Творчество О. Уайльда сопряжено с парадоксализмом, “общие места навыворот”, что объясняется противоречием самому себе, неожиданностью, непредсказуемостью поступков и оригинальным, экстравагантным способом мышления. Его называли “ужасным ребенком“ своего времени. Некоторые критики видели под стремлением показать прекрасное и мимолетное несостоятельность всей теории и неспособность бороться с “вывихами” века. В лице О. Уайльда видели порок и плоть “неправды“, скрывающиеся под маской совершенства. Когда “искусство принимает жизнь, как часть своего исходного материала, воссоздает ее, придает ей свежие формы, изобретает, придумывает, мечтает и ограждает себя от реальности непроницаемой преградой из изящного слога” [10], считает О.Уайльд, тогда художник достигает истинных целей. О. Уайльд положил начало нового искусства, утверждая, что Искусство – зеркало, которое отражает того, кто в него смотрится, а не жизнь или природу. Литература О. Уайльда рассчитана на избранного читателя, она элитарна и рафинирована. Сам бы он не сильно обиделся, если бы его поняли далеко не все. Еще в молодости он сформировался для себя девиз: гении всегда возвышаются над массами, подчиняясь лишь своим собственным законам. Критерий гениальности для него – это степень эстетизации. Оскара Уайльда по праву называют “Принц парадокс”. Многие литераторы видят в нем лишь просто-напросто позу, обычную рисовку.
Для О. Уайльда жизнь – это эксперимент, постоянная игра, которая будет все более очевидной в работах постмодернистов. Применение принципа игры в произведении тесно с работой Йохана Хейзинга “Человек играющий” (“HomoLudens”,1938), выдвинувшего идею двуединства культуры и игры. В этой философии “игра становится образом подвижных взаимодействий, устанавливающих и преобразующих связи элементов бытия”. Эта идея была воспринята Фридрихом Ницше и разработана более Жаком Деррида. Поиск выхода в игре, в эксперименте связан с усталостью, дисгармоничностью в естественной жизни. Это находит отражение в театральности, в гротесковом миросозерцании, нелинейном, многомерном способе мышления. Жизнь должна испытать, изведать все и при этом остаться неизменной. Здесь теория творчества и жизнь самого О. Уайльда разошлись. Профессия художника для него – это воплощение переживания. Он предпочитал изображение чувств самим чувствам. Художник не моралист, он не ставит перед собой задачи доказать. Он свободен в своих начинаниях, но всегда создает лишь абсолютно прекрасное, стремясь через него раскрыть человека, себя. “Во всяком искусстве всегда есть то, что лежит на поверхности, и символ” [10], хранящий в себе ключ, шифр для истинного прочтения.
2. Специфика эстетизма в романе “Портрет Дориана Грея”
уайльд дориан грей эстетизм
Впервые роман “Портрет Дориана Грея” появился 20 июля 1890 года в ежемесячном журнале “Lippincott’sMonthlyMagazine”. Роман был написан в течение трех недель, это, по мнению автора, было очень долго. Отдельным изданием роман вышел в апреле 1891 года в исправленном и доработанном виде. Были добавлены шесть новых глав и предисловие. Исследуя фабулу произведения, проводят параллель между “Портретом Дориана Грея” и знаменитым готическим романом Ч. Р. Метьюрина “Мельмот-скиталец” (1820), в котором тоже есть связь судьбы человека с портретом. Образ Сибиллы Вэйн можно сравнить с Гретхен Гете (“Фауст”, 1830), отравившей себя в приступе отчаяния. Говоря о возможных источниках, сюда можно отнести и “Шагреневую кожу” (1830-1831) О. Бальзака. Особое внимание должно быть уделено одному французскому произведению. Именно эту книгу дарит лорд Генри еще молодому и неискушенному Дориану, которая потом становиться его настольной книгой и путеводителем по жизни. Хоть ее название нигде в романе и не упоминается, но можно смело предположить, что это известный французский роман Жориса-Карла Гюйсманса “Наоборот” (“ARebours”, 1884).
Роман был воспринят далеко не однозначно. Он явился вызовом обществу. Неслыханный скандал в результате привел к успеху. О. Уайльда обвиняли в безнравственности, в полном отсутствии различий между добродетелью и пороком. Ему пришлось направлять письма в редакцию, стараясь объяснить оппонентам, что нельзя сопоставлять творца и его произведение искусства, и уж тем более творца и им созданных героев. Однако в письме Беатрис Олхазен он говорил, что “роман станет отражением моей собственной жизни: одни лишь слова и никакого действия” [10,p.118]. Художник вправе изображать все, что посчитает нужным. Авторское воображение не ограничивается строгой достоверностью. Роман удивляет своей фантастической основой, взывая сознание читателя к активному чтению. Эти мысли и послужили идеей для написания предисловия.
