Об этом Гамлет говорил следующее:
… как для меня законом стало сердце
И в людях разбирается, оно
Отметило тебя. Ты знал страданья,
Не подавая виду, что страдал.
Ты сносишь все и равно благодарен
Судьбе за милости и гнев. Блажен,
В ком кровь и ум такого же состава.
Он не рожок под пальцами судьбы,
Чтоб петь, что та захочет…)
Нет, лучше сгореть в огне самых гибельных страстей, чтоб хоть на миг испытать всю красоту и прелесть бытия. И, глядя в глаза своей возлюбленной, поэт уверен, что в их огне
…мы все сгорим,
Весь город мой, река, и я…
Но сам он не только не опасается гибели, но и взывает к ней:
Крести крещеньем огневым,
О, милая моя!..
На ум приходят воззвания Гамлета: Разбейся, сердце, молча затаимся.
Цикл «Фаина» открывается стихами, где подвластно стихийному порыву, дышит безудержной страстью, не знающим края восторгом, который словно бы расплавляет душу поэта и заставляет ее сиять и светиться, подобно слитку добела раскаленного металла:
Вот явилась. Заслонила
Всех нарядных, всех подруг,
И душа моя вступила
В предназначенный ей круг.
И под знойным снежным стоном
Расцвели черты твои.
Только тройка мчит со звоном
В снежно-белом забытьи…
Фаина совсем не похожа на бесплотное и призрачное видение; нет, она вся - порыв, огонь, страсть, и, захваченный ее новой, неизвестной доселе прелестью, поэт восторженно выкрикивает славословия той, во власти которой, мнится ему, преобразить мир и сделать весь, от края до края, прекрасным, вольным, текучем, как волны разбушевавшегося моря:
Так пускай же ветер будет
Петь обманы, петь шелка!
Пусть навек узнают люди,
Как узка твоя рука!..
Нечто необычайно широкое, вольное, властно влекущее открывается поэту в той дали, куда его мчит – вместе с возлюбленной – тройка, звенящая бубенцами; ему видится «в снежно-белом забытьи», -
Как темную вуалью
Мне на миг открылась даль…
Как над белой, снежной далью
Пала темная вуаль…
Здесь облик возлюбленной сливается со стихиями самой природы, и даже вуаль становится подобно грозовой завесе…
Как видно, из богоподобной Прекрасной Дамы является Блоку все более и более земная девушка, что ничуть не умаляет, а наоборот разжигает костер страсти, но нет ли аналогичных ситуаций в уже хорошо знакомом нам «Гамлете»? Ведь изначально герой признается застенчиво в своих чувствах.
Офелия
…он предлагал свою любовь
С учтивостью.
***
И в подтвержденье слов своих всегда
Мне клялся чуть ли не святыми всеми.
Но потом, после появившихся тревог, переживаний, предчувствуя, что Офелия станет невольным оружием в руках его врагов, приходит навсегда проститься с ней. И тогда уже все его настоящие, земные чувства к земной девушке проявляются в полной мере…молчанием.
Офелия
Я шила. Входит Гамлет,
Без шляпы, безрукавка пополам,
Чулки до пяток, в пятнах, без подвязок,
Трясется так, что слышно, как стучит
Коленка о коленку, так растерян,
Как будто был в аду и прибежал
Порассказать об ужасах геенны.
***
Он сжал мне кисть и отступил на шаг,
Руки не разжимая, а другую
Поднес к глазам и стал из-под не
Рассматривать меня как рисовальщик.
Он долго изучал меня в упор,
Тряхнул рукою, трижды поклонился
И так вздохнул из глубины души,
Как будто бы он испустил пред смертью
Последний вздох…
Также стоит отметить, что Шекспир наделяет свою героиню (ровно, как и Блок) схожестью со стихией, в которой ей впоследствии суждено погибнуть:
…она в поток обрушилась. Сперва
Ее держало платье, раздуваясь,
И, как русалку, поверху несло.
Она из старых песен что-то пела,
Как бы не ведая своей беды
Или каксущество речной породы…
Сравнение хотелось бы закончить фразой Гамлета, произнесенной над гробом усопшей возлюбленной, полной страстью и отчаяньем:
Гамлет
Я любил
Офелию, и сорок тысяч братье
И вся любовь их – не чета моей…
Как бы то ни было сердца героев авторов разных стран и эпох бьются в унисон, и это означает лишь то, что любовь едина для всех с ее всепоглощающим огнем.
Аналогично существуют совпадения взглядов Гамлета и Блока в прозе поэта (его критические статьи).
«… картину: мир зеленый и цветущий, а на лоне его – пузатые пауки-города, сосущие окружающую растительность, спускающие гул, чад и зловоние…»
А. Блок о литературе
«… Мне так не по себе, что этот цветник мирозданья, земля, кажется мне бесплодной скалою, а этот необъятный шатер воздуха с неприступно вознесшийся твердью, этот, видите ли, царственный свод, выложенный золотою искрой, на мой взгляд – просто-напросто скопление вонючих и вредных паров …».
«Гамлет», акт 2, сцена 2
В определенные моменты истории, когда страна балансирует на грани пропасти, появляются люди, призванные раскрыть глаза окружающим на мир, созданный Богом «цветником мирозданья», который рушится и при всей своей пышности источает только смрад и зловоние.
