Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
В жизни Пушкина не могла не произойти встреча со святыми людьми. Особенно в моменте его нравственных переживаний, связанных с поиском смысла жизни. Знаковая и показательная во всех смыслах встреча, которой можно только восхищаться и удивляться – это поэтическая встреча митрополита Филарета и Пушкина.
В 1830 году, спустя два года после написания этого унылого стихотворения, генеральша Хитрово привезла в дом на Волхонке, принадлежавший приятелю святителя Филарета Сергею Михайловичу Голицыну, свежий номер «Северных цветов» с новыми стихами Пушкина. Раскрыв альманах, она с восторгом читает их гостям Голицына. Слушая горестные строки, митрополит Филарет ужаснулся бездонной глубине отчаяния и безверия, распахнувшейся пред ним. Он приехал вечером к себе на Троицкое подворье и тотчас сел за перо. Привыкший проповедями исправлять людей, святитель принялся исправлять поэзию Пушкина:
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум —
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум!
Этот стихотворный ответ митрополита был доставлен в Санкт Петербург. Филарет мог лично привезти его туда, отправившись на зимнюю сессию Святейшего Синода. Но он поручил это сделать все той же Хитрово.
«Стихотворение «Не напрасно, не случайно…» получил не тот Пушкин, который писал «Дар напрасный». Тогда, в конце двадцатых годов, возвращенный из ссылки Николаем I, он оказался в петербургском свете, окунулся в его суету и ужаснулся не только самой этой суете, но и своей собственной сопричастности ей. Прошло время, Александр Сергеевич впервые по-настоящему полюбил, душа его открылась и засияла по-новому. Он побывал в действующей армии, увидел победоносную доблесть русского солдата, сам рвался в бой и осознавал его упоение. В наступившем 1830 году он готовился к свадьбе с Натальей Николаевной Гончаровой. Сей год станет годом Болдинской осени, но уже сейчас, в январе, из-под пера гения одно за другим выходили стихи, свидетельствующие о новом великом приливе его творчества. Он пишет:
«Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом…»
Он пишет
Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем
Восторгом чувственным, безумством, исступленьем…
Он также пишет:
«Пора! в Москву, в Москву сейчас!
Здесь город чопорный, унылый.
Здесь речи — лед, сердца — гранит…»
И вот из этой самой Москвы, куда душа его летит, ему весточка от самого владыки Московского!»/
И по прочтении, в воскресенье 19 января 1830 года Пушкин садится писать ответное стихотворение.
В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.
Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.
Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.
И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.
Твоим огнем душа согрета
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт.
С этой очищенной душой он в марте отправляется я в Москву, там и состоялась его помолвка с Натальей Николаевной Гончаровой.
Прилежно в памяти храня… 6 мая 1830 г
Эти строки посвящены будущей супруге
Прилежно в памяти храня
Измен печальные преданья,
Ты без участья и вниманья
Уныло слушаешь меня…
Кляну коварные старанья
Преступной юности моей,
И встреч условных ожиданья
В садах, в безмолвии ночей.
В своем духовном прозрении Пушкин расстается с грешным прошлым.
Он мечтает впредь сделаться верным мужем, избавиться от пагубного донжуанства. Не менее важно и то, что он вскоре произносит анафему безбожной толпе, анафему гордыне, анафему жажде славы. Эта анафема — в одном из самых лучших и главных его стихотворений:
Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
Свадьба состоялась 18 февраля 1831 года в храме Большого Вознесения у Никитских ворот. (Что символично, и даже сам Пушкин отметил, что с праздником Вознесения его связывает Промысел Божий). Но все же Пушкин не был и не стал человеком церковным. В храм он ходил редко и даже писал жене, которая была весьма набожна: «Помню, как ты молилась на коленях... Я не молитвенник, так хоть ты помолись за меня». Вера была в его сердце, но жил он очень по-разному. Поэзия – это стихия, которая может унести человека куда-то даже вопреки его воле и желанию... Поэтому, представляется возможным говорить, что Пушкин не был православным поэтом, а скорее поэтом православного народа.
