 8 из 9)

В сказке "Кот, петух и лиса", рассказываемой мальчиком, явно заметно, что ребенок ассоциирует себя не только с петушком, но и с его защитником - котом. Петушок как персонаж становится символом вечного стремления нарушить запрет и уйти из-под опеки взрослого. Но в мальчике, как в будущем взрослом мужчине, заложено также стремление оберегать, защищать. Дети не любят печальных концов, но в данном случае речь идет уже о довольно взрослом ребенке (12 лет).

В сказках девочек все обстоит несколько иначе. Женское поведение стабильнее, осторожнее, осмотрительнее. В сказках девочек много внимания уделяется деталям и предметам быта. Например, у девочки сказано, как кот унес у лисы "домой жернов, да заспу, да всё", и показаны переживания лисы как хозяйки. А у мальчика не один раз упоминается о занятиях кота как дровосека ("Кот, петух и лиса"). Еще одна особенность девчоночьих сказок заключается в том, что в них особую роль играют женские персонажи вне зависимости от их отрицательной или положительной роли. Например, если взять сюжет "Ведьма уносит мальчика", то сказка девочки единственная, где Баба-Яга не погибает: "Он стау Егибову кидать-то, Егибова руки выжняла и ноги выжняла и не може в печку. А он скорей и побежал. Он подпер избу, она доуго не могда выдти из избы".

Женщина в сказках девочки - это хозяйка в доме. То же самое можно сказать о лисе, похитительнице петушка. Лиса, утащив петушка в свою избушку, посадила его в подпол заспы (жито) молоть. Судя по всему, лиса утащила петушка не для еды, а для помощи по дому. Задавшись вопросом: "Что же, петушок, долго не меля? Верно, спит, надо побудить его", - она обнаруживает пропажу петушка.

Возьмем наугад из собрания А.И. Никифорова три репертуара сказок - девочки и двух мальчиков. Сравним их.

Александра Ивановна Красильникова, 10 лет

1. Ведьма в бане схватывает парня и вынуждает его жениться на ее дочери. Парень оттягивает свадьбу.

2. Девушка из озорства зовет на беседу ведьму-ригачницу. Она приходит, хочет девушек съесть, они спасаются на печи.

3. Девушка из озорства снимает с покойницы чепчик. Покойница приходит и требует чепчик обратно. Когда девушка приходит, покойница схватывает ее за руку и душит ее.

4. Два солдата просятся ночевать, всех убивают, разграбляют дом и сжигают его.

Эти сюжеты относятся к бывальщинам. Они появляются в репертуаре детей с 10 лет. Страшные истории о мертвецах и ведьмах рассказывают взрослые и дети, мальчики и девочки.

5. Сказка об Одноглазке, Двуглазке и Техглазке в кратком изложении. - Ук.511

6. Сокращенный рассказ о падчерице у бабы-яги. Она басково обходится с котом, березкой и воротами, они помогают ей спастись. - Ук.480 *Е

7. Старики делают себе девочку из снега. Она попадает в избу к деду, который заставляет ее качать его. Заяц и волк не могут ее спасти, спасает медведь. - Ук. *703, *314 I

Эти три сюжета единственные во всем собрании. Примечательно, что их рассказывает девочка. По нашим наблюдениям, мальчики редко имеют в своем репертуаре сюжеты с героиней-девочкой. Девочки же не не избегают сюжетов с героями-мальчиками.

8. Старики делают себе паренька из глины. Он съедает дедку, бабку, косцов и т.д. Баран ударяет его рогами, он рассыпается, все выходят. - Ук.333 *В

9. Петушок подавился, курочка бежит за водой. - Ук. *241 I

Это сюжеты кумулятивных сказок. Дети их очень любят независимо от пола, так как они легко запоминаются.

10. Поп и попадья сговариваются извести работника. Он их подслушивает и расстраивает их козни. - Ук.1132

В репертуар детей понемногу начинают проникать сказки, рассказываемые обычно взрослыми. Это бытовые, или новеллистические, сказки.

11. Две девушки роняют крючок и иголку в подполье; там они находят чертенка; они кое-как спасаются; "дальше забыла". - Ук. (956 В)

Данный сюжет скорее похож на сюжет под номером 950 В ("Девушка и разбойники в ее доме"), чем является таковым. Поэтому А.И. Никифоров заключает его в круглые скобки.

12. Котя-братя и петушок да курочка. - Ук. *61 II

Эта сказка рассмотрена нами очень подробно выше. У А.И. Красильниковой артистический стиль, она знает много сюжетов.

13. Сын женщины и медведя совершает ряд подвигов, требующих особой силы. - Ук.650 А, 301

Данная сказка относится к волшебным. В собрании она очень распространена, особеноо сюжет 301 ("Три царства").

Михаил Григорьевич Охтанин, 12 лет

1. Мальчик у бабы-яги, которая хочет его изжарить. Он засовывает в печь дочь яги; пролетающие гуси уносят его домой. - Ук.327 С

Это пример сюжета "Ведьма уносит мальчика". Мы рассматривали эту сказку выше в четырех вариантах. Сюжет пользуется популярностью в детской среде, его рассказывают как мальчики, так и девочки.

