Смекни!
smekni.com

Стилистика прозы Дж.К. Роулинг на примере романов о Гарри Поттере (стр. 2 из 5)

Примечательным является тот факт, что, спустя непродолжительное время после выхода в свет сочинения Роулинг, появляются пародии на "Гарри Поттера" - "Таня Гроттер и магический контрабас" Дмитрия Емеца, "Барри Троттер и неавторизованная пародия" Майкла Гербера, "Порри Гаттер и Каменный философ" Андрея Жвалевского и Игоря Мытько и это только в России.

Чтокасаетсяпародийвовсеммире – самымиинтереснымисчитаютсяBarry Trotter by Michael Gerber, Hairy Pothead and the Marijuana Stone by Dana Larsen,Parry Hotter And The Steamy Side Of Magic by K.C. Ellis - вАнглии.

Harry Peloteur et la braguette magique by Nick Tammer, Larry Bodter met de l'ordre à Phoenix, Anizona by Yan Sored – воФранции

И несколько менее известных пародий в Аргентине, Индии, Германии и Польше

Итак, нами выделены и проанализированы три главных составляющих феномена Гарри Поттера, а именно: 1) литературно-художественные достоинства книг Дж. Ролинг; 2) история автора, то есть самой Дж. Роулинг; 3) рекламная компания и производная продукция.

2. Мифология в романе

«Гарри Поттер» во многом опирается на мифы, большинство из которых кельтского происхождения и я считаю в этом для современного романа нет ничего удивительного. На мифологических клише в большей или меньшей мере держится, цветет и процветает вся сказочно-фэнтезийная литература. Светлые и темные эльфы, ведьмы, тролли и ангелы, вампиры и феи… Даже если автор пытается придумать собственный, уникальный мир, все равно классические мифологические образы настолько засели в подсознании, что рано или поздно подбросят автору свой вариант. Поэтому сколько бы ни подозревали в «Гарри Поттере» плагиат на «Властелина Кольца» или «Звездные Войны» - любое сходство легко списать на бессознательный выбор. К сожалению, большинство читателей не задумываются и первоисточниках и видят только результат, не задумываясь, порой, каким образом он получен. А пообвинять авторов в плагиате всегда было и остается любимым занятием, как критиков, так и рядовых читателей. Итак, опорой для романов Роулинг стала кельтская культура. На фоне более узнаваемых средневековых ценностей, таких как философский камень или василиск, скандинавской линии, ранняя кельтская мифология теряется, прячется, но именно она в целом оказала на Роулинг, как представителя западноевропейской культуры, неизмеримо большее влияние. В западноевропейских мифах следы кельтики видны, впрочем, довольно ярко, только в легендах о Мерлине, созданных в период заката кельтской культуры.

Есть в Гарри потере серия неоспоримых мифологических клише таких как:

Роулинг Кельты Пояснения
Альбус Дамблдор - директор Хогвартса Учитель-Друид в белом одеянии albus, "белый" albio - "светлый
Распределяющая Шляпа, ее песни и советы Барды, передающие предания и гейсы
Запретный Лес Священная дубовая роща друидов, обиталище волшебных тварей Единороги, драконы, кентавры…
Хог- -- Hog– кабан, вепрь.Запретный лес Вепрь – животное, воплощавшее войну, охоту. Украшает доспехи, оружие. Кабаны питаются желудями в священной дубовой роще. Дети, отданные в Хогвартс, под эгидой вепря = дети сословия всадников, отдававших детей на обучение друидам.
Замкнутая система: Хогсмид-Хогвартс-Запретный Лес Сословия кельтского общества: Ремесленники-Всадники-Жрецы

Итак, начнем о тонкостях издалека, а именно с одного дерева-кустарника под названием «тис». В кельтской мифологии значению и символике этого дерева отдается совершенно особенное место. У древних кельтов тис был символом бессмертия, а полые стволы тисов считались воротами в Иной Мир. Эти деревья с темно-зеленой хвоей и причудливо переплетенными стволами росли в местах, почитавшихся у друидов священными, там хоронили королей и проводили ритуальные сборища. Традиция устраивать кладбища в тисовых рощах не угасла и с приходом христианства. Видимо, уповая на способность пережить собственную смерть, люди с незапамятных времен высаживают тис на кладбищах вместе с другими вечнозелеными деревьями-долгожителями.

Говорят, что тисы, растущие на кладбищах, протягивают свои корни ко ртам мертвецов. Эта история получила чудовищное подтверждение в 1990 году в городке Селборн в Гемпшире, когда ураган повалил кладбищенский тис. Из-под земли показались три десятка черепов «нанизанных» на корни. В книгах Джоана Ролинг тис упоминается как материал, из которого изготовлена волшебная палочка Лорда Вольдеморта (она сделана из оболони тисового дерева - та при обработке принимает цвет слоновой кости или просто - кости), так же тисовые изгороди окружают старое кладбище и дом Риддлов.

Лабиринт на третьем задании Тримагического Турнира тоже из тисовых деревьев. Морок лабиринта, охватывающий разум в окружении тисовых "стен", нередко демонстрируется в кинематографе. Сама символика лабиринта, по кельтским преданиям ведущего в Иной Мир, усугубляется здесь воздействием испарений тиса. Для британского, да и американского читателя, знакомого хотя бы понаслышке с угнетающим воздействием тисовой рощи, эти сцены понятны, но для русскоязычного требуют пояснения. Несомненно, именно ядовитые испарения тиса в лабиринте, помимо, разумеется, магии, послужили причиной возникновения у участников Тримагического Турнира охватившего их слепого ужаса и помрачнения рассудка.

Далее коварный Кубок Тримагического Турнира перенес Гарри Поттера и Седрика Диггори на кладбище. "...Theystood ona gloomy, neglectedcemetery, with a enormous yew thee and asmallchurch on the right, and with some hills on the left..."

Вызванные Лордом Вольдемортом, на кладбище появляются Пожиратели Смерти. Ониаппарируют"...among thegravesbehind theyewtree". ИпокаВолдемортдержалречь, всемолчали, "even theleaves ofthe yewwere silient".

И, наконец, из тисовой палочки Вольдеморта появились души убитых с помощью этой палочки людей. Символ смерти и бессмертия, такой многозначный в кельтской мифологии, непременный атрибут друидической магии - смертельно ядовитый тис - должно быть, самый зловещий материал для изготовления волшебной палочки.

Котел - и как магический символ, и как реальный физический предмет, - играл огромную роль в кельтской сакральной Традиции. Магический котел упоминается в огромном числе древних кельтских текстов (в том числе, - в текстах сакральных); на европейских территориях, некогда занятых кельтами, в ходе археологических изысканий найдены десятки древних ритуальных котлов.

В «Гарри Поттере» упоминается несколько котлов/чаш.

Прежде всего, котлами пользуются как в средневековье – в них банально готовят зелья. Эти котлы свободно продаются в специализированной лавке на Дайгон-Аллее. Но в «Harry Potter and the Goblet of Fire» - «Гарри Поттер и Чаша Огня» появляется множество новых воплощений Магического котла. Во-первых, это сама Чаша (Goblet) Огня, который отделяет правду от лжи и достойного от недостойных, подобно золотой чаше, полученной королем Кормаком. Во-вторых, это приз Тримагического Турнира – Кубок (Cup), который переносит Гарри Поттера, прошедшего тисовый лабиринт, в некое подобие Иного Мира – на кладбище, где произошло возвращение из Небытия Вольдеморта. По ходу дела описывается Думосброс Дамблдора – каменная чаша (Basin), изукрашенная рунами. Можно соотнести Думосброс с символическим котлом вдохновения, где бурлят тайны прошлого. И, наконец, самый зловещий - огромный каменный Котел (Cauldron), из которого возродился Лорд Волдеморт.

Так же крайне интересен выбор Джеймса Поттера и Сириуса Блэка в вопросе касающемся анимагических форм. Ведь огромный черный пес и сохатый олень выбраны явно неспроста. В кельтской традиции Дикая Охота, как и Нижний (или Иной) Мир, не носила демонического характера, хотя для обычных людей могла представлять опасность, но встреча с ней не всегда предвещала беду. Друиды, владевшие тайнами переходов в Нижний Мир, могли вызвать Дикую Охоту сознательно, иным же людям она могла явиться против их воли. Выглядела Дикая Охота следующим образом: кавалькада всадников, возглавляемая рогатым предводителем, а впереди с громким лаем мчатся собаки с развивающимися ушами.

Единственное объяснение тому, что Джеймс Поттер и Сириус Блек выбрали себе в качестве воплощения в форме анимагов именно такие сущности – это Дикая Охота, которая и объединяет в одно целое Белого Оленя и Черного Пса. А «Мародерами» они могли назваться и потому, что разгульная сущность Дикой Охоты это подразумевала, и потому, что сэр Френсис Дрейк, по преданию после смерти ставший Диким Охотником, в сущности был морским мародером (кстати, его корабль, вошедший в историю, именовался «Золотая Лань» - Golden Hind, где hind – «самка благородного оленя», того самого оленя, как биологического вида, в которого воплощался Джеймс Поттер). Не исключено, что Френсис Дрейк выбирал название тоже под влиянием национального коллективного бессознательного.

И в заключении, хочется сказать о символике в жизни, а особенно при рождении 2х главных героев романа Роулинг - Гарри и Тома Реддла.

А. и Д. Рис. в "Наследии кельтов" суммировали наиболее яркие черты, характерные для повестей о чудесных зачатиях и рождениях, давайте используем эти сведения и составим таблицу для анализа и сравнеия:


Кельты
Гарри Поттер Том Реддл
Рождение и будущее величие героя предсказаны заранее + -
Рождение будущего героя чревато смертью или бедой для короля, для деда героя, его дяди или даже для его собственной матери + +
До исполнения предсказания мать будущего героя должна пройти одно или целый ряд испытаний:а) ее тщательно стерегут или даже заключают в крепостьб) она вынуждена покинуть свой домв) ее сопротивление надлежит преодолеть силой или хитростьюг) она замужем, но при этом бесплодна ++-- ++--
Зачатие героя окружено тайной:а) независимо от того, есть у него земной отец или нет, зачат он обычно от другого — от короля, от человека чужого племени или от сверхъестественного существаб) или он рожден в результате кровосмешенияв) или он зачат от того, что мать его проглотила нечто, когда пила воду - Том предполагал, что его отец - маг
Для рождения героя благоприятно вполне определенное время, которое ознаменовано особыми природными знаками; его появление на свет откладывается до нужного часа - ?
С рождением и воспитанием героя связаны определенные животные. анимагические формы мародеров змеи
Сразу после рождения герой бывает потерян или делается попытка убить его; его бросают в воду или он рождается в лодке + +
Сразу после рождения и в первые же годы жизни герой проявляет свои необычайные способности + +
Получение имени порой сопряжено для героя с затруднениями или ему нарекают имя в особенных обстоятельствах - +

Итак, мы получаем, что очень многое в жизни и рождении главных героев романа роднит их с кельтскими героями, что делает разговор о значимости мифологии для стилистического анализа романа еще более значимым и правильным.