Недаром, Пушкина через некоторое время будут провожать в последний путь «не только как величайшего поэта, но и поэта нашего народного, каким явился он если не во всех, то в лучших своих произведениях. Он отозвался своею чуткою душой на все предания русской старины и русской истории… Он глубоко проникся русским духом и всё, воспринятое им от русского народа, перетворив своим гениальным умом, воплотил и передал тому же народу в сладкозвучных песнях своей лиры, которыми и услаждал соотечественников, и незаметно укреплял в чувствах патриотизма и любви ко всему родному».
Кстати, на этом благодеяния святителя Филарета по отношению к Пушкину не закончились. После смерти Пушкина на дуэли вполне могло статься, что его нельзя было бы отпеть в храме, похоронить внутри церковной ограды и поминать со всеми христианами, ведь дуэль признавалась не только государственным, но и православным преступлением. В отношении дуэлянтов не существовало особых постановлений, они попросту приравнивались к самоубийцам. На исполнении этой строгости в отношении Пушкина настаивал Петербургский митрополит Серафим. Но благодаря вескому слову святителя Филарета Московского государь Николай Павлович не поменял своего доброго отношения к поэту после его смерти в угоду букве государственного и религиозного закона, и Пушкин был похоронен как православный человек.
Брожу ли я вдоль улиц шумных… 1829 г
Рассматривая духовно-нравственный опыт Пушкина можно увидеть в его творчестве и другие перспективы. В указанном времени мы застаем поэта в сосредоточении своего чувства на покаянии и на неизбежности смерти:
Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь ни видно нас,
Мы все сойдем под вечны своды –
И чей-нибудь уж близок час.
Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.
Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе цвести.
«Отцы пустынники и жены непорочны…» . 22 июля 1836 года
Это произведение написано в период творческой зрелости поэта, когда до его трагической гибели фактически осталось полгода. При жизни Пушкина стихотворение не было напечатано. Оно входит в цикл, дошедший до нас не полностью, и обозначено под номером II. Произведение перелагает великопостную молитву Ефрема Сирина, преподобного святого, прошедшего тернистый путь познания Бога.
Случайно ли то, что именно незадолго до смерти Пушкин обратился к библейским молитвам, создав стихотворение «Отцы пустынники…»? Предчувствовал ли он смерть, или это было просто желание зрелого поэта еще раз обратиться к Богу? А.С. Пушкина из всех молитв умиляет одна. И ею стала молитва, которую читают «Во дни печальные Великого поста». Пост требует от человека смирения, послушания, отказа от многих благ жизни, милосердия и сострадания к ближнему. Это своего рода очищение перед всевидящим оком Господа.
Разговор человека с Богом – святая тайна, подобно тайне любви, рождения и смерти, и Пушкин произносит свое откровение-молитву искренне, с большим чувством. О чем просит Бога поэт? Не благ, не злата и серебра. Он беспокоится о своей душе, о том, чтоб в ней не было «духа праздности», «любоначалия», «празднословия».
И даже Пушкин произносит слово: «Дай!». Проникновенно, с волнением взывает ко Всевышнему: «Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья, Да брат мой от меня не примет осужденья». Заключительные строки стихотворения можно поставить лейтмотивом всего творчества А.С. Пушкина: «И дух смирения, терпения, любви и целомудрие мне в сердце оживи».
Слово «целомудрие» Пушкин оставляет в самой последней строке, скорее всего потому, что оно для него важнее других. Можно даже сказать, актуальнее. Как и любой человек, томящийся грехом, но искренне хотящий от него избавиться, он просит Бога не застать его таким грешником, не запомнить в грехе, а дать исцеление – противоположное состояние нравственной нечистоте – целомудрие.
Можно отметить, что тон повествования соответствующий прошению - размеренный, молитвенный. Размеренность повествования достигается за счет стихотворного размера и четко организованной рифмы. Пушкин прибегает к любимому своему строению стиха, пишет ямбом, располагая рифму в смежном порядке. Стихотворение можно разделить на две смысловые части. Первая – рассуждение поэта о том, что есть много молитв, с которыми люди обращаются к Богу. Вторая часть – молитва, избранная поэтом. Но и в ней можно выделить два начала. Поэт взывает к Богу с просьбой избавить его душу от «грехов», а затем умоляет о «благодати» для своего сердца.