Смекни!
smekni.com

"Донские рассказы" Михаила Шолохова (стр. 2 из 2)

Сюжеты конфликтов внутри одной семьи

шолохов рассказ конфликт сюжет

Классовое расслоение и ненависть, столкновение интересов и жажды мести, на которые толкнула социальная революция Шолохов описал самым трагическим способом: в расколе семьи в кровавых столкновениях тех, у которых противоположны определения. Новый мир рос не как идиллия, а в слезах и крови.

Тонко исследует Шолохов то, что более всего поразило его в революционную эпоху – это прогрессивная ненависть и неродственность в самой семье «Отчуждение постепенно переходило в маленькую сначала злобу, а злобу сменила ненависть» («Червоточина»). Ядовитая злоба растёт, а с ней, роковая возможность недоверия, недоразумения, приводит к убийственному концу.

Уже первый его рассказ «Родинка» намечает нам сюжет конфликта внутри одной семьи, между самыми близкими людьми. Отец атаман убивает неузнанного им сына Николку, восемнадцатилетнего командира эскадрона, который давно ушёл из отцовского дома. Весь этот эпизод описан глазами атамана и пережит его чувствами. Гнался за ним и чувствовал всё своё преимущество над «щенком белогубым», а когда догнал, зарубил шашкой. И только вслед за первым сапогом, который снял с его ноги, увидел родинку, которая говорила ему о том, что это его сын, что это может быть самое дорогое, что он имел в жизни. Конец этого рассказа не совсем типичный для рассказов Шолохова: отец убивает и себя, стреляет в рот, и этим способом показывает глубокое раскаяние за своё преступление. Кажется, что писатель хотел обличить этот новый, ужасный мир неродственности и отчуждения, который наступает, мир страшной слепоты, самоубийственной для русского народа, а как показалось после, и для человечества.

В рассказе «Семейный человек», немолодой паромщик Микшара, ради спасения своего большого полусиротского семейства убивает своих сыновей Ивана и Данилу. Оба, когда случилось восстание против новой власти, ушли к красным, а отца мобилизовали в казачье войско. Однажды казакам привели пленных и среди них – Данилушку. Дали Микшаре в руки штык и велели колоть «коммунов», а то его самого убьют. Вот и убил отец любимого сына. Но тут отцовским испытаниям не конец. Старший сын Иван перешёл на сторону к белым казакам, А Микшаре велели вести его в штаб. Микшара рассудил, что за ним будут следить вот убил и другого сына. В этом рассказе мы, вроде бы, видим мотив оправдания за страшное преступление. Отец убил двух сыновей, чтобы спасти остальных детей от голода и нищеты, он спасает собственную жизнь. Он совершает вынуждённое злодейство, из страха, за себя и остальных детей, но ни эти дети не прощают ему, даже если кажется, что он им спас жизнь. В этом рассказе ставится вопрос: есть ли оправдание за убийство родного сына? И за убийство вообще?

Весь процесс отчуждения между самыми близкими намечается в рассказе «Червоточина». Самый младший сын Степан пошёл против веры отцов, и Яков Алексеевич, прекрасный хозяин, неожиданно столкнулся с порчей в собственной семье. Отец чувствует, что сын его стал ему чужим, традиции и обычаи отцовские не соблюдает. И у Степана уже нет любви к отцу ни жалости. Такая ненависть и разрыв в семье может привести только к трагическому финалу. Дальнейшие события постепенно увеличивали ненависть между отцом и сыном. Сперва честное признание сына в связи с размерами посевов, которые ставил приезжий статистик и, тем самым, разоблачение отца, желавшего сильно уменьшить их. Затем потеря быков Степаном, который водил их на покос. Страшный и звериный гнев охватил Якова Алексеевича, когда подумал, что тот их продал, без малейшего колебания, свирепо убивает младшего сына, втягивая в страшное преступление старшего. Писатель лишает возможности своего героя даже раскаяться в преступлении, когда узнаёт о том, что убил невинного человека, он на полуслове обрывает рассказ.

Рассказы со смешенными сюжетами

Это рассказы, которые полностью трудно отнести ни к первому, ни ко второму типу рассказов, их мало, в них писатель открывает свой гуманизм. Так, например центральное место рассказа «Жеребёнок» занимает рыжее, прекрасное животное. Среди сурового сражения, где люди друг другу беспощадно проливают кровь, никто не смог поднять руку на это беззащитное существо, вид у которого домашний, а на войне такое пробуждает тоску по миру. Солдат Трофим не только не убивает его, а даже спасает от гибели и сам идёт в невиновную смерть.

Опять чувство примирения и гуманности находим в рассказе « Чужая кровь». Из самого названия видим, что речь идёт не о родных людях, а чужих. Из этого и прорастает потребность новой любви и родственности. У деда Гаврилы погиб на войне, сражавшийся против красных, единственный сын Петро, в котором сосредоточился для него и старухи весь смысл их существования. Для деда являются бессонные ночи полны скорби и отчаяния. Но вот жизнь его меняется и даёт бедному старику возможность утешится и облегчить своё горе. Гаврила находит раненого продотрядника и из жалости к нему забирает его к себе в хату, лечит и ухаживает за ним. И становятся они как то кровно привязаны, видит старик в чужом человеке родного сына. Любовь смогла преодолеть все дистанции и связала молодого коммуниста со старым казаком, так сильно, что они уже становятся не чужими, а совсем родными, странник даже имя получает, как и их сын – Петро.


Заключение

Рассказы Михаила Шолохова очень реалистичны, в них заключается вся правда войны. В них нет излишних романтических красок. Красота заключается в простоте слова, в народности языка. Писатель через эти рассказы заставляет нас задуматься о смысле жизни, о смысле войны, о современной жизни. Эти рассказы вечные, ведь и на сегодняшний день ничего не изменилось, люди и дальше продолжают, во имя своих идеалов и убеждений переступать даже через самое святое, что у них есть. «Донские рассказы» дают нам важнейший, кровавый урок о том, что нельзя забывать историю, и что самое главное, это стараться быть и остаться человеком, даже в самых страшных и тяжёлых жизненных обстоятельствах.


Источники и литература

1. Драган Недељковић, предисловие „Izabrane pripovjetke“, Сaрајево, издательство Веселин Маслеша, 1989.

2. Богдан Косанович, Трагическое и комическое в „Донских рассказах“ Михаила Шолохова, издательство Матица Српска 1978.

3. Светлана Семёнова, Мир прозы Михаила Шолохова от поэтики к миропониманию, издательство Академия наук, 2005.