2. Мужик в запальчивости убивает попа. Отрубает ему голову и вместо нее подсовывает голову козла. - Ук. (1600 А)

3. Купец объявляет о потере кошелька с деньгами, обещает находчику половину. Когда работник находит кошелек, купец обвиняет работника, что он уже сам взял себе награду. Судья решает, что найден другой кошелек и присуждает его работнику. Купец отдает обещанную награду. - Ук. (*1609)

4. Бедный просит милостыню у богатого. Богатый бросает в него камень. Позже богач попадает в тюрьму. Бедный хочет бросить в него камнем, но одумывается и не делает этого.

С репертуар мальчиков быстрее начинают проникать сюжеты взрослых, так девочки с раннего детства находятся вместе с детьми, рассказывают им сказки, знают детский репертуар. А мальчики с 8 лет работают со взрослыми мужчинами. Поэтому неудивительно, что вместе с сюжетами они быстро заимствуют и манеру, как это было видно на пример сказки Тесаловского.

Александр Петрович Утицын, 12 лет

1. На мельнице водятся духи. Мужик их не боится. Его оказывается невозможным ни убить, ни сжечь, ни утопить. Духи уходят с мельницы, оставляют ему сундук денег. - Ук.1115, 1116

2. Сестры несут хлеб отцу в поле. Черт перекладывает стружки, указывающие дорогу и переманивает их к себе. Младшая заставляет его отнести домой сестер, потом себя. - Ук.311

3. Змей и цыган. - Ук.1060, 1049 А, В, 1149

Этот сюжет пользуется популярность среди мальчиков. Данная сказка, рассказанная Утицыным помещена В.Я. Проппом в специальное издание.

4. Женщина умирает, кума отрезает палец с перстнем. Покойница приходит за перстнем, удушает куму.

5. Два брата умирают вдали от своих семейств. После смерти они появляются, давят своих жен и детей. От них избавляются, заставляя преждевременно пропеть петуха. Их ударяют церковными ключами и хоронят.

6. Иван-дурак. - Ук.1696, 1132, 1653 В

7. У бездетных стариков из-под печки является сын сам с пальчик. Он помогает отцу пахать. Барин его покупает, сын возвращается к отцу. - Ук.700

По этим примерам видно, что женский репертуар с мужским перепутать невозможно. В сказках девочки героиня чаще женского пола. Это касается даже страшных историй, которые в одинаковой мере присутствуют как у мальчиков, так и у девочек. Героиня олицетворяет одновременно беззащитность и заботу. В мальчишеских сказках чаще встречается мужская тематика. Она связана не только с образом героя мужского пола, но и преобладанием грубой силы. Есть сюжеты о разбойниках, о борьбе со змеем, об отрезанных пальцах, о братьях-мертвецах. И в то время как у девочки есть сюжеты "Мачеха и падчерица" и "Снегурочка", то у мальчиков "Ведьма уносит мальчика" и "Мальчик-с-пальчик".

Выводы, которые можно сделать, сравнивая сказки мальчиков и девочек, сводятся к следующим:

· интерес к героям своего пола;

· интерес к тем деталям быта, которые свойственны своему полу;

· стремление мальчиков отождествить себя с защитниками, а не только с беззащитными младшими героями;

· стремление девочек отождествить себя с женскими персонажами.

Заключение

А.И. Никифоров впервые использовал метод безвыборочной записи, который отличается от привычного способа собирания тем, что охватывает не отдельных, избранных сказочников, а целые деревни и регионы. Результатом трех экспедиций, совершенных А.И. Никифоровым, в Заонежье, Пинежье и Мезень, стало огромное собрание сказок. Участие в записи принимали целые семьи, включая детей. А.И. Никифоров первый заявил о существовании так называемого детского репертуара. По мнению собирателя, в него входят сказки особого типа, имеющие игровой характер. Он отмечает стремление детей-сказочников к театрализации и выразительности. И как заметил А.И. Никифоров, что наследуются не только сюжеты, но и манера рассказывания.

Некоторые сказки из собрания А.И. Никифорова были им напечатаны. Это дало нам возможность сравнить интерпретацию одной сказки взрослым и ребенком. Дети не настолько полно воспроизводят сюжет, как взрослые рассказчики. Но каждый ребенок стремится отождествить с младшим героем, с удовольствием воспроизводит ритмические вставки. Сказки детей, особенно девочек, более гуманны. Девочек перед мальчиками отличает хозяйственность, внимание к быту, а в репертуаре мальчиков начинают появляться взрослые сюжеты, так как меняется социальная среда.

Трансмиссия культуры осуществляется через взаимодействие старших и младших. На сказку ребенка оказывает влияние взрослой культуры, которую, прежде всего, представляют ближайшие родственники. Но не менее важное значение имеют личные усилия самого ребенка, проявляющиеся в разных видах его интеллектуально-творческой деятельности, в том числе и в сказке.