Смекни!
smekni.com

Зарубежная литература ХХ века (стр. 4 из 5)

Бертольд Брехт (1898 – 1956)

Родившись в семье состоятельного коммерсанта, Брехт[9] рано познал чувство неудовлетворенности характером буржуазных отношений в семье и в школе.

Не завершив медицинского образования, он попадает в качестве санитара из госпиталя первой мировой войны и под впечатлением «нечеловеческого мира» начинает писать стихи, в которых изливает свою ненависть к германскому милитаризму.

«Легенда о мертвом солдате» становится сатирой, проникнутой и сарказмом и болью за невинно загубленных людей.

В 1919 г. появляются первые, еще не зрелые пьесы Брехта – «Барабанный бой в ночи» и «Ваал». Вскоре завязывается творческая дружба начинающего писателя с Л. Фейхтвангером, укрепляются его связи с прогрессивными деятелями литературы и театра.

Приобщение Брехта к марксизму, совпавшее по времени со второй половиной 20-х годов, сочеталось с его подходами к теории эпического театра. Проблема эпического театра в свете решающих целей драматургии и литературы, вообще становится для Брехта проблемой в первую очередь мировоззренческой. Дидактическая, агитационная, просветляющая сознание масс роль театра осмысливается им как элемент общей борьбы прогрессивных сил за коренное изменение существующего в мире порядка.

Приход к власти в Германии фашизма, эмиграция хотя и лишили Брехта связей с немецкой сценой, все же не могли приостановить создание им теории нового театра и выдающихся драматургических образцов.

Драматургия 30-х годов независимо от сюжетной коллизий и изображаемой эпохи воспринимается прежде всего как антифашистское, антиимпериалистическое выступление Брехта, как самоотверженный акт борьбы за такое будущее, которое, уничтожив в принципе общественную несправедливость, излечив человечество от недугов и пороков буржуазного общества.

Успех пришел к Брехту в 1928 г., когда была поставлена его знаменитая «Трехгрошовая опера».

Установление фашистской диктатуры вынудило писателя-бунтаря покинуть родину, он кочует по Европе, затем переезжает в США.

Это были годы неустанной творческой работы, художественного осмысления грозных исторических катаклизмов. Вдалеке от родной земли, в скорбном одиночестве Брехт писал вещи, ставшие в последствии признанными шедеврами мировой драматургии.

Хотя драматург был лишен возможности поставить свои произведения на сцене профессионального театра, он все же продолжает писать. В 40-е годы им созданы наиболее зрелые вещи: «Мамаша Кураж и ее дети» (1939), «Кавказский меловой круг» (1944-1945) и др.

В 1947 г. писатель покидает Америку, не давшую ему ни творческого подъема, ни материального благополучия, ни свободы совести, и возвращается в Берлин.

В 1949 г. рождается театр Брехта – «Берлинский ансамбль», прославивший его драматургию на всех континентах.[10]

Томас Манн (1875-1955).

Манн, Томас[11] (Mann, Thomas) (1875–1955), немецкий писатель. Родился 6 июня 1875 в Любеке, в семье состоятельных коммерсантов, игравшей значительную роль в Любеке и других ганзейских городах Северной Германии. Старший его брат, Генрих (1871–1950), был широко известным романистом, эссеистом и драматургом, трое детей – Клаус, Эрика и Голо – сами стали известными литераторами.

Детство Манна прошло в Любеке, учился он в Любеке и Мюнхене, куда семья переехала после смерти отца в 1891. Студентом университета самостоятельно и с увлечением штудировал А.Шопенгауэра, Ф.Ницше и Р.Вагнера.

После неудачной попытки сделать деловую карьеру Манн вместе с братом Генрихом в середине 1890-х годов отправился в Италию, где пробыл два с половиной года, посвятив их главным образом работе над первым значительным романом «Будденброки» (Buddenbrooks, 1901), ставшим бестселлером.

По возвращении в Мюнхен Манн вплоть до 1914 вел жизнь, обычную для благополучных «аполитичных» интеллектуалов того времени. Роль Германии в Первой мировой войне и ее последующая непопулярность за рубежом пробудили у Манна интерес к национальной и международной политике. Его «Размышления аполитичного» (Betrachtungen eines Unpolitischen, 1918), равно как и небольшие эссе времен войны, представляют собой попытку немецкого патриота-консерватора оправдать позицию своей страны в глазах демократического Запада.

К концу войны Манн приблизился к позициям демократов. После получения Нобелевской премии по литературе (1929) он снискал признание во всей Европе и за ее пределами. В 1920-е – начале 1930-х годов писатель неоднократно предостерегал соотечественников от угрозы гитлеризма; в 1933 началась его добровольная эмиграция. Став в 1944 гражданином США, Манн решил не возвращаться в Германию после войны, и спустя несколько лет покинул США и поселился в Швейцарии, в Кильхберге близ Цюриха. Последние годы его жизни ознаменовались новыми литературными свершениями. За несколько дней до смерти, которая последовала 12 августа 1955, он был награжден высшим орденом Германии «За заслуги».

