Контрольная работа по предмету
Христианство и русская литература
Сочинение на тему
«Избранные произведения А.С. Пушкина в аспекте его духовно нравственного опыта»
Введение
Каждое новое поколение человечества помимо великого дара в виде накопленного опыта предков обременяется еще и ответственностью за нравственное осмысление предыдущих времен. И чем больше поколений было испытано жизнью, тем более каждый человек должен творить современность, зная историю, почти как свою «должностную инструкцию». Ведь человеческая личность сама по себе – должность, то есть тот, кто должен что-либо делать, и за это дело нести ответственность.
Творец создал мир мерою, весом и временем. И сотворил его разумно, с любовью. Поэтому каждое явление закономерно и законы происхождения явлений соответствуют замыслу Творца. Они Им установлены. В этом Божественном порядке, венцом творения является человек. У человека есть свободная воля и бессмертная душа. Порядком бытия человека (что до грехопадения, что после) становится духовно-нравственный закон. Данные человеку Богом, основные законы жизни человека – заповеди. Засвидетельствованные в Священном Писании, они содержат много повелений. Они даются несколько раз в разных исторических условиях, и как правило в наиболее важные этапы человеческого бытия. Они соответствуют тому духовному состоянию, в котором находится человек в ту или иную эпоху…. Вот Адаму даются заповеди о невкушении плода, вот Ною даются заповеди о невкушении крови, вот Моисею даются десять заповеди, первая из которых «Я – Бог твой…», а вот и заповеди блаженства…
Казалось бы, как могут меняться принципы бытия? Но Господь, пришедший в мир грешных спасти, говорит: «Я пришел не нарушить закон, но исполнить». Сам духовно-нравственный закон для человека не менялся, т.к. установлен он как закон Богообщения, - как вершина, с которой Адам упал, и к которой он должен стремиться. И чем дальше человек падал с небесной высоты этого закона, тем труднее ему становилось воспринимать его. В конце концов, человек перестал разговаривать с Богом напрямую, как это делали ветхозаветные праведники. Хоть и формулировка заповедей была всегда адекватна эпохе, человек всегда умудрялся проживать жизнь благодаря свободной воле, в общем, по двум сюжетам: по закону Божьему и в отступлении от него.
Оставаясь разумным по природе, человек поступал неразумно, терял Бога, потом снова искал Его, находил сам, или Бог открывал ему себя. Наконец, Сам Бог стал Человеком, чтобы дать ему возможность воссоединить Себя с ним. Но свободу при этом Бог не забрал. И хотя свет Божьего Слова распространился по всему миру, в человечестве не прекратились потери и искания. Но во многом, благодаря разуму и свободе человека, его проявленной любви к ближнему, Божие слово закрепилось во времени. Результаты этих поисков стали фиксироваться. С помощью устной и письменной речи стал передаваться самый главный духовный опыт предыдущих поколений. Поиски Бога и жажда общения с Ним не могли не встретить активное Божие содействие. Так сотворенное в Духе Святом, появилось Священное Предание и Писание.
Прожив тысячелетия с момента образования письменности, современный человек обладает несметным сокровищем, духовным богатством, записанным Словом. Нам ныне живущим повезло, что богодухновенные тексты Писания дошли до наших дней, доступны и распространены по миру. Но нам не менее важны духовные искания людей, которые могли, талантливо используя художественные образы, рассказать свой опыт осмысления своей жизни, исторических событий, опыта других людей. Преломление через призму мировоззрения автора дает увидеть Свет в других, доселе невиданных красках. Ищущим Истину людям всегда интересны другие, ищущие, талантливые люди. Они интересны как личности, так как жизнью своей они также свидетельствуют о двух сюжетах человеческого жития – стремлениях к Богу и отдалению от Него. Познавая течение жизни предыдущих поколений, мы познаем себя, и пытаемся познать волю Бога относительно себя. «Укажи мне, Господи, путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою» (Пс. 142; 8)
Ярчайшим событием в мировой литературе, не только в момент его появления, но и с тех пор до нынешних времен, является творчество А.С. Пушкина. Количество исследований, посвященных ему как личности и его творчеству сосчитать можно с трудом, но и при этом вряд ли все аспекты жизни можно назвать изученными, и уж тем более подвергнуть их однозначному толкованию. А.С. Пушкин – незаурядная личность, талантливейший художник, гений – «парадоксов друг». Тем не менее, подкрадываясь к занавесу тайны его литературной жизни, мы можем изучить отдельные моменты его истории, чтобы прикоснуться к духовному опыту великого поэта.
Пользуясь образом, данным В.Ф. Одоевским - «Солнце русской поэзии», мы представим тепло этого солнца в том духовно-нравственном содержании, которым наполнены его произведения. И как в старом альбоме с фотографиями, найдя красивую, особенно важную для владельца карточку, мы сможем использовать избранные произведения, чтобы рассказать историю, связанную с событиями, в ней отраженными.
