Смекни!
smekni.com

Изучение лирики А.С. Пушкина в школе (стр. 4 из 5)

Таким образом, мы можем сделать вывод, что работа по изучении лирики Пушкина в школе на должна сводится только к прочтению и сухому анализу произведения. Да, произведение нужно и должно разбирать, но не препарировать, а входить в него, проникаться им. В этом очень помогают другие виды искусств, элементы которых применяются на современных уроках литературы.

2.2 Внеклассные формы работы по изучению поэтического наследия

А.С. Пушкина

И развивающее обучение, и проблемное преподавание, индивидуализация и дифференциация обучения и интенсификация учебного процесса не будут действенны без развития прочно сформированных интересов учащихся. Одним из путей формирования интереса к литературе и искусству является такая организация учебного процесса, которая составляет органическое единство классной и внеклассной работы, представляет собой целостную систему.[8]

Необходимым условием рения задачи, развития литературно-художественных интересов и углубления литературных знаний учащихся является связь внеклассной работы с учебной программой, систематичность и регулярность проведения внеклассной работы, разнообразие ее форм, массовость участия в ней школьников, учет возрастных и индивидуальных особенностей учеников. Системноеиспользование разнообразных форм внеклассной работы создаетусловия для углубления знаний по интересующим учащихся вопросам и проблемам. На уроках создаются ситуации, ставящие учеников перед необходимостью расширения своего кругозора. Они должны стимулировать желание заниматься во внеклассных и внешкольных учреждениях, кружках по интересам. В свою очередь, внеклассные занятия должны рождать у школьников потребность реализовать свои знания на уроках. Такая связь классных и внеаудиторных занятий будет способствовать активизации всего учебного процесса.

Одним из признаков системности в организации внеклассной работы является осуществление межпредметных связей.[9] Так, например, реализуя связи литературы и русского языка, организовывается работа литературного кружка, акцентируя внимание на языке произведения. Это способствовало осмыслению художественного образа в его литературном и языковом воплощении, позволило кружковцам почувствовать выразительность, гибкость и многозначность русского языка. В результате деятельности литературно-языкового кружка возросла активность его участников на уроках: они имели втрое больше оценок по этим предметам по сравнению с другими учащимися и более высокое качество творческих работ и сочинений.

На основе систематического использования межпредметных связей возможна организация и проведение комплексных внеклассных мероприятий, например, вечер 9-х классов «Музыкальные салоны 19 века», основанный на соединении изучения поэтического творчества А.С. Пушкина и музыкального искусства 19 века. Подготовка вечера включает организацию школьной выставки, тематическую направленность работ школьных кружков, проведение экскурсии в краеведческий музей.

Система внеклассной работы содействует возможности перевода интересов учащихся в новые области искусства.

При изучении поэтического наследия Пушкина возможно использовать самые разные формы внеклассной работы: экскурсии, вечера, диспуты, выставки, кружки, факультативные занятия и др. И вместе с тем, отметим, что внеклассная работа по литературе действенна и эффективна, когда ее формы взаимосвязаны, составляют при всем их разнообразии единство, когда, взаимопроникая и дополняя друг друга, они подвижны и гармоничны, то есть когда это система. Каждая форма внеклассной работы - отдельное звено единой цепи. Так, литературная экскурсия может предварять литературный вечер, который, в свою очередь, потребует подготовки литературной выставки, диспута. Вместе с тем каждая форма внеклассной работы самостоятельна, автономна.

Кружки — наиболее распространенная и стабильная форма внеклассной работы по литературе. Они позволяют углубить знания учащихся, формировать интерес к литературе и искусству на материале экскурсий, литературных выставок, факультативов, вечеров.

Одна из действенных форм внеклассной работы - литературные вечера. Тесно связанные с учебной работой, они способствуют обобщению круга знаний по искусству, истории и другим предметам, смежным с литературой. В процессе подготовки и проведения литературных вечеров учащиеся имеют возможность развить необходимые навыки работы с книгой, справочной литературой, отбора и систематизации материала.

Что же происходит с учеником при таком системном подходе к организации внеклассной работы? Прежде всего, активизируется процесс восприятия художественных явлений, он становится более целенаправленным и точным. Такое продвижение читателя вперед

На внеклассных занятиях могут решаться самые разные задачи: анализ конкретного произведения, знакомство с фактами культурной жизни, вхождение в мир иных, ранее мало знакомых или не знакомых вовсе художественных явлений и т.д. Есть еще одна задача, которая может успешно решаться средствами внеклассной работы — это интеграция отдельных сведений в представлении учеников, формирование целостной картины, например, об определенной эпохе. По-настоящему понять и почувствовать героев Пушкина, атмосферу той жизни, которую они проживают, наконец, понять и почувствовать самого поэта нельзя, не представляя тех конкретных реалий быта, которыми наполнена пушкинская эпоха. Примером внеклассного мероприятия, которое решает эту задачу, может стать «Литературная гостиная».

лирический поэзия пушкин школа


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обращение к разного рода источникам (педагогическим, методическим) показало, что разработка единой системы классных и внеклассных занятий — одна из актуальных проблем методической науки и школьной практики. Исследователи обосновывают системы принципов, видов, форм, приемов деятельности учащихся и учителя в процессе внеурочной работы. Такая система, на наш взгляд, необходима при изучении творчества любого поэта и писателя, но при изучении поэтического наследия А.С. Пушкина - особенно, так как он является величайшим русским поэтом, знакомство с творчеством которого необходимо детям в любом возрасте и в любом классе.

Литературный текст, в том числе и поэтический, - материал, на котором строится диалог читателя с автором и его культурной эпохой, это средство проникновения в иную культуру с её системой общечеловеческих ценностей, мировосприятием. Диалогическое изучение литературных произведений - эффективное средство активизации способов мыслительной деятельности учащихся, формирования самостоятельности мышления, основ исследовательской деятельности.

В нашей работе мы попытались уяснить суть данной проблемы и осветить использование диалога искусств на уроках литературы по изучению лирики А.С. Пушкина.

Также в нашей работе мы попытались проследить, как может быть организована внеклассная работа в школе по изучению поэтического наследия поэта, и пришли к выводу, что она может реализовываться в различных формах: факультативах, кружках, творческих вечерах.

Практика показывает, что кружки - наиболее распространенная и стабильная форма внеклассной работы по литературе. Они позволяют углубить знания учащихся, формировать интерес к литературе и искусству на материале экскурсий, литературных выставок, факультативов, вечеров.

Одна из действенных форм внеклассной работы - литературные вечера. Тесно связанные с учебной работой, они способствуют обобщению круга знаний по искусству, истории и другим предметам, смежным с литературой. В процессе подготовки и проведения литературных вечеров учащиеся имеют возможность развить необходимые навыки работы с книгой, справочной литературой, учатся отбору и систематизации материала. Круг познаний учеников, принимавших участие во внеклассной работе значительно расширяется. Они сопоставляют произведения живописи, творчество художников с аналогичными произведениями и явлениями в литературе. Обнаруживается большая литературная и художественная осведомленность участников внеклассной работы, широта их художественных интересов. Они оказались способными сопоставлять произведения двух или более. Литературная гостиная позволяет привлечь к работе почти всех учеников. При этом само «действо» является результатом большой подготовительной работы, в процессе которой школьники накапливают знания, общаясь посредством искусства.

Специфика школьного предмета литературы, по словам Г.А. Гуковского, заключается в том, что «в школе мы изучаем и само искусство, и науку о нем». Действительно, в литературе как в учебном предмете совмещаются две формы познания - образная (художественная) и логическая (научная).

Но образное познание невозможно без эмоциональной сферы. Как метко замечает литературовед В.В. Федоров: «Поэтический мир, помимо изображенных в слове и воспринимаемых действий героев, включает в себя такие действия, объектом которых является читатель. Переживаемая читателем эмоция, будучи событием его, вполне личной - духовной жизни есть одновременно и событие произведений». Следовательно, говоря о деятельном подходе кобучению литературе, мы должны учитывать и эмоциональное воздействие произведения, эмоциональный отклик читателя.