А почему же так происходит? Почему же авторов слов раздражает мир, созданный кем-то другим? Почему они не прислушиваются поговорки: «Не суди, и не судимым будешь»? Может потому, что это скопление «вредных и вонючих паров» создала, породила сама эпоха, а главное – ЛЮДИ!
А) «…В прозрачном теле их сидят такие же пузатые человечки, только поменьше: сидят, жуют, строчат, а потом едут на уморительных дрожках отдыхать и дышать чистым воздухом в самое зловонное место…»
А. Блок о литературе
Б)«… Какое чудо природы человек! Как благородно рассуждает! С какими безграничными способностями! Как точен и поразителен по складу и движеньям! Поступкам близок к ангелам! Почти равен богу – разуменьем! Краса вселенной! Венец всего живущего! А что мне эта квинтэссенция праха?»
«Гамлет», акт 2, сцена 2
В приведенном отрывке (Б) Гамлет восхищается чудом природы – человеком, сравнивает его с Богом, но… приходит к умозаключению, что все эта демагогия напрасна, ведь, по сути своей, мы всего лишь «квинтэссенция праха». Все наши мечты, стремленья… К чему? Ведь все обратится в прах!
Точно также дело обстоит с идеологией Блока (А), который с поразительно-сходной иронией повествует о никчемных человечках, об их мелких, незначительных делах, заботах; которые, в своем простодушно-наивном желании жить, не имеют жизни! Забавно, не правда ли? Смешно, а больше грустно…
«… бомба упадет иногда – на кладбище, иногда – на стадо людей; а чаще, конечно, в болото; это – тысячи народных рублей в болоте.
Люди глазеют на все это, изнывая от скуки, пропадая от безделья; сюда уж успели перетащить всю гнусность довоенных квартир: измены, картеж, пьянство, ссоры, сплетни…
Вот, под игом грязи и мерзости запустения, под бременем сумасшедшей скуки и бессмысленного безделья, люди как-то рассеялись, замолчали, и ушли в себя: точно сидели под колпаками, из которых постепенно выкачивался воздух. Вот когда действительно хамело человечество…»
А. Блок о литературе
«… Каким ничтожным, плоским и тупым
Мне кажется весь мир в своих стремленьях!
О мерзость! Как невыполотый сад,
Дай волю травам – зарастет бурьяном,
С такой же безраздельностью весь мир
Заполонили грубые начала.
Как все это могло произойти…»
«Гамлет», акт 1, сцена 2
Какое странное существо человек! Не смотря на всю возвышенность его над другими твореньями природы (см.(2)), он не перестает удивлять стремлением принизиться, уйти обратно к обезьянам! Во времена безвременья (простите за каламбур) они (люди), вместо того, чтобы сплачиваться и развивать благодетель, способную спасти их грешные души, уходят полностью в порок, заполняя мир грубыми началами. Все будто рассеялись и сникли, остались лишь жалкие тени тех, кот когда-то ранее носил гордое имя ЧЕЛОВЕК.
Заключение
Гамлет – исходная точка поэтического пути Блока. Блок инстинктивно «чует» в Гамлете свое. Его влечет в Гамлете романтическое, печальное, темное, обреченное, трагическое. На раннем этапе это скорее поэтическая маска, игра в Гамлета на домашней сцене и в жизни, и в какой-то мере – предчувствие и пророчество. Однако поэтому было суждено реально прожить и пережить ситуацию Гамлета. Гамлет становится для Блока мифом в самом строгом и точном смысле, не литературным образом, но мифом, переживаемым и воплощенным заново.
Миф, как известно, подразумевает не просто новое художественное использование литературного образа или сюжета, но воспроизведение классической ситуации в новом витке спирали, на всех уровнях: философском, психологическом, художественно-поэтическом, и на жизненном, биографическом, повторяющем классический архетип до мельчайших деталей.
В ходе работы мною были изучены отдельные интересные факты биографии Блока, разобрала смыслы отдельных произведения различных лет, сопоставив практически различные творения Блока и отрывки из «Гамлета», я доказала, что взгляды Блока и Гамлета на многие аспекты жизни идентичны, а, следовательно, в лирическом герое поэзии заложен «Гамлетовский комплекс», что определило истинный смысл и назначение произведений Блока. Блоковскую традицию органической связи образа поэта с Гамлетом продолжали П. Антокольский, Б.Пастернак, Д.Самойлов, Ю.Кузнецов и другие поэты.
Список литературы
1. Барг М.А. Шекспир и история. М.: Наука, 1979.
2. Блок А. Собрание сочинений в 8 томах. М.-Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1960.
3. Книпович Е. Об Александре Блоке. Воспоминания Дневники Комментарии. М.: Советский писатель, 1987.
4. Крыщук Н. Открой мои книги… Л.: Детская литература, 1979.
5. Литературное наследство. Александр Блок. Новые материалы и исследования. Т.92 в 4-х книгах (кн.1) / гл. ред. М.Б. Храпченко В.Р. Щербина. – М.: Наука, 1980.
6. Орлов В. Гамаюн. М.: Известия, 1981.
7. Пути и формы анализа художественного произведения / Межвузовский сборник научных трудов / ред. Р.Д.Калягина. – Владимир: Темплан, 1991.
8. Соловьев Б. Поэт и его подвиг. – М.: Советская Россия, 1973.
9. Турков А. Александр Блок. М.: Советская Россия, 1976.
10. Шекспир У. Гамлет; Ромео и Джульетта. – Калининград: Школьная библиотека, 1984.