пушкин поэт стихотворение
Начало жизненного и творческого пути
Пушкин родился в день Вознесения - и весь его жизненный и творческий путь явил собою непрестанное восхождение к недостижимому на земле истинному идеалу Совершенства, который, в его понимании, представлял собою триединый тройственный образ Истины, Добра и Красоты. Неслучайно и последние предсмертные слова его - "выше, пойдем выше" - звали стремиться ввысь.
Между прочим, в день рождения Пушкина по всем церквам шли молебны, гудели колокола и на московских улицах народ кричал "ура". Москва в этот день праздновала рождение внучки императора Павла. Случайное совпадение двух событий (а существует ли, вообще, в Божием мире случайность?) привело к тому, что в день рождения величайшего гения России было народное ликование и колокольный звон.
Жизнь гения всегда трагична. "Много дано - много и спросится". Достойное несение великого бремени гениальности - тяжелый крест. Жизнь Пушкина была исключительно трагична и представляла собою, прежде всего, непрерывный нравственный подвиг непрестанной борьбы со своими страстями. От рождения Пушкин получил очень тяжелую порочную наследственность как со стороны отца, так и со стороны матери. Чрезвычайно рано проснувшиеся страсти истязали чуткую и нежную по природе душу поэта в течение всей его жизни.
«Все складывалось так, что Пушкин мог совершенно нравственно погибнуть. Но, к счастью, по милости Божией, даны были Пушкину и благие дары свыше; посланы были и добрые влияния на его жизненном пути, начиная даже с колыбели. Среди даров, посланных свыше, надо отметить врожденное большое доброе сердце, чрезвычайно чуткую совесть, повышенную моральную самокритику, исключительную высочайшую и чистейшую эстетическую одаренность вообще и светлый поэтический гений в особенности, особую ясность творческого ума и мужественную волю. При наличии этих врожденных подарков с неба - невозможно было не стать Пушкину религиозным, невозможно было ему не откликаться на благие влияния, зовущие к свету Божественной Истины, Добра и Красоты. Носителями таких благих и добрых влияний, посеявших в глубину глубин души Пушкина с ранних лет его детства и отрочества неумирающие семена подлинно "разумного, доброго, вечного" - были: бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, горячо и нежно любившая внука и, в свою очередь, любимая им; прославленная любимая няня Пушкина Арина Родионовна; диакон Александр Иванович Беликов (окончивший Славяно-Греко-Латинскую академию), преподававший отроку Пушкину Закон Божий, русский язык и арифметику (с 1809 по 1811 г.); и, наконец, дядька Никита Козлов, состоявший при Пушкине в детстве в Москве, затем, после окончания Лицея, в Петербурге; был при Пушкине в ссылке на юге и в селе Михайловском; служил камердинером после женитьбы Пушкина и отвозил со своим барином тело матери поэта из Петербурга в Святые Горы; а в начале февраля 1837 года отвозил туда же гроб с телом самого поэта». Безверие. 1817 г.
Мальчик, который был воспитан совершенно в западном духе (мама, папа его были светскими людьми, окружение все было светское, и ничего другого он не знал, то есть знал, конечно, в церковь водили, как положено, но читал в основном французские книжки), все усвоил так, как полагалось по законам новой России. Но вот что-то удивительное происходит с ним – и совершенно не потому, что он так хотел, или его так учили, или ему так посоветовали, или он сам додумался до этого. Это просто происходит. В 1817 г., в Лицее, 18-летний мальчик, которого еще абсолютно не интересуют духовные проблемы, пишет экзаменационное стихотворение “Безверие”, согласно заданию написать про неверующего человека. Он говорит о муках неверующего человека. O таком предмете, о котором он вряд ли думал глубоко за месяц до этого. Но перед ним стояла творческая задача, а он – очень творческое существо, его душа сразу стала работать. И он написал стихотворение, в котором удивительно точно описаны муки безверия. A написав его, пошел спокойно дальше – ничего с ним не случилось, потому что стихи родились из такой глубины его души, которая еще самому ему недоступна. Он еще сам не дорос до своей интуиции
«До определенного момента Пушкин сам считал себя неверующим, потому что его так воспитали — французская литература, Вольтер, Дидро... В Лицее их, конечно, водили в церковь, к исповеди и причастию, но все равно это было скорее для проформы. Лицейские методики воспитания и преподавания были во многом основаны на идеях французского Просвещения. И в идеологическом плане юный Пушкин был скорее атеистом, чем верующим. Но посмотрите его стихотворение «Безверие», написанное им в 1817 году для экзамена. Как он там описывает духовные страдания неверующего человека! Совершенно очевидно, что в этом лирическом стихотворении Пушкин изливает собственные переживания.