Другая опасность таится в формуле «литература - учебник жизни», на которую традиционно опирается Т.Ф. Курдюмова и которая приводит к «экспансии жизни в искусство» (Б.А. Успенский), к разрушению целостности художественного произведения.
В программе под редакцией В.Г. Маранцмана, на которую мы в первую очередь ориентировались в нашей работе, художественное произведение обретает ту роль, которую должно иметь эстетическое явление в процессе литературного развития ученика, а главным условием этого развития является формирование и совершенствование читательских умений ученика. Учитывая возрастные особенности школьников, программа предлагает систему роста и постепенного усложнения эстетической деятельности читателя. Изучение художественного произведения и теоретико-литературных понятий, собственное литературное творчество учеников - этоединый процесс, центральным событием которого является личностное осмысление литературного текста.
Достигается это интересной системой взаимодополняющих заданий: от чтения художественного произведения к его анализу, основу которого составляет интерпретационный момент и диалогический характер отношений как реципиента и произведения, так и реципиентов, в роли которых выступают одноклассники и учитель, а затем - к собственной творческой деятельности, которая может быть в определенной степени регламентирована, направляема, задана всем ходом и содержанием процесса изучения произведения, Такие творческие задания, как подобрать музыку, произведение живописи или самостоятельно выполнить иллюстрацию к тексту, предложить декорации и костюмы к драме, написать произведение в жанре изученного и т.д. помогают восприятию произведения как эстетического явления, а не морализованного жизненного факта.[4]
Творчество А.С. Пушкина изучается в соответствии с принципом ступенчатости, то есть — в каждом классе. Отбираются произведения, доступные возрасту учеников, готовящие их к восприятию в дальнейшем творчества поэта как многогранного и сложного художественного феномена
Творчество А.С. Пушкина представлено на всех этапах литературного образования: в начальной школе, на этапе наивного реализма (4-6 классы), в период эгоцентризма (классы среднего звена) и в старших классах — это 10-11 классы.
Наиболее активно жизнь и творчество поэта изучаются в классах среднего звена, к которым могут быть отнесены 6-9 классы. Программа на данном этапе литературного образования рассматривает творчество поэта на основе принципа ступенчатости, когда в каждом классе изучаются отдельные произведения и фрагменты биографии поэта, помогающие их понять. И только 9 класс, который также относят к среднему звену (поскольку часть учащихся завершают в это время свое обучение в школе и уходят в систему начального и среднего профессионального образования) изучает тему «А.С. Пушкин» монографически. Поэтому именно в 9 классе, являясь завершающем среднее звено, особенно важно единство классных и внеклассных форм организации учебного процесса.
Глава 2. Классная и внеклассная формы изучения поэзии А.С. Пушкина
в школе
2.1 Уроки по изучению лирики Пушкина
Система уроков по изучению творчества А.С. Пушкина индивидуальна для каждого учителя. Этот великий поэт столь дорог сердцу каждого русского человека, что невозможно собрать и вместить все его творчество в какую-то узко очерченную систему. Поэтому мы остановимся подробнее на некоторых моментах работы над лирическими произведениями Пушкина на уроке. Наша цель здесь: показать различные методы, которые могут применятся на уроке по изучению поэзии А.С. Пушкина.
Лирическое произведение трудно для восприятия тем, что часто не несет в себе ясного зрительного образа. Вовлечение читателя в творческий процесс поэта с помощью рассмотрения вариантов текста компенсирует работу по представлению поэтических образов и помогает решить еще одну задачу, важную при разборе лирики, - нахождение связи образов, разгадывание цепи ассоциаций поэта. При этом наблюдения за стихотворным текстом становятся не самоцельными операциями, а переходят в поиски смысла стихотворения, прослеживаниечувств поэта в нем.[5]
Рассмотрим эти процессы разбора на примере стихотворения «Зимнее утро», анализируемом на уроке в 7-м классе.
На уроке учитель восстановит реальную ситуацию произведения.
Стихотворение «Зимнее утро» написано 3 ноября 1829 г. в селе Павловском Тверской губернии. Приглашенный своей соседкой по Михайловскому, владелицей Тригорского Прасковьей Александровной Осиповой-Вульф, Пушкин не раз бывал в тверских поместьях Вульфов - Малинниках в Павловском. Живописные берега реки Тьмы; тишина и естественное и деревенской жизни, милое общество детей Осиповой: студены Дерптского университета Алексея Николаевича Вульфа, Анны Николаевны, беззаветно любившей Пушкина, Евпраксии Николаевны (веселой Зизи, как звали ее дома) - радовало поэта. Они подружились еще в Тригорском, когда в 1824 - 1825 годах Пушкин жил в ссылке в Михайловском.
Но в Малинниках и Павловском поэта окружала не простая веселость. Здесь жила поэзия, здесь видна была прелесть жизни природы, здесь, в отличие от Петербурга, слышалась искренность человеческих чувств. В «Романе в письмах», который Пушкин начал здесь же, в Павловском, героиня так пишет своей подруге в Петербург: «Деревня наша очень мила. Старинный дом на горе, сад, озеро, кругом сосновые леса».
Правда, деревенское уединение и зимняя неподвижность по рой удручали Пушкина. Накануне того дня, когда родилось «Зимнее утро», 2 ноября 1829 г., Пушкин написал грустное стихотворение. Приведем лишь отрывки из него:
Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю
Слугу, несущего мне утром чашку чаю,
Вопросами: тепло ль? утихла ли метель?
Пороша есть иль нет? и можно ли постель
Покинуть для седла, иль лучше до обеда
Возиться с старыми журналами соседа? Пороша.
Мы встаем, и тотчас на коня,
И рысью по полю при первом свете дня;
Арапники в руках, собаки вслед за нами;
Глядим на бледный снег прилежными глазами,
Кружимся, рыскаем и поздней уж порой,
Двух зайцев потравив, являемся домой.
Куда как весело! Вот вечер: вьюга воет;
Свеча темно горит; стесняясь, сердце ноет;
По капле медленно глотаю скуки яд.
Читать хочу; глаза над буквами скользят,
А мысли далеко... Я книгу закрываю;
Беру перо, сижу; печально вырываю
У музы дремлющей несвязные слова.
Ко звуку звук нейдет... Теряю все права
Над рифмой, над моей прислужницею странной:
Стих вяло тянется, холодный и туманный.
И «Зимнее утро», которое Пушкин стал писать на следующий день, поначалу звучало уныло. Вот первая запись в черновике:
Под голубыми небесами
Необозримыми коврами
Лежит, как саван, белый снег.
Сначала в стихотворении зима предстала как мертвый холод, пустота. Ведь саван - это белое погребальное одеяние. Но Пушкин ничего не хочет воспринимать прямолинейно, однозначно, плоско. Поэт всегда ищет радость и красоту. И выглянувшее, редкое зимой солнце наполняет его восторгом, таким порывистым, что он хочет разбудить «красавицу», «друга прелестного», которая еще отдана неге сна:
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Чтение стихотворения учителем предваряется словарным комментарием, а после чтения ученики обмениваются впечатлениями и находят с помощью учителя общий вопрос разбоpa: «Почему стихотворение, начавшись восторженно, кончатся грустно?»
Стихотворение написано почти полтора столетия назад, но вы слышите его как современную, сегодняшнюю речь. Впрочем, может быть, некоторые старинные обороты, выражения непривычны слуху.
«Сомкнуты негой взоры» - неоткрытые глаза, просыпаясь, нежатся в дремоте; богиню утренней зари звали Авророй, а греки - Эос и изображали ее «прекраснокудрой», «розовоперстой», иногда крылатой, иногда на коне. Вот, пожалуй, и все слова, которые могут затруднить чтение этого стихотворения.
Но в чем его смысл, отчего, начавшись восторгом («Мороз и солнце - день чудесный!»), стихотворение заканчивается строками, полными грусти:
И навести поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Размышляя над этим вопросом, на который ученики сразу ответить не могут, мы по строфам просматривали стихотворение стремясь увидеть его течение.
В первой строфе поэт и красавица по-разному чувствуют, рано откликаются на мир, на это зимнее озарение природы. Его со стояние - восторг, ее - дремота, нега. Она холоднее, недаром повторяется рядом слово «север». Поэт называет красавицу и северной Авророй, несущей яркий, ясный свет утра, а «звездой севера». Прекрасный, но далекий, холодный свет звезды трепещет, а заря сияет. Но поэт не упрекает красавицу. Слово «ужель», мелькнувшее в черновике, вычеркивается. Может быть, именно неотзывчивость красавицы на утреннюю радость заставляет поэта вспомнить ненастный вечер:
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче... Погляди в окно.
Пушкин упорно работал над этой строфой, стремясь передан, злое кружение зимней вьюги, хаос природы, стирающий прекрасные краски. И еще поэт хотел усилить печаль красавицы.
Вглядитесь в строчки черновика и подумайте, чем они отличаются от основного текста:
Вечор шумела вьюга.
Вечор метель шумела.
Мгла кипела.
Мгла клубилась.
Ты сидела...
Глядя задумчиво в окно.
Появление солнца приносит поэту надежду, что красавица очнется от своей печали, от своей дремоты. Чистые, яркие краски несет зимний пейзаж. Торжественна, величава красота зимы, и Пушкин выражает свое восхищение прямым эмоциональным эпитетом «великолепными коврами»: