В ранней поэзии Есенина есть стихотворение «В хате», написанное в 1914 году. В нём поэт описывает запахи родного дома, теплоту печи и склонившуюся с ухватами мать:
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
Здесь нет ярких красок и вычурных образов. Напротив, все очень обыденно, даже, казалось бы, беспощадно в своей достоверности:
Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в таз.
И все же стихотворение мало кого оставит равнодушным. Оно поражает не столько удивительной мягкостью зарисовки, сколько задушевностью интонации. Поэт очень сдержан. Он не позволяет себе излияния чувств по поводу изображённой картины. Да эти излияния и не нужны. Достаточно щемяще нежного мелодического звучания, чтобы понять лирическое чувство поэта. Увидеть поэзию там, где до сих пор находили только объект сострадания, это было настолько необычно, что многие литераторы сохранили в своих воспоминаниях впечатление, произведённое юношеским стихотворением поэта. Обычная картина крестьянской жизни очень близка и дорога Есенину.
Стихотворение «Письмо матери», написанное в 1924 году, - одно из самых популярных произведений Сергея Есенина.
Главный мотив стихотворения – мотив возвращения. Жанр стихотворения – послание. Но послание здесь является в «домашнем» обличье, что придает всему произведению характер особой доверительности.
В стихотворение введены:
просторечия («загрустила шибко обо мне», «в старомодном ветхом шушуне», «тягостная бредь»);
вульгаризмы («саданул под сердце финский нож»);
формы разговорного синтаксиса («жив и я. Привет тебе, Привет!»);
обращения («ты жива еще, моя старушка?»);
призывы («и молиться не учи меня. Не надо!»);
восклицания («ничего, родная! Успокойся.»).
«Случайный» выбор слов, а также эти приёмы создают впечатление безыскусственного разговора. Вместе с тем в стихотворении присутствуют синтаксис и фразеология высокого книжного стиля:
…К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Благодаря перебоям двух стилевых планов, интимная беседа становится напряженным лирическим монологом, житейский факт приобретает общезначимость, простые человеческие ценности вырастают в символы высокого и прекрасного.
Анафорический повтор («ты одна мне…») усиливает экспрессию всей фразы, которая звучит ещё более печально.
В стихотворении «Письмо матери» выражается надежда на то, что преодоление раздирающих душу противоречий возможно через соприкосновение с исконным, вечными святынями: отчим домом, материнской любовью, красотою природы:
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Но в стихотворении звучит тревожная нота: надежда лирического героя несостоятельна. Причиной тому – он сам, утративший способность управлять своей судьбой:
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось…
Литератор Иван Евдокимов рассказывает о впечатлении, произведенном на него авторским чтением «Письма к матери»: «Зажало мне крепко и жестко горло, таясь и прячась, я плакал в глубине огромного нелепого кресла, на котором сидел в темнеющем простенке между окнами».
Лирический герой стихотворения «Письмо матери» покоряет нас той стороной своей натуры, которую сам назвал «нежностью».
Стихотворения 1924 года «Письмо от матери» и «Ответ» построены на резком противопоставлении сыновней любви поэта и презрения к окружающему его «чужому и хохочущему сброду». Поэт давно не виделся с матерью. Видимо, в зрелые годы каждому приходит ощущение нехватки родного и близкого человека рядом. Хочется с ним поговорить о наболевшем, излить свою душу, попросить совета, поделиться своими мыслями. Задушевны и доверчивы беседы поэта с матерью. Мать видит его в мечтах совсем не поэтом: «Знаю я на опыте твоём: поэтам деньги не даются». Ей хочется видеть его опорой семьи: «но если б был ты в доме… тогда б жилось смелей… а ты, как сын, покоил нашу старость». В «Ответе» он пишет:
Но время будет,
Милая, родная!
Она придет, желанная пора!
Недаром мы
Присели у орудий:
Тот сел у пушки,
Этот - у пера.
«Милая, добрая, старая, нежная», - с такими словами, полными глубокой любви, обращается поэт к матери.
Многие его стихи отмечены такими задушевными интонациями, что, кажется, писались они самой нежностью:
…Милая, добрая, старая, нежная,
С думами грустными ты не дружись,
Слушай – под эту гармонику снежную
Я расскажу про свою тебе жизнь…
(«Снежная замять дробится и колется…»)
Стихи, обращённые к матери!.. Сколько русских поэтов прикасались к этой священной теме, и только, пожалуй, Есенину удалось со всей непосредственностью и теплотой передать в стихах неизбывчивость сыновнего чувства к матери.
Старушка милая,
Живи, как ты живешь.
Я нежно чувствую
Твою любовь и память.