Пожалуй, наиболее важная книга Манна – роман идей «Волшебная гора» (Der Zauberberg, 1924). Ганс Касторп, молодой герой романа, много более жизнеспособен, чем прежние манновские утонченные художники, захандрившие деловые люди и хромые принцы. Но у «трудного дитяти жизни» Касторпа своя беда: из-за открывшегося туберкулеза он проводит семь лет в горном санатории в Швейцарии. Читатель постепенно уясняет, что санаторий и его пациенты суть грандиозный символ предвоенной Европы, а Касторп воплощает собой типичного бюргера-немца, в определенном смысле и самого Томаса Манна.

Роман Манна, «Избранник» (Der Erwählte, 1951), – образцовая беллетристика. Основан он во многом на Грегориусе средневекового немецкого поэта Гартмана фон Ауэ. Речь идет о грехе, искуплении и Божьем прощении. Манн затрагивает здесь тему инцеста и Божьей милости. Изобилие словесной игры и других стилистических средств подскажет внимательному читателю, что роман этот от начала до конца – пародия.

На протяжении творческого пути Манн написал целый ряд больших и малых эссе, до Первой мировой войны черпая темы в области культуры, затем подключив и сферу политики. Ряд крупных эссе Манна посвящен трем кумирам его юности – Шопенгауэру, Ницше и Вагнеру, а также И.В.Гёте, Л.Н.Толстому, Ф.М.Достоевскому, Ф.Шиллеру, З.Фрейду и др. Политические его эссе – это размышления о двух мировых войнах и возникновении гитлеризма.[12]

Франц Кафка (1883-1924)

Родился Франц Кафка[13] 3 июля 1883 года в Праге в семье владельца магазина оптовой торговли галантереей. Был старшим сыном и мало общался с тремя младшими сестрами. Материнские гены и отцовское воспитание создали личность, склонную к рефлексии и самоанализу. Учился в немецкой классической гимназии и Немецком университете в Праге на юридическом факультете. Попытки занятий германистикой и историей искусств так попытками и остались. Нельзя даже сказать, что Франц был страстным читателем, скорее - внимательным и вдумчивым. Мысль самому стать литератором не отпускала его в молодости, но работал он медленно и трудно, хотя к 25 годам было им написано множество стихотворений и какое-то количество прозы, велся и дневник, но все это было сожжено, когда Кафке исполнилось 26 лет, и пять месяцев он обдумывал свои литературные возможности, пока в 1910 году не возобновил ведение дневника. Вероятнее всего, это произошло под влиянием Макса Брода, с которым подружился в 1903 году, но дружба это была не слишком сердечная - Брод сетует, что целых семь лет Франц не показывал ему своих литературных произведений. (Но что-то Брод здесь путает - он не мог не знать о публикации нескольких миниатюр друга в журнале "Гиперион").Эта холодность Кафки объясняется тем, что предыдущий друг Оскар Поллак никак не откликнулся на попытки литературного творчества Кафки, а его мнение было очень важно начинающему литератору.

Однако хлеб насущный Франц Кафка зарабатывал, служа в страховом обществе, что давало ему также возможность ознакомиться с положением трудящихся Богемии, так что он даже обнаруживал симпатию к социалистическому и анархистским движениям.

В 1911 году Кафка начал работу над большим романом "Америка" ("Пропавший без вести"). Ему 28 лет - он собирается взрослеть вместе с этим произведением.

Случайная встреча к Бродов с Фелицией Бауэр привела к возникновению пятилетней коллизии, связанной с первой попыткой жениться. Все связалось в один узел - эта встреча, выход в свет первой книги "Созерцания", новелла "Приговор", написанная в ночь с 22 на 23 сентября 1912 года всего за восемь часов. Эта ночь даровала Кафке уверенность в литературном будущем. Но прозаическая Муза являлась в квартиру, где Франц жил у своих родителей, не так часто, как ему хотелось. Тем не менее за 11 лет работы он почти написал три больших романа (формально не завершил), много новелл и огромное количество писем, бОльшая часть из которых (к возлюбленным Фелиции Бауэр и Милене Есенска-Поллак) - по сути - тоже романы, романы о любви, полные наступательного порыва и уклонений в первом случае и борьбы ревности со страхом - во втором.

В 1917 году у Кафки констатируют туберкулез горла. Лечение и санатории мало помогают состоянию его здоровья, приходится оставить службу. Но литературный труд продолжается, особенно интенсивно - в 1921-1922 г.г., когда создается роман "Замок".

Почти за год до смерти Кафка знакомится с молодой еврейской девушкой Дорой Димант, которая сначала станет символом его (наконец-то!) самостоятельности - они уедут жить в Берлин, а затем скрасит его последние дни. Умер Франц Кафка 3 июня 1924 года в санатории Кирлинг под Веной, успев просмотреть гранки подготовленного к изданию сборника рассказов "Голодарь". Похоронен в Праге на Страшницком кладбище.