Проповеди Шимоды и в самом деле содержат целый ряд высказываний, способных насторожить ревностного христианина. Он хочет, чтобы люди стали всемогущими н уподобились богам - но ведь то же самое предлагал Еве змий, соблазнивший ее к грехопадению! Он начисто отвергает понятие греха, заявляя: "Мы все свободны делать то, что мы хотим". И даже более того: по его мнению, мы свободны даже причинять вред кому бы то ни было, если это соответствует нашим намерениям. Когда Ричард Бах попытался опровергнуть это утверждение, Шимода вызвал к нему. призрак трансильванского вампира. Вампир принялся выпрашивать у Баха "каких-нибудь пол-литра крови", утверждая, что без крови он просто погибнет, и исчез только тогда, когда напуганный Бах уже был готов причинить ему весьма ощутимый вред.
Действительно, мессия Дональд Шимода воспринимает жизнь не по-христиански. Для христианина жизнь - это испытание, которому подвергается его добродетель; для Шимоды - своего рода учебная игра, которую можно переиграть в случае неудачи. В своем стремлении преодолеть автоматизм повседневной жизни он больше похож на Гурджиева или Ошо, чем на Христа или Будду; а молодые американцы 70-х годов, несомненно, находили в нем сходство с Джерри Рубином, идеологом "психоделической революции", призывавшим "сделать это" без раздумий и прямо сейчас.
Сам автор так говорит об истории создания "Иллюзий":
"После того как "Чайка по имени Джонотан Ливингстон" вышла в свет, меня не раз спрашивали: "Ричард, что ты собираешься писать дальше? После "Джонатана", что?" Я отвечал тогда, что дальше мне вовсе нет необходимости писать, ни единого слова, и что мои книги уже сказали все, что я хотел бы ими сказать. В свое время мне пришлось и поголодать, и продать свою машину, и все такое прочее, поэтому было довольно занятно, что уже не надо сидеть до полуночи за работой.
Однако, почти каждое лето я отправлялся на своем почтенном биплане в плаванье над изумрудными морями лугов на Среднем Западе Америки, катал пассажиров и снова начал чувствовать прежнее напряжение - осталось еще кое-что, чего я сказать не успел.
Мне вовсе не нравится писать книги. Если я только могу повернуться к какой-нибудь идее спиной, оставить ее там, во мраке, за порогом, то я даже не возьму в руки перо.
Но время от времени передняя стена вдруг с грохотом разваливается, осыпая все вокруг водопадом стеклянных брызг и кирпичной крошки, и кто-то, перешагнув через этот мусор, хватает меня за глотку и нежно говорит: "Я не отпущу тебя пока ты не выразишь меня словами и не запишешь их на бумагу".
Именно так я и познакомился с "Иллюзиями"
космогония метафизический ричард бах
Рассматривая творчество Ричарда Баха, мы, как ревностные исследователи, ответили на некоторые вопросы, но взамен мы получили другие.
Самые простые вопросы на деле самые сложные. Где ты родился? Где твой дом? Куда ты идешь? Что ты делаешь? Думай об этом время от времени и следи за тем, как меняются твои ответы".
Ричард Бах уверен, что в ходе духовного роста человека ответы на эти вопросы неизбежно должны изменяться. Каждая новая ступень заставляет нас по-новому осознать свой мир, свое прошлое, свои действия и свои цели. "В наше время все движется от материального к духовному. пока очень медленно, но этого движения не остановить", - утверждает он. Эта философия вечного движения и неограниченных возможностей наиболее популярна среди молодежи; более зрелые люди склонны относиться к подобным утверждениям несколько скептично. Однако нам кажется, что в произведениях Ричарда Баха основное значение имеет вовсе не буквальный смысл того или иного высказывания: в конце концов, даже в "Справочнике Мессии" сказано, что "все в этой книге может оказаться ошибкой". Азарт духовного поиска, неприятие каких бы то ни было условностей и ограничений, бодрый дух абсолютной свободы, динамичное и остроумное изложение, - вот те достоинства, которые еще долго будут привлекать к себе читателей, стремящихся открыть Дверь в Иное.
"Чайка - это воплощение идеи безграничной свободы, воплощение образа Великой Чайки, и все наше тело, от кончика одного крыла до кончика другого - это ничто иное как наша мысль" - такова основная заповедь странной чайки - Джонатан Ливингстона. Что ожидает того, кто попытается нарушить закон стаи и открыть чайкам радость полета и ощущение свободы? Покорив пространство и время, пройдя через страдание и одиночество, познав любовь к ближнему, Джонатан всё же смог вернуться к отвергнувшим его и подарить им свою свободу, свой мир, мир гораздо шире, светлее, прекраснее и интереснее того, что они знали и принимали как истину всю свою жизнь.
А Дональд? Мы видим его в сюжетной линии простым чудотворцем, который творит свою жизнь. И Ричард Бах, описывая себя как ещё одного главного героя произведения, говорит ещё в самом начале: "Что, если бы пришел кто-то, кто смог бы научить меня, как действует мой мир и как им управлять? Что, если бы Сиддхартха или Иисус пришли в наше время с властью над иллюзиями мира, ибо они знали бы реальность, лежащую за ним? И что, если бы я лично встретил его, если бы он летал на биплане и приземлился на том же самом поле, что и я? Что сказал бы он и как бы он выглядел?"
В ходе написания работы мы увидели, как рождались, формировались и развивались миры, представленные в произведениях Ричарда Баха. Ведь они, эти миры, несравнимы с тем миром, в котором живет обыватель, среднестатистический гражданин.
Е.П. Блаватская говорила: "Нет мира вне нас". Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что эти показанные нам миры героев произведений явились одним из ярчайших примеров космогонии в современной метафизической прозе.
1. М. Туровская. Статья из журнала "Иностранная литература" (12, 1974)
2. Журнал "Октябрь", No1, 1998
3. Г.Л. Тульчинский, М.С. Уваров. Перспективы метафизики: классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков
4. Журнал "МЕТАФИЗИКА И РЕАЛИЗМ" № 06 (638) от 08 февраля 2006 г.
5. Большая Советская Энциклопедия // Internet
6. Электронная еврейская энциклопедия // Internet
7. Википедия // Internet
8.Р. Бах. Чайка по имени Джонатан Ливингстон. - К.: София, 2006
9 Р. Бах. Иллюзии. - К.: София, 2006
10.А. Яковлева "Интервью с Ричардом Бахом". Журнал "Путь" №12 от 04 декабря 2004 г.
11. Чайка по имени Джонатан Ливингстон (1970). Иллюзии (1977). М.: ИД "Гелиос", 2001. - 224 с.
12.Н. Покровский. Статья из журнала "Наука и религия" (№ 1, 1989)
13. Элизабет Вандерхилл. Из энциклопедии "Мистики ХХ века".