“Портрет Дориана Грея” стал манифестом эстетики декаданса. Роман открывается предисловием, вобравшим в себя свод эстетических принципов, составлявших основу творчества О. Уайльда и воплощенных в романе. Это двадцать пять афоризмов. Здесь автор дает краткий, но очень четкий обзор искусства, раскрывая и поясняя его цели и задачи, место художника и читателя либо зрителя. “Художник– тот, ктосоздаетпрекрасное” (The artist is a creator of beautiful things.) [7, с.3]. Он не наделен ролью морализатора, и тем самым не обязан ничего объяснять или доказать. “В сущности Искусство – зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь” (Itisspectator, andnotlife, thatartreallymirrors.), хоть и является абсолютно бесцельным и бесполезным [7, с.4]. Изложенные в предисловии эти афоризмы, – защита той системы, которая способствовала моральному разложению героя, – должны будут пройти испытание на прочность в основной части и показать, насколько устойчива вся теория и оправдывает ли она себя в действительности.
С первых страниц читатель попадает в прекрасно убранную мастерскую комнату художника Бэзила Холлуорда. В воздухе витает густой, пьянящий аромат роз, символа общества “Уставших гедонистов”. Этои”покрытыйперсидскимичепракамидиван”, и“шелковыезанавесигромадногоокна”, и“благоуханиеалыхцветовбоярышникаисирени” (…there came through the open door the heavy scent of the lilac, or the more delicate perfume of the pink-flowering thorn; the divan of Persian saddle-bags; the long tussore-silk curtains that were stretched in front of the huge window.) [7, с.5]. В это время Холлуорд создает портрет очаровательного двадцатилетнего юноши, неискушенного и еще не успевшего познать жизнь во всех радостях и горестях. Б. Холлуорда привлекает в юноше и внешняя красота, и внутренняя непорочность. В начале жизненного пути Дориан Грей способен здраво оценивать свои действия. В портрете художник стремился изобразить свой идеал, воссоединявший тело, душу и дух. С первых страниц Дориан Грей попадает под влияние Генри Уоттона, эстета, “Принца Парадокса”. Он изображает “говорящего человека-идеолога эстетизма” [2, с.221]. Насчет его нравственности можно поспорить. Бэзил Холлуорд на это замечает: “Удивительный ты человек! Никогда не говоришь ничего нравственного – и никогда не делаешь ничего безнравственного. Твойцинизм– толькопоза” (“You are an extraordinary fellow. You never say a moral thin, and you never do a wrong thing. Yourcynicismissimplyapose”) [7, c.8]. Возможно, молодой Д. Грей всего лишь невоплощенная мечта самого Генри Уоттона, его несостоявшийся идеал ввиду собственной беспомощности и слабости, а юноша же в его руках стал обычной забавой. Можно проследить тонкую грань между Уоттоном и самим О. Уайльдом. Под его именем автор описал свою беседу, под именем великосветского философа, скептика, пресыщенного жизнью. Он центр любого общества, он им властвует, неожиданно опровергая прописные истины. Он поражает и шокирует публику, привлекая к себе всеобщее внимание. Пока лорд Генри опаздывал на званый прием, гости томились в приятной неге, ограничиваясь избитыми остротами и сплетнями. Но с появлением Генри Уоттона все кардинально менялось. Он постепенно вступает в общий разговор, утверждает, что руководствоваться рассудком – удел людей с ограниченным интеллектом. “Чтобы вернуть молодость, стоит только повторить все её безумства” (“Togetbackone’syouth, onehasmerelytorepeatone’sfollies”) [7, c.41]. Эта теория вызывает разногласия в обществе. Единственное, о чем не стоит сожалеть – это наши ошибки и безумства. Он плавно соединяет философию и искусство. Именно он является носителем основной идеи, воплощая в жизнь взгляды гедонистов. Ему предстоит в афористической форме, присущей самому О. Уайльду, поведать о новой жизни молодому Дориану. Генри Уоттон выступает неисправимым однолюбом, абсолютно безразличным в отношении морали. Он неустанный искатель красоты в прекрасном. О. Уайльд, как и его герой Дориан Грей, через образ Генри Уоттона и сам роман созерцал свою жизнь. Он, как и Дориан, хотел силой художественного таланта вырваться из жизни, грубой и бренной. Жизнь должна стать экспериментом.