Гораздо легче говорить о любви к человечеству, чем быть чутким к людям, которые тебя окружают (к родителям, сестрам, братьям, друзьям). И как же часто мы бываем черствы по отношению к самым близким, в особенности к родителям.
Мать Сергея Александровича Есенина, Татьяна Федоровна, похоронена на Ваганьковском кладбище в Москве рядом с великим сыном. Неподалеку, в боковых аллеях, образуя своеобразный «есенинский» квадрат, - могилы сестер Екатерины Александровны и Александры Александровны, его жены, Зинаиды Николаевны Райх, и сына, - Константина Сергеевича.
4. «Я красивых таких не видел»
Из воспоминаний Александры Есениной: « Летом 1922 года в селе Константиново был пожар, который за два – три часа уничтожил более 200 построек. Горели дома, амбары, наполненные хлебом риги. Дом Сергея Есенина, сгоревший в это время, был небольшой, но красивый. Наличники, карниз причудливо вырезаны и выкрашены белой краской; железная крыша, водосточные трубы и обитые тесом углы дома выкрашены зеленой краской. Три передние окна выходили в сторону церкви. Из них был виден синеющий в дали лес, излучина Оки и заливные луга. Этот дом сгорел дотла. Построить новый не было возможности, тогда родители, получив страховку за сгоревший дом, купили маленькую шестиаршинную избушку. По всему участку росли ползучие вишни, которые доставляли много хлопот нашим родителям – нужна была земля под картошку. Ну, а нам, детям, много огорчений приносила вырубка и распашка его сохой или плугом».
В стихотворении «Письмо к сестре», написанном в 1925 году, Сергей описывает свои переживания по этому поводу.
Ах, эти вишни!
Ты их не забыла?
И сколько было у отца хлопот,
Чтоб наша тощая и рыжая кобыла
Выдергивала плугом корнеплод.
Отцу картофель нужен.
Нам был нужен сад.
И сад губили,
Да, губили, душка!
Об этом знает мокрая подушка
Немножко… Семь…
Иль восемь лет назад.
Столько нежности можно проследить в этих строчках. Есенин очень любил свою сестру, и почти в каждом произведении, посвященном ей можно проследить это чувство.
Вспоминает сестра Шура: «осенью 1925 года Сергей много работал, уставал и нервничал и был рад, когда мы, сестры, приходили к нему. С Катей он мог посоветоваться, поделиться своими радостями и горестями, а ко мне относился как к ребенку, ласково и нежно. В один из сентябрьских дней он предложил нам покататься на извозчике. Мое внимание привлекли кошки. Уж очень много их попадалось на глаза. И я сказала об этом Сергею. Сначала он только улыбнулся, но потом вдруг громко рассмеялся. Моё открытие он превратил в игру, предложив считать всех кошек, попадавшихся нам на пути. Когда мы доехали до Театральной площади, Сергей предложил зайти пообедать. И вот я первый раз в ресторане. Я увидела себя в огромном зеркале и оторопела: показалась такой маленькой, неуклюжей, одета по-деревенски и покрыта красивым, но деревенским платком. Видя моё смущение, Сергей все время улыбался и проговорил: «Смотри, какая ты красивая, как все на тебя смотрят…». Я огляделась по сторонам и убедилась, что он прав. Все смотрели на наш столик. Тогда я не поняла, что смотрели-то на него, а не на меня.
На следующий день Сергей написал и посвятил мне стихи: «Ах, как много на свете кошек, нам с тобой их не счесть никогда…» и «Я красивых таких не видел…».
Я красивых таких не видел,
Только, знаешь, в душе затаю
Не в плохой, а в хорошей обиде –
Повторяешь ты юность мою.
Все стихотворение проникнуто легкой грустью о родительском доме, о невозвратном детстве, о любви к сестре:
Ты - моё васильковое слово,
Я навеки люблю тебя.
Много стихотворений Сергей Александрович посвящал сестре Александре. «Ты запой мне ту песню, что прежде напевала нам старая мать», - просит он её, и под эту песню вспоминает родной дом, милые черты своей матери:
Я ведь знаю, и мне знакомо,
Потому и волнуй и тревожь –
Будто я из родимого дома
Слышу в голосе нежную дрожь.
Ты мне пой, ну, а я припомню
И не буду забывчиво хмур:
Так приятно и так легко мне
Видеть мать и тоскующих кур.
Александра Сергеевна вспоминает, что мама, Татьяна Федоровна, очень любила петь. Выполняя, любую работу она напевала различные песни. Наверное, поэтому в воспоминаниях Сергея она осталась всегда поющей. Об этом он пишет и в своем стихотворении.
Семья и Родина одно не разделимое целое для поэта. Поэтому в сентябре 1925 года он напишет ещё одно стихотворении посвященное сестре «В этом мире я только прохожий…». В нем можно проследить любовь к Родине: