Смекни!
smekni.com

Жизненный и творческий путь А.П. Чехова (стр. 4 из 4)

В клинике Чехов лежал две недели, а спустя несколько месяцев, в сентябре, уехал за границу, в Ниццу, где прожил около десяти месяцев.

Врачи все настойчивее советуют Чехову переменить место жительства. И в 1899 году Чеховы продают Мелихово и переезжают в Ялту.


Рассказы и повести 90-х годов

В 90-е годы Чехов — зрелый художник с европейской известностью. Он печатает в это десятилетие такие шедевры, как "Палата №6", "Попрыгунья", "Рассказ неизвестного человека", "Черный монах", "Студент", " Три года", "Человек в футляре", "Крыжовник", "Ионыч", "Случай из практики", "Мужики", "Новая дача", "По делам службы", "Дама с собачкой", пьесы "Чайка" и "Дядя Ваня" и др.

В этих произведениях Чехов откликается на самые насущные и острые вопросы современности. В законченных художественных образах он дает глубокий анализ действительности. В некоторых из этих произведений жизнь показана так, что возбуждает ненависть к самодержавию, к деспотизму.

В этот период Чехов выдвинулся в ряды первоклассных писателей-реалистов. Он выступил мастером социально-психологической и лирической повести, ставя в своих произведениях самые животрепещущие вопросы времени. Чехов занял вполне определенную позицию и в литературно-критической борьбе, отстаивая реализм.

Последние годы жизни и творчества писателя

В 1899 году из-за обострения туберкулезного процесса Чехов вынужден был переехать в Ялту. Он и там деятельно участвует в общественной жизни: состоит членом попечительского совета женской гимназии, организует сбор средств на постройку санатория для учителей и студентов, строит санаторий, ведет обширную переписку.

На сценах театров с успехом ставят пьесы писателя.

На даче Чехова в гостях бывали артисты Художественного театра, писатели Горький, Бунин, Скиталец и др.

На память о пребывании в Ялте артисты Художественного театра оставили Чехову качели и деревянную скамейку из постановки "Дядя Ваня".

С артисткой театра О.Л. Книппер Чехов связал свою жизнь. "25 мая 1901 г.,— пишет М.П. Чехов,— он неожиданно женился на О.Л. Книппер. Свадьба его произошла так таинственно, что о ней не знали ни мать, ни сестра, ни брат Иван Павлович, который виделся с ним в тоже утро в Москве. Прямо из-под венца молодые супруги отправились на кумыс в Уфимскую губернию.

Чехов не был аполитичен. В своих взглядах он призывал защищать интересы тех, на кого давит государство. Философские и политические воззрения писателя определяли и его литературно-критические взгляды. Художник должен разбираться в том, о чем он пишет. Он должен быть беспристрастным, однако, не бесстрастным. У Чехова всегда было свое отношение к героям — одних он любит, других ненавидит.

И всем своим творчеством Чехов доказал, что он никогда не был равнодушным художником: "Я ненавижу ложь и насилие во всех их видах…" Он также не мог терпеть сухой назидательности, морализования. Ему претило поучение по всякому поводу, делавшее художественное произведение бескровным и безжизненным.

Чехов не писал специальных политических статей, не решал социальных вопросов в публицистических отступлениях, а выражал свое отношение к этим вопросам непосредственно в художественных произведениях. Т это составляло своеобразие писательского метода Чехова. Мысли, идеи, заключенные в художественные образы, окажут, по его мнению, гораздо большее эмоциональное воздействие на читателей, чем публицистические отступления.

Жизнь Чехова в последние годы жизни проходила в упорной борьбе с болезнью, подтачивавшей его силы, и в работе. Подчиняясь предписаниям врачей, писатель последние годы живет в Ялте, там строит дом и лишь изредка приезжает в Москву и Петербург. В последние годы Чехов тоскует по Москве, а Ялту называет тюрьмой. Ему кажется, что московский климат лучше подходит для его здоровья, поэтому он стремится вернуться в Москву.

В ночь на 2 июля 1904 года Чехову стало плохо. Доктор впрыснул ему камфару. О последних его минутах рассказал врач: "Он был перед смертью и до последней минуты спокоен, как герой. Когда я подошел к нему, он спокойно встретил меня словами: "Скоро, доктор, умру".

Ольга Леонардовна, не отходившая от постели больного, положила умирающему на сердце лед. Чехов, бредивший в это время, вдруг пришел в себя и с улыбкой сказал жене: "На пустое сердце льда не кладут".

В три часа ночи Антон Павлович Чехова не стало.

Гроб с телом Чехова перевезли в Москву и несли на руках через весь город в течение четырех часов. За гробом следовала огромная толпа. По сообщениям корреспондентов, только около библиотеки имени Тургенева к траурной процессии примкнуло 10 тыс. человек. За порядком наблюдала молодежь, шедшая по сторонам, взявшись за руки.

Чехова похоронили на Новодевичьем кладбище. На новой территории кладбища, куда гроб писателя перенесли в 1993 году, вокруг его могилы разросся вишневый сад.


Использованная литература

1. Гущин М. Творчество А.П. Чехова.— Харьков: Издательство Харьковского государственного университета им. Горького, 1954.

2. Захаркин А.Ф. Антон Павлович Чехов.— М.: Советская Россия, 1961.

3. Теплинский М.В. Изучение творчества А.П. Чехова в школе.— К.: Рад. школа, 1985.