Смекни!
smekni.com

Оппозиция образов Том Джонс - Блайфил в "Истории Тома Джонса, найденыша" Генри Филдинга (стр. 2 из 2)

«Том Джонс» отмечает собой вершину творчества Филдинга. Последовавший за ним последний период творчества Филдинга, в центре которого стоит «Эмилия», характеризуется ослаблением реалистического таланта писателя и его сатирической заостренности.

филдинг найденыш роман образ

Оппозиция образов

Том Джонс и Блайфил представляют собой практически две противоположности. И дело не только в том, что Том Джонс добрее, красивее, благороднее Блайфила. У этих героев абсолютно противоположные представление о счастье и добродетели, противоположные цели в жизни. Ведь даже, несмотря на все те ужасные поступки, которые совершает Блайфил, мы не воспринимаем его как закоренелого злодея. Он не вызывает ненависти. Скорее удивление. Этому человеку абсолютно чужды какие-либо муки совести (например, сцена, когда Том Джонс обнаруживает его рыдающим после того, как сквайру Олверти открылась вся правда. Филдинг отчётливо пишет о том, что рыдал он потому что боялся за свою судьбу, но его нисколько не волновали моральные аспекты произошедшего), и даже, на мой взгляд, многие человеческие чувства: преданность, любовь (он хотел жениться на Софье лишь из-за денег, а ведь она – хороша собой, благородна, Филдинг рисует её так, что в девушку просто невозможно не влюбиться), дружба. Его интересуют лишь деньги, да и некоторое тщеславие (автор говорит о том, что женитьба на Софье, помимо денег, доставила бы ему ещё одно удовольствие – унижение Тома Джонса). Вся жизнь Блайфила построена на расчёте, в нём практически нет эмоций, кроме самых низменных, как то: страх за свою жизнь и благополучие, желание материального блага, желание самоутвердиться, нередко и за счёт других. На протяжении всего произведения Блайфил не совершил ни одного необдуманного поступка, предавшись порыву чувств, он лишь разыгрывал их перед Олверти, чтобы тот поверил в любовь Блайфила к Софье. И каким же действительно нужно быть уравновешенным и расчётливым человеком, чтобы на протяжении стольких лет благородный и умный сквайр не заподозрил в нём того ничтожного подлеца, каким он был на самом деле!

Том Джонс же наоборот переполнен чувствами, эмоциями, он полон жизни. И, хотя Филдинг и рисует нам множество дурных поступков, вытекающих именно из этой юношеской горячности и необдуманности, он не строго осуждает нашего героя за это. Во-первых, потому что они заключены в человеческой природе, противостоять им очень сложно молодому человеку (например, измены Тома Джонса Софье), для этого нужно уметь бороться с захлёстывающими чувствами, во-вторых, Том каждый раз после проступка мучается невероятными угрызениями совести, в-третьих, автор подчёркивает, что все они делались вовсе не со зла и не намеренно, просто эти переполняющие героя эмоции иногда захлёстывают его настолько, что заставляют забыться.

Но это гораздо лучше, чем быть бесчувственным расчётливым эгоистом, как Блайфил! Ведь проступки Тома Джонса с лихвой искупаются его добродетельностью, благородством, способностью любить и быть горячо благодарным, которыми не обладает Блайфил. Так же не обладает он и способностью к угрызениям совести, он просто не может измениться, его жизненные идеалы и позиции абсолютно исключают любую возможность стать лучше или хуже. Единственный человек в мире, который его волнует – он сам. Филднг подчёркивает, что гораздо лучше быть живым юношей, который порой поступает неверно, но не из-за дурных намерений, а из невоздержанности или неумения контролировать себя. Такой человек научиться сдерживать свои страсти, и вырастет, возможно, в благородного сквайра Олверти. Но из такого, как Блайфил, никогда не получится достойный человек.

Том Джонс добр, красив, благороден, он ничего не боится, способен к состраданию, к великой любви, ему чужда ненависть, излишняя самовлюблённость, злоба. Ни одного по- настоящему бесчестного поступка не совершил он за всю свою жизнь, а за все свои проступки он мучается невероятным осознанием собственной неправоты. И по окончании произведения мы верим, что он больше не станет их совершать, ведь он обрёл истинное счастье и ему открыта дорога добродетели.

Так же замечание в конце про Блайфила о том, что он копит деньги, жертвуемые ему Олверти и даже Джонсом (в тайне от сквайра, Тому абсолютно чужда злопамятность и так поражает его сострадание и человеколюбие, ведь именно Блайфил виновник всех его страданий!), чтобы купить себе место судьи, показывает, что он-то точно не изменился и не изменится.

Но почему два единоутробных брата настолько различны? Ведь воспитание у обоих было одинаковое, но Джонсу удалось избежать влияния наставников, которые заботились только о себе, и внушали мальчикам ложные истины, а Блайфилу нет.

Противопоставление этих двух героев – это противопоставление расчётливого разума доброму, чувствительному сердцу. И сердце одерживает победу, ведь, по мнению Филдинга, изначально человеческая природа создана добродетельной, но влияние общества портит её, изменяет. Таким образом, Филдинг уже предвещает недовольство буржуазными устоями, царившим в мире.


Список используемой литературы

1. http://ru.wikipedia.org/wiki

2. История Тома Джонса, найдёныша. – М.: Правда, 1982